КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С выделение единиц счета
Категории анализа – это понятие, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). (Например, потребители с разным уровнем дохода, положительные отрицательные и нейтральные оценки товара определенной марки). Требования, предъявляемые к категориям: - должны быть исчерпывающими, т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами исследования; - взаимоисключаемыми, т.е. одни и те же части не должны принадлежать разным категориям; - надежность, т.е. они должны быть сформулированы таким образом, чтобы у различных исследователей была высокая степень согласия по поводу отнесения какой-то части содержания к той или иной категории. Единицей анализа (смысловой или качественной) является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. (Например, это может быть слово, устойчивое содержание слов, может не иметь явного терминологического выражения, а быть описательным, т.е. заголовок абзаца, раздела и т.п.) Поэтому возникает задача выделение признаков (индикаторов), по которым определяется наличие в тексте темы или идеи, значимой с точки зрения целей исследования. Индикаторами могут быть: - относящиеся к теме слова и словосочетания; - термины; - имена людей; - названия организаций; - географические названия; - пути решения экономических проблем, Например, при решении экономических проблем индикаторами могут быть отношение к событиям в терминах «за - против», «выгодно – невыгодно», «хорошо – плохо», в чьих это интересах, преследуемые интересы (политические, экономические, национальные, личные), социальные группы, общественные слои и т.п. Выбрав смысловую единицу и ее индикаторы, исследователь должен определить и единицу счета, которая является основанием для количественного анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа или ее индикатора. Единицы счета обладают разной степенью точности измерения, а так же разным временем, уходящим на кодировку материала, попавшего в выборку. Как правило, чем выше требование к точности, тем больше затраты времени на кодировку, с другой стороны, чем большая точность, тем более дифференцированы результаты и тем больше информации об объекте. Поэтому, приступая к исследованию, необходимо решить: - какая степень дифференциации нужна; - как получить ее с минимальными затратами. В практике методом контент-анализа были выделены общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям. 1.Время – пространство. Пригоден для исследований сообщений, передаваемых СМИ. За единицы счета принимают: число строк, абзацев, см2 площади, значков, колонок, посвященных какому-то вопросу, мнению, оценке. Для кино, радио и телевидения – это время, отведенное освещению определенного события или метраж пленки. 2.Появление признаков в тексте, т.е. наличие определенной характеристики содержания в любом признаке (например, упоминание определенной марки продукта в каждой из единиц контекстов, т.е. частей на которые разбит анализируемый текст. Так если за единицу контекста принят абзац, то появление любого признака засчитывается 1 раз, независимо от количества повторений этих признаков в абзаце). 3.Частота появления, т.е. когда фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики. При разработке программы маркетинговых исследований необходимо четко определить, какого рода характеристики объекта подвергаются изучению, и в зависимости от этого оценивать документы с точки зрения их адекватности, надежности, достоверности. Адекватность документа определяется как степень, в которой он отражает интересующие исследователя характеристики объекта, т.е. насколько он соответствует предмету исследования. Надежность оценивается сопоставлением всех данных содержания с какими-то другими данными. Здесь возможны несколько вариантов проверки: 1. Сравнение содержания документов, исходящих из одного источника. Такое сравнение может проводиться: а) во времени, т.е. когда сравниваются характеристики сообщений одного и того же источника в различные моменты времени; б) в различных ситуациях, например, в условиях разной покупательной способности населения; в) в различных аудиториях. 2.Метод независимых источников, т.е. выбираются характеристики из нескольких различных источников информации. Затем различия в характеристиках сравниваются с различиями в содержании сообщений. Оценка достоверности данных документа проводится путем последовательного перебора источников встречающихся в документе ошибок. Источники ошибок можно разделить на две категории: -случайные (например, опечатки в статистических данных) -систематические. Систематические ошибки делятся на сознательные и несознательные Сознательные ошибки часто определяются теми намерениями, которыми руководствуется автор при составлении документа (например, тенденциозное описание политической или экономической ситуации разными СМИ). Несознательные ошибки представляют наиболее серьезную опасность. Чаще всего встречаются в статистических документах.
Тема 6. Реальные процедуры и систематические ошибки сбора данных
6.1. Влияние и значение систематических ошибок
Ошибки, возникающие при обследовании, можно разделить на два основных типа: ошибки в выборке и систематические ошибки. Ошибка в выборке - разность между наблюдаемыми значениями количественного признака и их долгосрочным средним значением при повторении измерений. Основой для ее рассмотрения была концепция выборочного распределения некоторой статистики, например выборочного среднего, выборочной доли и тому подобное. Само понятие выборочного распределения неразрывно связано с понятием ошибки в выборке. Названное распределение существует благодаря тому, что различные выборки, сформированные в соответствии с принятым планом исследования, дают разные оценки параметра. Статистика меняется от выборки к выборке в силу того, что в каждом случае выборочному отбору подвергается лишь часть генеральной совокупности. Соответственно можно определить ошибку в выборке как разность между наблюдаемыми значениями количественного признака и их долгосрочным средним значением при повторении измерений. Ошибка в выборке может быть уменьшена путем увеличения объема выборки. Систематические ошибки являются отражением ошибок иного рода, которые могут возникать и не при выборочных исследованиях. Систематическая ошибка - ошибка исследования, не связанная с выборкой. Она может быть вызвана концептуальными или логическими ошибками, неправильной интерпретацией ответов, а также статистическими, арифметическими, табуляционными, кодовыми или отчетными ошибками. Систематическая ошибка подразделяется на: случайную и неслучайную. Случайные ошибки дают оценки, отличные от истинного значения; они могут приводить к отклонениям и в большую, и в меньшую сторону и имеют при этом случайный характер. Неслучайные систематические ошибки имеют более тяжкие последствия. Неслучайные систематические ошибки приводят к односторонним отклонениям, Соответственно для них характерна тенденция к смещению выборочного значения относительно параметра совокупности. Систематические ошибки могут являться следствием концептуальных или логических ошибок, неправильной интерпретации ответов, а также статистических, арифметических, табуляционных, кодовых или отчетных ошибок. Один из авторов писал: «Перечень возможных бед и напастей с увеличением наших познаний только расширяется… Многолетняя работа в определенной области, позволяет приобрести известный методологический опыт, который, к сожалению, практически никогда не становится доступным другим. Подлинной уверенности в правильности выработанных подходов нет и быть не может». Недостатки систематических ошибок: - не так часты, но и не настолько подконтрольны, как ошибки в выборке. При увеличении объема выборки ошибки в выборке уменьшаются. Сказать то же самое о систематических ошибках нельзя. В этом случае они могут, как уменьшаться, так и возрастать. - в систематических ошибках, как направление, так и величина ошибки могут оказаться совершенно непредсказуемыми, в отличие от выборок, где ошибки в выборке при использовании вероятностных методов могут быть оценены. - приводят к смещению выборочного значения относительно параметра совокупности. В ряде случаев нельзя судить даже о том, к чему именно приведут, — к переоценке или к недооценке параметра. - влияют на достоверность выборочных оценок. Вызванное ими смещение может увеличить ошибку оценки определенных статистик до такой степени, что оценка доверительного интервала окажется ошибочной. Например, одно из исследований, отражающие финансовое положение потребителей, направленное оценить уровень накоплений потребителей, проведенное Иллинойским университетом, служит наглядным свидетельством сказанного. В ходе этого исследования сравнивали полученные от потребителей сведения об их финансовых средствах и долгах с известной информацией, отражающей финансовое положение потребителей. Например, опытное обследование неожиданно показало, что систематические ошибки существуют не только в теории, оказалось, что именно они являются основной причиной замеченной тенденции к занижению собранных показателей. Эта ошибка не просто присутствовала в данных обследования, в ряде случаев роль систематических ошибок была настолько велика, что определение доверительных интервалов по известным формулам статистики теряло всяческий смысл. Следует отметить, что при увеличении объема выборки величина этой ошибки только возрастала. В некоторых ситуациях даже самые изощренные выборки не могут избавить от систематических ошибок. Особенно критичными ошибки становятся при работе с широкомасштабными, хорошо продуманными вероятностными выборками, т.к. при увеличении эффективности проектирования выборки и уменьшении выборочной дисперсии, эффект систематических ошибок усиливается. В связи с тем, что систематические отклонения практически не зависят от объема выборки, то сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Чем эффективнее составлена выборка, тем большую роль играют систематические ошибки и тем меньшим смыслом обладают вычисления по определению доверительного интервала, в основе которых лежат обычные формулы. В случае исследования, проведенного Иллинойским университетом, можно было определить систематическую ошибку, т.к. в распоряжении исследователей находились не только результаты опроса, но и реальные данные, отражающие финансовое положение потребителей. Предположим, что подобных данных нет. Исследователи могут предположить, что полученные ими ответы не совсем точны, но как они смогут определить хотя бы направление вызванного такими ошибками смещения? То ли респонденты сознательно завышали уровень своих сбережений, желая впечатлить интервьюера, то ли занижали их, боясь, что реальные цифры могут вызвать повышенный интерес у сотрудников Налогового управления. Предположим, что сам факт неточности приведенных сведений не вызывает у нас сомнений. Возникает еще один вопрос: какова величина этой «неточности»? Завышение реальной суммы на 10 000 долларов или ее занижение на 2000? Или наоборот? Часто проблема систематических ошибок оказывается центральной. Два типа систематических ошибок, отсутствие ответов одних и некорректные ответы других участников обследования, могут обратить результаты исследования на нет. Например, в результате специальных исследований, проведенных Бюро переписей, выяснилось, что такие систематические ошибки могут в десять раз превышать ошибку выборки. Помимо прочего, оказалось, что систематическая ошибка составляет большую часть ошибки исследования, в то время как случайная ошибка выборки сведена к минимуму. Систематические ошибки могут быть уменьшены, но уменьшение их связано не столько с увеличением объема выборки, сколько с использованием специальных методов. А для этого необходимо, прежде всего, осознавать их причины. На рис. 6.1 представлены основные типы систематических ошибок. Систематические ошибки делятся на два основных типа: ошибки, связанные с неполучением данных (ошибки ненаблюдения), и ошибки наблюдения. Ошибки ненаблюдения возникают вследствие невозможности получения данных от части элементов обследуемой совокупности и быть вызваны тем, что часть обследуемой совокупности не была представлена в выборке, или же элементы, отобранные для включения в выборку, не представили данных. Ошибки наблюдений возникают вследствие некорректной информации, полученной от элементов выборки, они могут возникнуть и на стадии обработки данных или формулирования итогового вывода. По ряду характеристик они представляют еще более опасность, чем ошибки ненаблюдения. В случае последних ошибки этого вида обусловлены неполным охватом или неполучением данных. О существовании же ошибок наблюдения можно и не подозревать.
Рис. 6.1. Виды систематических ошибок
Само понятие ошибки наблюдения основывается на предположении о том, что для количественного признака или признаков существует некоторое «истинное» значение. Соответственно ошибка наблюдения является разностью объявленного и «истинного» значения. И естественно, что определение ошибки наблюдения создает трудности, т.к. при исследовании задаются той самой величиной, определение которой является целью исследования.
6. 2. Понятие и сущность ошибок ненаблюдения
Рассмотрим ошибки ненаблюдения более подробно. Существуют два типа ошибок ненаблюдения: ошибки неохвата и ошибки неполучения данных. Любая из этих ошибок может привести к существенным неточностям, однако можно значительно уменьшить возможную ошибку. Ошибка неохвата – систематическая ошибка, являющаяся следствием того, что определенные части или целые блоки генеральной совокупности не были включены в основу выборки. Неохват может стать источником серьезных неточностей, при этом ошибка неохвата относится только к ошибочно выпавшим из рассмотрения частям совокупности, но никак не к частям, исключенным намеренно. Таким образом, проблема неохвата имеет отношение к основе выборки. Например, при общем обследовании ошибка неохвата может возникнуть при использовании телефонного справочника в качестве основы выборки. Телефоны есть далеко не у всех семей, и не все номера телефонов включены в справочник. Помимо прочего, существует целый ряд демографических отличий между лицами, имеющими телефоны и не имеющими их. При почтовом опросе, где основой выборки служит рассылочная ведомость, ошибка неохвата может быть следствием того, что рассылочная ведомость не дает адекватного представления о различных группах популяции. В тех случаях, когда данные должны собираться методом обхода квартир, респондентов сводят в своеобразную территориальную выборку. В этом случае основой выборки становится скорее не список респондентов, а определенные районы, кварталы или дома. Тем не менее, это не снимает проблемы неполноты основы выборки. Городские карты могут устареть, вследствие чего районы новой застройки полностью выпадут из рассмотрения. Помимо прочего, инструкции, данные интервьюерам, могут оказаться недостаточно детальными. Указание «начните обследование с северо-западной оконечности означенного района, избрав начальный пункт случайным образом и подвергая обследованию каждый пятый жилой дом» может оказаться неполным, если в этом районе существуют многоквартирные дома. Практика показывает, что при проведении обследования интервьюеры предпочитают обходить стороной ветхие или запущенные строения. Вместе с тем интервьюеры предпочитают общаться с максимально доступными членами семей, что противоречит положению инструкции о случайном характере опроса. Все это приводит к недостаточному представлению определенной части популяции при одновременном избыточном представлении другой, наиболее доступной ее части. Проблемы с основой выборки существуют и при проведении опросов в торговых центрах. С одной стороны, здесь отсутствует список элементов совокупности. С другой стороны, попасть в число обследуемых могут только те люди, которые привыкли совершать здесь покупки, при этом, чем чаще они это делают, тем выше вероятность того, что они станут респондентами. Именно по этой причине при обследованиях такого рода часто используются пропорциональные выборки. Тем не менее, использование пропорциональных выборок не снимает проблем, связанных с ошибками неохвата. Свобода же выбора респондентов интервьюером буквально распахивает двери для таких ошибок. «Недобор» характерен как для лиц с самыми низкими, так и для лиц с самыми высокими доходами. Руководитель проекта может не осознавать этого, поскольку исполнители зачастую склонны к фальсификации результатов, позволяющей скрыть это обстоятельство. Чем более сложной и развитой будет такая пропорциональная выборка, тем более критичным становится названный момент. Если некоторые элементы выборки будут задаваться набором, состоящим из трех или четырех признаков, интервьюер, испытывающий в этой связи определенные затруднения, может «немного слукавить», приписав требуемые характеристики тем, кто ими не обладает. Ошибка перебора может возникать из-за возникновения повторов в сводке элементов выборки. Единицы с множественными входами в основу выборки, например семьи, имеющие несколько телефонных номеров, имеют более высокую вероятность включения в выборку, чем единицы, соответствующие только одной позиции списка. Однако, для большинства исследований ошибки неохвата представляют значительно большую опасность. Ошибка неохвата представляет проблему не для любого исследования. В ряде случаев, при исследовании имеется в распоряжении четкая, ясная и полная основа выборки. Например, если администрация универмага решит провести обследование покупателей, приобретающих товары в кредит, проблем с определением основы выборки у нее не будет. Основа выборки, очевидно, будет совпадать со списком таких кредитов по открытым счетам. Возможны какие-то затруднения при распознавании активных и неактивных счетов, но указанная проблема может быть разрешена уже на подготовительном этапе исследования. Ошибки неохвата ставят перед исследователем два вопроса: 1) Насколько они серьезны? 2) Каким образом можно их уменьшить? Основная проблема состоит в том, что их величина может быть оценена только при сравнении результатов выборочного исследования с определенными независимыми внешними показателями. Внешний же показатель в свою очередь может быть либо определен посредством дополнительной проверки качества части результатов, либо получен в ходе другого надежного обследования, результаты которого не утратили своей актуальности, например, последней переписи населения. Рассмотрим случай, когда ошибка неохвата очень велика. Самое действенное состоит в улучшении качества основы выборки. Улучшение это может заключаться в обновлении карт, в выборочной проверке качества и репрезентативности выборки и т.п. Например, проблема отсутствия ряда элементов, характерная для телефонных обследований, может решаться путем набора случайных цифр или дополнительными звонками, хотя такой способ не дает адекватного представления о лицах, не имеющих телефона. Несовершенная основа выборки может быть улучшена лишь до определенного предела. Когда этот предел будет достигнут, можно попытаться уменьшить ошибку неохвата посредством отбора элементов выборки или уточнением результатов. Например, при формировании выборки по списку часто сталкиваются с тем, что в нем содержатся повторы, неподходящие элементы и пропуски. Первым шагом, направленным на исправление ситуации, должно стать обновление и уточнение списка, для чего могут использоваться дополнительные источники. Однако подобные меры могут привести только к сокращению количества пропусков, но не к выявлению повторов или неприемлемых элементов. При отборе элементов выборки неприемлемые элементы должны исключаться из рассмотрения. Не рекомендуется заменить неприемлемый элемент элементом, следующим в списке за ним, т.к. использование подобного приема может оказать серьезное влияние на характер выборки. Если отбор осуществляется случайным образом, следует просто перейти к следующему, отобранному случайным образом элементу. Если же отбор производится систематически, то при появлении неприемлемых элементов следует, прежде всего, отрегулировать выборочный интервал. Проблема повторов обычно решается методом корректировки. Обычно результаты получают вес, обратный, вероятности попадания элемента в выборку. Например, при обследовании, базирующемся на регистрационной ведомости автомобилей, каждому респонденту будет задан вопрос: «Сколько у вас машин?» Обладатель двух машин получит весовой коэффициент 1/2, обладатель трех машин соответственно 1/3. Ошибки неохвата: 1) относятся к разряду систематических ошибок и потому не входят в стандартные статистические зависимости; 2) как правило, не могут быть устранены посредством увеличения объема выборки; 3) могут иметь существенный размер; 4) могут быть уменьшены (но не обязательно устранены) при осознании их наличия с помощью улучшения основы выборки и принятия ряда специальных мер, позволяющих до определенной степени компенсировать остаточное несовершенство основы. Другой возможный источник систематического отклонения ненаблюдения – ошибка неполучения данных. Ошибка неполучения данных – систематическая ошибка, порождаемая отсутствием информации о некоторых элементах, которые должны были войти в состав выборки. Для того, чтобы оптимизировать и стандартизировать практику исследований предлагается следующее стандартное определение доли ответивших. Доля ответивших – отношение количества проведенных с респондентами интервью к количеству приемлемых респондентов в выборке. Различают две главные причины ошибки неполучения данных — это отсутствие и отказ от интервью. Ошибки неполучения данных могут возникать при обследованиях, использующих личный, телефонный или почтовый опросы. При проведении почтовых опросов проблема отсутствия подменяется проблемой неполучения опросного листа. Опросный лист может просто затеряться на почте, и в этом случае систематическую ошибку можно считать случайной (если только этой потере не подлежат некие фундаментальные причины, такие как выбытие или смерть адресата; последние приведут к появлению систематической ошибки) Данные о некоторых элементах выборки могут отсутствовать, поскольку в момент звонка интервьюера респондентов может не оказаться дома. Опытные данные показывают, что процент отсутствия растет со временем, при этом многое зависит от респондента и времени суток, в которое совершается звонок. Замужние женщины с маленькими детьми в течение дня (речь не идет о выходных) оказываются дома чаще, чем мужчины или бездетные и незамужние женщины. Вероятность того, что ответят, выше для семей с низким достатком и для сельских семей. Этот показатель подвержен сезонным и недельным (рабочие дни или выходные) колебаниям. Таким образом, отсутствие – систематическая ошибка, возникающая вследствие неполучения ответов от заранее определенных респондентов, отсутствующих дома в момент звонка регистратора. Для снижения эффекта отсутствия может быть принят ряд мер при некоторых исследованиях интервьюер может заранее договориться с респондентом о времени своего звонка (этот подход особенно эффективен при исследовании административных работников, но может оказаться неоправданным при обследовании обычных потребителей, в последнем случае принято использовать повторный звонок или повторные звонки, которые должны производиться в другой час). На деле неполучение данных, обусловленное отсутствием респондентов, имеет очень большое влияние на точность большинства обследований. Например, один ведущий эксперт пришел к заключению, что небольшие выборки с 4-6 повторными звонками оказываются более эффективными, чем большие выборки без повторных звонков, если только процентное значение доли ответивших существенно не превышает нормальный уровень. Некоторые данные свидетельствуют о том, что для осуществления контакта с тремя четвертями выборки семей необходимо совершить от 4 до 5 звонков. Альтернативой прямому повторному звонку может являться модифицированная попытка контакта. Например, если после первой попытки контакта и нескольких повторных звонков интервьюеру так и не удается вступить в контакт с нужным лицом, он может послать ему опросный лист с конвертом или оставить этот лист у его двери. Если же отсутствие обусловлено «отсутствием нужного лица», а не «отсутствием кого-либо дома», регистратор может узнать у домашних время, когда респондент обычно бывает дома. Нельзя пытаться решить проблему отсутствия посещением соседней квартиры или звонком по номеру, следующему в списке за нужным, т.к. подменяя «присутствующими» (которые могут существенно отличаться от отсутствующих по ряду характеристик) проблема не разрешается, а лишь усугубляется. Отказы от интервью. Почти всегда при проведении обследования находятся люди, которые отказываются принять в нем участие. Например, в одном из самых массированных исследований серьезности этой проблемы «Ваш голос» принимали участие 46 исследовательских фирм, проведших почти 1,4 миллиона телефонных и персональных интервью. Обследование показало, что около 38 % опрошенных отказались от участия в опросе. Причем, количество людей, отказавшихся участвовать в нем до проведения или в ходе предварительного собеседования, составляло 86 %. Остальные отказались от участия непосредственно в ходе обследования. Отказы от интервью – систематическая ошибка, возникающая вследствие того, что часть респондентов отказывается принимать участие в обследовании. Доля отказов зависит часто от особенностей респондентов, организаций, осуществляющих финансовое обеспечение обследования, обстоятельств контакта, темы обследования и искусства интервьюера. На долю отказов может повлиять и культура данной территории. Например, в некоторых государствах, таких как Саудовская Аравия, обследовать женщин практически невозможно. Имеет значение и метод сбора информации. Опытные данные свидетельствуют о том, что наиболее эффективными являются персональные, а наименее эффективными почтовые методы опроса. Телефонные интервью занимают промежуточное положение. Перечислим субъективные и объективные причины отказа: - наименее вовлекаемыми в процесс обследования являются женщины, лица с невысоким уровнем образования и невысоким уровнем дохода; - характер организации, производящей обследование; - внешние обстоятельства, например, респондент может быть занят, может испытывать усталость или чувствовать себя не лучшим образом; - предмет исследования; - сама личность интервьюера Стратегии, рекомендуемые для корректировки ошибки: 1) Увеличение доли первичных ответов. 2) Повторные попытки. 3) Экстраполяция полученной информации. Увеличение доли первичных ответов. Улучшение условий проведения интервью и углубленное обучение интервьюеров основные пути увеличения доли ответивших. Целевая совокупность определяется поставленной задачей, и может содержать семьи с различным образовательным уровнем и уровнем доходов, культурой и профессиональной принадлежностью и т. д. Нужному сотрудничеству может способствовать и убеждение респондентов в ценности проводимого исследования и важности их участия в нем. Чем больше информации о сути и цели исследования сообщают интервьюеры потенциальным респондентам, тем большей становится доля ответивших, как при персональном, так и при телефонном исследовании. Гарантия конфиденциальности также способствует увеличению доли ответивших, так как многие участники опроса не хотят, чтобы их ответы ассоциировались с их именами. При проведении почтовых обследований позитивную роль может сыграть и материальный стимул. Однако подобный стимул не эффективен при персональных опросах, если только они не проводятся в торговых центрах. Повторные попытки. В некоторых случаях причиной отказа участвовать в исследовании могут стать изменчивые или временные обстоятельства. Поэтому повторная попытка установления контакта может привести к успешному исходу и позитивно повлиять на общий показатель доли ответивших. Если респондент отказался от участия в обследовании, сославшись на болезнь или на усталость, можно надеяться на успешный исход повторной (аналогичной или несколько видоизмененной) попытки. При почтовом опросе эта попытка выразится в отправке повторного почтового отправления. Успех подобных мероприятий во многом зависит от уровня компетентности персонала. Если же источником ошибки, обусловленной неполучением данных, является сам предмет исследования, то необходимо сделать так, чтобы заинтересовать респондента, например, можно ввести в опросный лист не относящиеся к делу вопросы. Экстраполяция полученной информации. Третья стратегия состоит в оценке возможного эффекта, обусловленного неполучением данных, и в соответствующей коррекции результатов исследования. Частичное неполучение данных. До сих пор речь шла о полном неполучении данных. Частичное неполучение данных, которое также может приводить к возникновению серьезных проблем, состоит в том, что респондент, согласившийся принять участие в опросе, не хочет или не может ответить на некоторые вопросы из-за специфики их формы или содержания или вследствие нежелания обременять себя поиском нужной информации. Поэтому при разработке опросных листов необходимо сделать все для того, чтобы подобных проблем не возникало. Однако, полностью исключить появление таких вопросов невозможно. Возможность исправления ситуации во многом зависит от размера частичного неполучения данных. Здесь различают катастрофическое и случайное, частичное неполучение данных. Если слишком большое количество вопросов остается без ответов, последние теряют смысл, и возникает ситуация полного неполучения данных от ряда респондентов. Если же количество таких вопросов относительно невелико, ответ остается осмысленным.
6. 3. Понятие и сущность ошибок наблюдения
Наиболее распространенной ошибкой наблюдений является ошибка сбора. Ошибка сбора – систематическая ошибка, возникающая при сборе данных. Ошибка сбора возникает уже после того, как нужный индивид согласится принять участие в обследовании. Вместо того чтобы идти на полное сотрудничество, он отказывается отвечать на одни и дает неправильные ответы на другие вопросы интервьюера. Такие ошибки называются соответственно ошибками пропуска и ошибками свидетельства. При рассмотрении ошибок в ответах следует понимать смысл процедуры опроса. Во-первых, респонденту необходимо понять суть вопроса. Во-вторых, ему необходимо обдумать свой ответ. В-третьих, респондент понимает, что его ответ должен быть точным. В-четвертых, он должен руководствоваться и иными соображениями, например, стремлением произвести на интервьюера должное впечатление. В-пятых, он должен представить результаты процесса предоставления ответов на вопросы. Целью опроса является реализация последней стадии. Нарушить же этот процесс возможно на любом этапе, следствием чего будет неточный ответ или, ошибка в ответе. Факторы, вызывающие ошибки в ответах многочисленны и практически не поддаются классификации. Однако при работе с ошибками сбора данных можно воспользоваться схемой Кана— Кэннела (см. рис.6. 2)
интервьюер респондент
Рис. 6. 2. Модель возникновения ошибок (опрос)
Данная модель исходит из нескольких предположений. Во-первых, каждая личность имеет свойственные ей характеристики и психологические предпочтения, которые могут повлиять на отношение к опросу. Некоторые характеристики (такие, как возраст и пол) очевидны, другие (такие, как психологическое состояние) могут оставаться неизвестными интервьюеру. Во-вторых, интервью является интерактивным процессом, детерминантами которого являются как интервьюер, так и респондент. Каждая из сторон отрабатывает специфическое поведение другой стороны. Модель взаимодействия интервьюера-респондента имеет ряд положительных сторон. Во-первых, она соответствует эмпирическим данным. Во-вторых, она позволяет судить о том, как можно было бы свести к минимуму ошибки в ответах (а также ошибки неполучения данных, вызванные отказами). Данная модель может быть применима не только к персональному, но и к телефонному и почтовому методам опроса, что еще больше повышает ее ценность. Личные особенности (характеристики). Опытные данные свидетельствуют о том, что личные особенности могут серьезно повлиять на ответы. Если интервьюер и респондент имеют много общего, их взаимодействие становится куда более легким и успешным. В первую очередь это относится к таким очевидным характеристикам, как национальность, возраст и пол, но это же правило приемлемо и к менее очевидным особенностям: принадлежности к определенному классу или группе населения. Имеет смысл подбирать интервьюера таким образом, чтобы он как можно меньше отличался от респондента, в этом случае вероятность позитивного исхода интервью существенно возрастает. Психологические факторы. На практике результаты работы интервьюеров имеют явную обусловленность их взглядами, позициями и стремлениями. Естественно, подобную психологическую обусловленность имеет любой человек. Именно по этой причине большинство обследований проводится по жесткой фиксированной схеме, которой должны обязательно придерживаться все интервьюеры. Поведенческие факторы. Биографические данные, мнения, позиции, намерения респондента также могут являться источниками ошибок. Их наличие или отсутствие зависит от характера взаимодействия интервьюер—респондент. Т.е. ошибки такого рода возникают непосредственно в ходе этого взаимодействия. Существуют три модели поведения интервьюеров, которые приводят к появлению ошибок: 1) ошибки при формулировке вопросов и неумение задавать уточняющие вопросы, 2) ошибки при записи ответов, 3) подтасовка данных. Ошибки при формулировке вопросов могут сопутствовать вопросам любого типа, наиболее острой эта проблема становится при работе с вопросами, допускающими различные толкования, предполагающими продолжение опроса. Немаловажное значение имеет и то, как будет сформулирован исходный вопрос. Часто вопрос перефразируется, чтобы сделать суть вопроса более понятной для респондента. При этом интервьюеры могут «вчитывать» в вопрос собственное понимание или собственную позицию, тем самым предрасполагая респондента к тому или к иному ответу. Альтернативные вопросы сопряжены с высокой вероятностью появления ошибки. Эта ошибка может возникать, например, из-за того, что при постановке вопроса интервьюер может сделать особый акцент на одной из альтернатив. Небольшого изменения тона достаточно для того, чтобы изменить смысл всего вопроса. Одна из главных задач интервьюера — удержание внимания и интереса респондента. Бывает, что интервьюер одновременно должен фиксировать неоднозначные ответы респондента или перепроверять их соответствие друг другу. Одновременное решение двух этих задач в ряде случаев может приводить к ошибкам. Например, часто, занятый своим делом интервьюер может «не услышать» респондента. Причиной этого может стать как неразборчивость сказанного, так и сосредоточенность интервьюера, на чем-то ином. Последний может услышать именно то, что он хотел услышать и воспринять именно то, что он хотел воспринять. Подтасовка данных также может стать источником ошибки. Эта подтасовка может относиться как ко всему опросному листу, так и к отдельным его пунктам. Например, фонд рекламных исследований (АКР) порой проводит проверочные повторные обследования выборок, уже подвергавшихся обследованию. Сотрудники фонда хотят убедиться в том, что опрос действительно имел место, и что были заданы все нужные вопросы. При проведении одного из таких обследований оказалось, что 5,4 % опросных листов 33 различных обследований не находят подтверждения, а 7,9 % имеют не менее двух серьезных противоречий. Даже Бюро переписей, которое можно было бы назвать самым скрупулезным и аккуратным сборщиком информации в мире, постоянно сталкивается со сфабрикованными опросными листами. Большинство коммерческих исследовательских фирм проверяет достоверность 10-20 % опросных листов путем проведения контрольного почтового или телефонного опроса. Достоверность опросных листов может проверяться по следующим направлениям: 1) Метод опроса — проверяется соответствие использованного метода заданному (например, действительно ли проводился персональный, а не телефонный опрос). 2) Поставленные вопросы — проверка того, не были ли выпущены из рассмотрения важные вопросы (демографического или классификационного характера). 3) Демонстрация продукции — проверка того, действительно ли была произведена потребная для проведения опроса демонстрация продукта или информационного листа. 4) Знакомство респондента с интервьюером — проверка того, не занимался ли интервьюер опросом своих знакомых или друзей. 5) Реакция на проведение опроса — проверка «качества» работы интервьюера. Другой разновидностью обмана, не являющейся ошибкой в ответах, но серьезно влияющей на все систематические ошибки, могут быть раздутые счета. Интервьюер может указать завышенное расстояние или завышенную продолжительность обследования Офисные ошибки. Систематические ошибки могут возникать не только при сборе информации. Они могут появляться при редактировании, кодировании, составлении таблиц и анализе данных. В большинстве случаев эти ошибки могут быть устранены частично или полностью введением надлежащего контроля над процессом обработки данных. Суммарные ошибки. Частные ошибки, складываясь, приводят к ошибке суммарной, которая и должна интересовать исследователей в первую очередь. Прежде всего, это относится к ошибке выборки. При увеличении объема ошибка выборки уменьшается. Однако при этом могут возрастать систематические ошибки, т.к. исследование большой выборки предполагает увеличение количества опросов, делает более затруднительным подбор кадров, обучение и контроль. Кроме того, систематическая ошибка куда опаснее ошибки выборки. Величину последней можно оценить. Многие же типы систематических ошибок не поддаются оценке. Величина ошибки выборки может быть снижена путем использования более сложных методов обследования или простым увеличением объема выборки. Эта процедура достаточно проста, и позволяет исследователю обеспечивать требуемую точность результатов. С систематическими ошибками все обстоит иначе. Очевидных методов повышения точности в этом случае нет. Обнаруживаются все новые и новые источники систематических ошибок, причем автоматическая коррекция последних оказывается затруднительной или невозможной.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |