Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственных наград, штампов, печатей, бланков. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно посягает на установленный порядок документального удостоверения юридически значимых фактов




(ст. 327 УК РФ)

Общественная опасность преступления заключается в том, что оно посягает на установленный порядок документального удостоверения юридически значимых фактов, причиняя тем самым вред порядку управления, а также физическим и юридическим лицам.

Основной объект – общественные отношения, регламентирующие установленный законом порядок обращения документов, имеющих юридическое значение, а также государственных наград.

Дополнительный объект – права и законные интересы граждан и организаций, интересы правосудия.

Предметом преступления являются: удостоверение, иной официальный документ, государственная награда, штамп, печать, бланк.

Удостоверение – официальный документ, выдаваемый гражданину уполномоченным на то органом и содержащий сведения о его владельце в целях удостоверения его личности (паспорт, военный билет, удостоверение личности, водительское удостоверение, служебное удостоверение, удостоверение ветерана труда и др.).

Документ – это надлежащим образом оформленный материальный носитель каких-либо сведений, предназначенный для удостоверения юридически значимых факта или события (информация, отраженная на бумаге, фото-, кино- аудио- или видеопленке, существующая в виде компьютерной записи или в иной воспринимаемой человеком материальной форме).

Самостоятельным типом документов является компьютерная запись, отвечающая требованиям электронного документа согласно ст. 39 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которой данной вид документа приравнивается к письменным.

Документом является как собственно компьютерная запись, так и предмет, с помощью которого она фиксируется (магнитный диск, магнитная лента и др.) или изготавливается (процессор, принтер, сканер и т. п.).

Электронный документ должен обладать:

– всеми реквизитами юридически значимого документа (наименование и местонахождение организации – создателя документа;

– код лица, изготовившего документ;

– код лица, ответственного за изготовление документа на компьютерном носителе;

– код лица, утвердившего документ;

– формой, доступной для непосредственного восприятия человеком (человекочитаемой формой).

Официальный документ – это документ, составленный (изготовленный), выданный или находящийся в обороте государственных (муниципальных) органов, учреждений, организаций и предприятий и отвечающий определенным требованиям.

Бланк – лист бумаги с оттиском углового или центрального штампа либо с напечатанным любым способом текстом штампа или иным текстом (текстом и рисунком), используемый для составления документа. Выделяют так называемые бланки строгой отчетности, содержащие номер (серию), зарегистрированные в установленном порядке, имеющие специальный режим использования.

Объективная сторона преступления заключается в совершении альтернативных действий:

а) подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей в целях его использования;

б) сбыт такого документа;

в) изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Изготовление государственных наград зарубежных стран не образует состав анализируемого преступления и поэтому не может быть квалифицировано по ст. 327 УК.

По конструкции состав преступления формальный, и оно признается оконченным с момента выполнения любого из названных в диспозиции статьи действий независимо от наступления последствий.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, а также специальным признаком – наличием цели использования либо сбыта.

Субъект преступления – общий – лицо, достигшее 16 лет.

Подделка официальных документов должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при наличии всех необходимых признаков состава преступления должна квалифицироваться по ст.ст. 292 или 201.

Часть 2 предусматривает ответственность за деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение. Виновный, осуществляя подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, ставит перед собой цель скрыть либо уже совершенное, либо подготавливаемое преступление – как свое собственное, так и совершенное другим лицом.

Если виновный осуществляет подделку документа в интересах другого лица, его действия при наличии оснований должны квалифицироваться помимо ч. 2 ст. 327 как соучастие в преступлении, совершенном иным лицом.

Ответственность за преступление наступает независимо от того, удалось ли виновному достичь поставленной цели – скрыть другое преступление или облегчить его совершение. Состав преступления будет в любом случае, независимо от тяжести преступления, которое скрывается виновным путем подделки официального документа.

Часть 3 предусматривает самостоятельный состав преступления – использование заведомо подложного документа.

Использование – применение по прямому назначению заведомо подложного документа виновным в собственных интересах или интересах других лиц. Ответственность за использование подложных документов наступает при условии, что виновный не участвовал в подделке используемого документа.

Использование заведомо подложного документа не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327, если это действие входит в качестве конструктивного признака в состав другого преступления (например, ч. 2 ст. 188, ст. 339).

Преступление признается оконченным с момента представления или предъявления подложного документа по назначению независимо от достижения поставленной цели.

Самоуправство (ст. 330 УК РФ)

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие нормативно установленный порядок приобретения, изменения и прекращения прав, а также реализации обязанностей физическими и юридическими лицами.

Объективная сторона выражена в общественно опасном действии – самовольной (т. е. без получения установленного законом разрешения или согласования с заинтересованным лицом) реализации своего действительного или предполагаемого права в нарушение нормативно установленного порядка при условии, что правомерность данного действия оспаривается любым заинтересованным физическим или юридическим лицом выразившееся в причинении гражданину или организации существенного вреда, (в том числе, имущественный ущерб, упущенная выгода, моральный вред).

Обязательным условием наступления ответственности по ст. 330 УК РФ является оспаривание правомерности самоуправных действий гражданином или организацией.

Под оспариванием в смысле ст. 330 УК РФ следует понимать объявление в той или иной форме заинтересованным лицом (организацией) о нарушении своего (чужого) действительного или предполагаемого права самоуправным деянием (например, путем подачи заявления или жалобы в суд, прокуратуру, орган внутренних дел или иной орган, призванный обеспечить защиту права заявители и иные установленные формы объявления своих прав). Наличие такого права должно быть известно виновному.

Нарушением установленного порядка в смысле ст. 330 УК РФ следует признавать совершение какого-либо действия (завладение участком земли, возведение препятствий на дороге, снятие денег со счета и т. п.) либо (вопреки букве закона) бездействие в случаях, когда виновный был обязан действовать согласно правовому акту или договору (уклонение от перечисления денег, передачи иного имущества и т. п.), нарушающих установленный нормативным актом порядок (способ) приобретения или реализации прав.

Понятие существенного вреда как обязательного последствия самоуправства является оценочным.

Признание вреда существенным прежде всего зависит от оценки значимости ущерба потерпевшим физическим лицом или понесшим ущерб юридическим лицом, от их фактического имущественного положения или финансового состояния, а также от сложившейся к моменту совершения преступления судебной практики по соответствующей категории дел.

Субъект – лицо, достигшее 16-ти лет.

Должностное лицо, совершившее самовольные действия с нарушением установленного нормативно-правовым актом порядка, несет ответственность по ст.ст. 286 или 288 УК РФ за превышение должностных полномочий или за отказ в предоставлении информации (документов) федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ соответственно.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом по отношению к причинению существенного вреда.

Обязательный признаком самоуправства является самовольность: виновный осознает, что действует (бездействует) без разрешения (санкции) лица (лиц), право которого данное деяние нарушает.

Квалифицирующими признаками самоуправства являются:

а) применение насилия;

б) угроза применения насилия.

Понятие насилия в смысле ст. 330 УК РФ не охватывает умышленного причинения здоровью потерпевшего тяжкого вреда.

Причинение при самоуправстве тяжкого иди средней тяжести вреда здоровью потерпевшего по неосторожности квалифицируется по совокупности ч. 1 ст. 330 УК РФ и ст. 118 УК РФ.

В заключение необходимо отметить, что изучение преступлений против порядка управления имеет большое и первостепенное значение при подготовке специалистов для органов внутренних дел, поскольку содержатся составы преступлений, дополнительными объектами которых являются жизнь, здоровье, честь и достоинство самих сотрудников полиции.

Кроме того, сама этимология слова «порядок» уже наталкивает на мысль об органах, которые призваны по роду своей профессии его обеспечивать.

Устанавливая ответственность за посягательства на субъектов управления, законодатель отказался от чрезмерного дробления составов, как это имело место в УК 1960 г., проводившего различие в оценке посягательств в зависимости от статуса потерпевшего и отнесения его к категории представителя власти, работника милиции, народного дружинника и др. Нормы действующего УК в равной степени защищают жизнь всех сотрудников правоохранительных органов, а также здоровье и достоинство представителей власти.

 


Тема № 9. Уголовно-правовые средства противодействия коррупции (ст.ст. 285, 289–292, 169 УК РФ)

Политическая нестабильность в 90-е гг. прошлого столетия, разрывы экономических связей не только в межреспубликанском масштабе, но и внутри России, между отдельными регионами и предприятиями позволили преступным элементам практически безнаказанно совершать преступления в сфере экономики и управления. Это произошло не только в силу создавшихся условий для отмывания огромных награбленных народных средств при значительном дефиците законов и конкретных правил, но и в силу того, что правоохранительные органы были просто парализованы, во многом не зная, как себя вести в сфере частного бизнеса, частного производства и в сфере охраны прав и свобод отдельных граждан. Не случайно поэтому, начиная с 1990 г., началось резкое уменьшение числа разоблаченных преступников в сфере коррупции. Удельный вес уголовных дел по взяткам в структуре преступности составлял всего лишь около 0,3 %. Не вызывает сомнения, что это снижение не соответствовало действительному положению вещей в сфере должностных преступлений. В то же время это происходило на фоне нарастания общей преступности, особенно быстрый рост начался в 1989 г. К 1993 г. общий массив преступлений составил по Российской Федерации уже 2,8 миллиона, т. е. произошло увеличение числа зарегистрированных преступлений по сравнению с предыдущим годом на 27 %.

Официально зафиксированный рост коррупции начался с усилением борьбы с ней по указу Президента России от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». По статистическим данным МВД РФ, в этом году было возбуждено уголовных дел за взяточничество - 3331, из них на коррумпированных лиц – 1908 дел (на 797 дел больше, чем в предыдущем году); привлечено к уголовной ответственности работников власти и управления - 994; выявлено коррумпированных групп – 635; а лидеров и участников организованных групп – около 18878 человек.

Особенно большой прирост коррупционных преступлений в России наблюдался в 1993 г. Только за 5 месяцев этого года было возбуждено по России 4497 дел о взяточничестве, т. е. на 1166 дел больше, чем за весь 1992 г. В Еврейской области эта преступность выросла на 250 %; в республике Саха (Якутия) – на 238,5 %; в Ивановской области – на 152,6 %; в Ленинградской (Петроградской) области – на 127,3 %; в республике Башкортостан – на 150 %; в Ставропольском крае – на 130 %.

Очагами активности криминальных группировок явились: Москва и Московская область, Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург, Тамбов, Тюмень, Нижний Новгород, крупные города Дальнего Востока, Кемеровская область, Воркута, Тольятти и некоторые другие.

Федеральная целевая Программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 гг. предусматривала специальные меры в системе борьбы с корыстно-насильственными преступлениями, связанными с коррупцией. В ней, в частности, предусматривалась разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц на предприятиях по добыче и переработке нефти, газа, редких и цветных металлов. Но, во-первых, данные положения Программы носили, как всегда, декларативный характер; во-вторых, эта Программа значительно запоздала. И нефть, и газ, и цветные металлы в тот период уже давно представителями предыдущего правительства были прибраны к рукам и в центре, и в регионах.

Президент Д. А. Медведев верно отметил в одном из своих выступлений, что в России миллиардеры появились значительно быстрее, чем в других капиталистических странах. Анархия законодательства в 90-е гг. создала все условия для процветания организованной преступности, основной целью которой было создание криминальным путем стартового капитала, позволившего преступным элементам не только стать богатыми людьми, но и закрепиться у власти.

Лишь в мае 2008 г. был издан президентский указ «О мерах по противодействию коррупции», положивший официальное начало наступления на коррупцию в России. В декабре этого же года Государственная Дума приняла закон «О противодействии коррупции», где впервые дано определение коррупции и подчеркивается разнообразие ее видов и форм. На основе этого закона осуществлена корректировка уголовного законодательства. В частности, в мае 2011 г. внесены изменения в составы статей об ответственности за получение и дачу взятки, введен новый состав об ответственности за посредничество во взяточничестве, что нам и предстоит рассмотреть в данной лекции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.