Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый учебный вопрос




Лекция 3. Эволюция теории государственного управления

Учебные вопросы:

 

2.1. Происхождение государственного управления и особенности эволюции.

2.2. Эволюция теории государственного управления.

2.3. Эволюция теории государственного управления Российского государства.

2.4. Современные теории государственного управления.

 

Цели лекции:

 

1. Дать происхождение государственного управления и особенности его исторической эволюции;

2. Дать эволюцию теории государственного управления;

3. Дать понимание особенностей эволюции теории государственного управления Российского государства;

4. Дать современные теории государственного управления.

 

Основные понятия:

 

Государство, гражданское общество, государственное управление, монархия, республика, деспотия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия, суверенитет, правовая власть, самоуправление, прямая демократия, представительная демократия, принципы государственной политики.

 

Литература:

 

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. – М.: Издательство «Омега Л», 1910.

2. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления: монография – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002.

 

Происхождение государственного управления и особенности эволюции.

 

Как известно, понятие «управление» предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения той или иной цели через навязывание ему своей воли. В ходе исторической эволюции института управления сформировалось шесть его видов, которые во многом соотносятся между собой.

1. Государственное управление, субъектом которого является государство, т. е. триада: территория – население – власть. В основе управления здесь находится целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие общества в историческом масштабе времени.

2. Местное самоуправление как низовой подвид государственного управления, субъектом которого выступают жители поселений и административных территорий, а целью служат проблемы комплексного обустройства местожительства людей. Оба вида совместно управляют комплексным развитием процессов на территории, что и сближает эти виды между собой.

3. Менеджмент, который представляет собой управление собственностью со стороны собственника (хозяина, владельца). В данном случае имеется в виду собственность как общественное отношение, в котором задействованы люди со своими интересами, а не простое пользование вещами, имуществом, услугами и т. д. Собственность может быть государственной, частной, долевой, общей, акционерной, коллективной, народной, муниципальной и т. д. Управлять многими видами собственности призваны по поручению или доверию менеджеры – наемные управленцы. Главная цель управления собственностью – это или прирост собственности в виде дохода, прибыли, ренты, или ее сохранения в неизменном виде.

4. Общественное управление, где субъектом являются институализированные, т. е юридически оформленные через законы и уставы, общественные объединения.

5. Групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом, которого выступают группы людей, которые по собственному усмотрению и в тоже время с учетом интересов других групп людей, норм культуры и социального общежития управляют совместным поведением и деятельностью.

6. Целесообразное поведение или действие отдельного человека, когда он ставит перед собой определенные цели, для достижения которых он использует свою волю, знания, силы, время.

При этом все виды управления функционируют в определенных рамках:

· подлежат конституционному или иному правовому регулированию, которое устанавливает тесную связь государственного управления с другими видами управления;

· взаимосвязаны между собой, дополняют, заменяют, усиливают или ослабляют, контролируют друг друга;

· в каждый исторический момент обладают своим уровнем развития, в котором выражается их способность управлять соответствующими объектами управления.

Главенствующее место в системе видов управления, естественно, занимает государственное управление. Государство как общественный институт, выполняет множество функций по управлению обществом, имея для этого определенные полномочия и властные ресурсы. Исходя из этого факта, можно констатировать, что государственное управление имеет общую универсальность своих возможностей и полномочий. В связи с этим государственное управление имеет три свойства:

· определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, т. е государство, что ведет к формированию всеобщей воли – власти;

· специфическим свойством государственного управления является его распространенность на общество, даже за пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики;

· государство, будучи сложной организацией по структуре и многогранности функций, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению свойство системности. В отличие от других видов управления государственное управление без этого свойства просто не может существовать.

Становление и развитие государственного управления имеет свою длительную предысторию. Основой возникновения государственного управления стало родовое и общинное самоуправление, которые строились на основе традиционного права. Базой экономической являлась родовая и общинная собственность. В первом случае, родовая собственность была безусловной на все средства производства и на все предметы потребления. Во втором случае, на территории, которые находились в коллективном пользовании общины. Идеологической основой выступал тотемизм, т. е. вера в родственную связь людей с каким-либо видом представителей животного мира.

Форма управления была демократичной. Господствовало братство, связанное узами кровного родства, общественное и экономическое равенство, охраняемое органами управления. Высшим органом управления являлось собрание всех взрослых членов рода: первоначально и мужчин и женщин с равным голосом, а затем только мужчин. На собрании избирали и смещали вождей родов и военачальников. Должность вождей не была наследственной, поэтому они не имели большой власти и не выделялись из массы сородичей. Постоянно действующим органом управления являлся Совет старейшин, в который входили руководители домохозяйств, члены рода или племени могли только предлагать свои решения, но последнее слово оставалось за Советом старейшин. За неподчинение установлением рода и Совета старейшин следовало наказание в виде смертной казни или изгнания из общины.

В эпоху распада первобытнообщинного строя происходит изменение и в системе управления. Этому предшествовали изменения в экономической, социальной и культурной сферах жизни человеческого общества. Во-первых, возник и быстро развился институт частной собственности как экономической основы будущего государства. Во-вторых, произошло отделение публичной власти от общества, так как возникла необходимость обособления организационно-управленческой деятельности от производственной. Регулярно создаваемый прибавочный продукт позволил высвободить лиц, выполняющих общественно полезные функции, от добывания пищи сперва частично, а затем полностью.

Первоначально в основе этого явления лежало стремление вознаградить их деятельность добровольно выделяемой частью прибавочного продукта. В дальнейшем у прослойки людей, выполняющие общественно полезные функции, стали выступать паразитические черты. Они распространили на членов своих семей освобождение от участия в производительном труде, добились закрепления своих имущественных притязаний путем получения права на преимущественную долю продуктов коллективного труда и имущества общины. Возникшая привилегированная прослойка общины стремится закрепить свое положение через наследственную власть. Так, вождь передавал накопленный организационно-управленческий своему сыну по наследству, закрепляя его статус руководителя общины.

Со временем особую роль приобретают вожди племен, которые сосредотачивали в своих руках гражданские, судебные, военные, нередко жреческие функции. На смену тотемизму пришел политеизм, в системе которого возникает институт бога-покровителя вождя и его семьи. Наличие богатств и присвоение значительной доли общественного продукта позволило вождям приступить к формированию дружины, выполнявшей одновременно роль и аппарата насилия, и аппарата управления. На базе традиций возникает право – совокупность установленных и обеспеченных принудительной силой норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.