Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итальянские сады эпохи Возрождения




На смену мрачному и суровому Средневековью пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса. Данная эпоха длилась всего 200 лет, и включает 3 периода: 1) ранее Возрождение (XIV-XV вв.); 2) Высокое Возрождение (вторая половина XV в.); 3) позднее Возрождение (XVI в.).

Возникновение данной эпохи начинается с Северной Италии.

Природные условия. Климат мягкий средиземноморский с обилием воды, с преобладанием горных потоков, живописных рельефов.

Растительность. Растительность разнообразна. В аллеях высаживались платаны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Для создания зеленых стен применялись самшит, мирт, лавр, тис, туя западная. Из самшита устраивали узорчатые бордюры и арабески в партерах. Из свободно растущих дубов устраивали зеленые массивы (боскеты), обрамленные стриженными стенами. Использовались листопадные породы: тополь, каштан, ильм, маслины; из хвойных пород - сосна, в основном, она высаживалась в группах. В декоративных кадках высаживали цитрусовые. Для пергол применялись вьющиеся розы, плющи, виноград.

Цветочный декор был сдержанным, но в ассортименте встречались многочисленные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Красота пейзажа строилась на сочетании и контрасте различных оттенков зелени, которая служила фоном для скульптур. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженного буксуса, украшались скульптурами и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи, беседки.

Строительный материал – мрамор, туф, травертин. Мраморный или каменный декор играл большую роль в оформлении сада.

Приемы композиции. Итальянские сады были регулярными, замкнутыми и строились на внутренних композициях. Строго спланированные части садов гармонировали с природой и особенностями местности.

На рубеже XV-XVI вв. большинство композиций террасированы и расположены на склоне холма. Вначале главенствующее внимание уделялось террасе перед самим домом, она являлась его продолжением (комнатой под открытым небом). Остальные террасы не связаны между собой. Подпорные стены, лестницы, боскеты, фонтаны, расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющиеся в строгой последовательности, были рассчитаны на создание разнообразных эффектов.

Сначала перспектива сада строилась параллельно склонам, позднее – главным образом поперек склона, пронизывая весь ансамбль и раскрывая далекие виды.

Характерные особенности планировки Итальянских садов эпохи Возрождения:

- -на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

-сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

-основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

-партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

-плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;

-типичный элемент так называемый "секретный сад" - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

-каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

 

Вилла Капрарола

Рис. 1. План виллы Капрарола

В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола,. Местность очень гористая. Вилла представляет собой дворцово-парковый комплекс, созданный для кардинала Александра Фарнезе.

Площадь сада около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях

Главное здание было задумано как дворец-крепость в виде монументального пятиугольника, а крутой подъем к нему оформлен лестницами и террасами. С северо-востока и северо-запада были разбиты красивые партеры, за которыми начиналась роща, а дали, на склоне холма расположилась маленькая вилла с садом, предназначенная для уединенного отдыха (так называемый секретный сад).

На первом уровне у входа устроена площадка, оформленная плоским бассейном с вертикально бьющей струей воды. От площадки начинается пологий подъем к следующему уровню; переход от площадки к подъему акцентирован двумя большими симметрично расположенными гротами. Эти гроты – типичные для данной эпохи садовые сооружения и составляют единое целое с высокими 5-метровыми стенами, параллельно возвышающимися по сторонам подъема.

Длина подъема 45 м, ширина 12 м. По оси устроен узкий канал с богатым пластическим декором. Бортики его оформлены плоскими каменными изображениями дельфинов. Они придают извилистость очертаниям канала и символизируют движение воды. Канал оканчивается внизу двумя небольшими плоскими чашами.

Значение входной площадки и подъема в композиции всего объекта очень велико – стены по сторонам подъема служат кулисами для перспективы на здание виллы, канал подчеркивает основную ось, вертикальная струя фонтана дает эффектный контраст с плоским бассейном на переднем плане. Не менее важна роль подъема, соединяющего входную часть с фонтаном Речных Богов. Он находится на овальной площадке у верхнего конца подъема.

Назначение фонтана происходит от колоссальных фигур старцев, олицетворяющих реки Италии. Символичны рога изобилия, из которых вода струится в высокую чашу, а из нее переливается через края в бассейн.

От площадки можно подняться на террасу по полукружиям лестниц. Терраса вместе со зданием виллы занимает доминирующее положение в плане сада. По размерам (75х45 м) она превосходит все остальные площадки, также интересно и декоративное убранство. Терраса известна под названием «Сад Кариатид». Кариатиды установлены по периметру террасы на каменном парапете. Высота их около 4 м, на голова – корзины цветов или плодов – символы плодородия страны. Расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, 28 изваяний создают определенный четкий ритм. Их силуэты вырисовываются либо на фоне деревьев, растущих за пределами сада, либо на фоне неба. Кроме того, они служат рамкой для восприятия далекого ландшафта Чиманских гор. Парапет можно использовать в качестве сидений.

Терраса оформлена парапетом из стриженного буксуса и маленькими фонтанами с пластическим декором.

Здание виллы имеет два этажа со стороны парапета и один этаж с противоположной стороны, т. е. третьего уровня сада. Симметрично расположенные по сторонам виллы лестницы, ведущие к третьему уровню, декорированы скульптурами дельфинов, перемежающимися с небольшими чашами. И пасти дельфинов в чашу льется тоненькая струйка воды, создавая ритм воды.

Третий уровень предназначен для утилитарных целей – для расположения резервуаров воды, питающих фонтаны и каналы. Но и здесь продумано декоративное оформление. Перед фасадом виллы красивый фонтан в виде чаши, а в глубине, по сторонам главной продольной оси, параллельно расположены резервуары с интересным пластичным декором стен. За резервуарами находятся полукруглые монументальные ворота, пышно оформленные нишами, скульптурой и фонтанами. Ворота завершают композицию.

Зеленый декор на территории сада состоит из газона и стриженого буксуса, а к западной и юго-западной части примыкает густой лесной массив – часть всего владения.

В массиве растут лиственные и хвойные деревья: дуб, каштан, платан, маслины, тополь пирамидальный, магнолии, олеандры, лавры, сосны и кипарисы. Аллея, объединяющая дворец с маленькой виллой, обсажена пихтами и кедрами. Т. о. массив зрительно связан с садом виллы.

 

Вилла Ланте

Рис. 2. План виллы Ланте

 

Вилла Ланте расположена в городке Баньяя, в 84 км от Рима. Вся площадь сада имеет узкую вытянутую конфигурацию на пяти уровнях. Занимает площадь 3,5 га. Представляепт собой регулярно решенную часть большого владения. Строгая симметрия плана напоминает композицию сада Капрарола.

В саду Ланте вода естественного горного потока, протекающего по склону холма – как первостепенный композиционный фактор.

Строительство парка относится к середине 16 века.

Планировка выполнена по следующему принципу: плоский нижний участок использован для двух симметрично расположенных жилых зданий и большого партера, а холмистая территория решена четырьмя террасами. С запада тянется обширный парковый массив.

Главный композиционный узел – обширный водный партер 75х75 м, он состоит из бассейнов, украшен участками стриженного самшита (по краям). В центре островка возвышается скульптурная группа из темно-зеленого травертина, изображающая фигуру 4-х юношей, поддерживающих на вытянутых руках герб со звездой. Очень интересно водное оформление: вода, бьющая из герба ниспадает на фигуры юношей, падает мощной завесой, образуется водная пирамида. Динамичность водных струй и статичность воды бассейнов удачно сочетаются.

Скульптурная группа доминирует, общая ее высота 10 м (над уровнем партера). Много лепного декора у парапета, окружающего бассейны, и у балюстрады островка с четырьмя мостиками. В этом пышном декоре сказывается дух барокко. Партер расположен на главной продольной оси всего сада.

Постепенное раскрытие перспективы как принципа планировки – характерная черта садов 16 века, этот принцип осуществил и Ланте, использовав горный рельеф местности.

Между двумя совершенно одинаковыми зданиями виллы пологий откос, оформленный арабесками из стриженного самшита. Прямые лестницы перед боковыми фасадами зданий ведут ко второму уровню, т. е. к первой террасе. Терраса представляет собой неширокую, удлиненную площадку, ограниченную с трех сторон высокой подпорной стеной. Терраса обсажена рядом могучих платанов и соединена со следующей (второй) террасой двумя лестницами и фонтаном. Он подчеркивает главную композиционную ось и объединяет два уровня конструкции. Фонтан состоит из трех концентрических каменных выступов, расположенных на первой террасе, и из трех подобных выступов на второй – вместе они образуют полный круг. Все выступы оформлены тонкими струйками воды, которые ниспадают в маленький бассейн.

Декор второй террасы состоит из неширокого бассейна и монументального фонтана.

Полукружия двух симметрично расположенных лестниц ведут на третью террасу. Здесь по оси узенький канал, а следующая четвертая терраса украшена восьмиугольным фонтаном Дельфинов и каменными сиденьями. Терраса замыкается двумя садовыми павильонами, расположенными по сторонам грота и бассейна. По замыслу эти детали символизируют начало естественного горного потока, бьющего между скалами из толщи земли.

По мере подъема по террасам возрастает удельный вес растительного декора, значительную роль в нем играют стриженные изгороди из самшита, группы вечнозеленых и других кустарников и отдельные экземпляры деревьев – как лиственных, так и хвойных, - расположенных по сторонам главной композиционной оси. В вазонах цветут олеандры, лимонные и апельсиновые деревца.

 

Вилла д'Эсте

Рис. 3. Общий вид виллы д'Эсте

 

Парк виллы д’Эсте, был разбит в 1550 году в Тиволи. Его площадь 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Она возвышается на крутом склоне горы. Тиволи славилось обилием горных потоков, богатой растительностью, тенью и прохладой, столь ценными на юге.

Вилла напоминала сказочный дворец, а сад – прообраз древнего мира, а низвергающийся с кручи водопад – Всемирный потоп.

Здание виллы располагается на вершине холма, а сад – на склоне, ближе к равнине. Часть сада, прилегающая к дому, террасирована, другая – нижняя – занимает плоский участок.

Сад виллы д’Эсте строго геометричен. Сетка плана состоит из взаимно-перпендикулярных поперечных и продольных осей: они членят территорию сада на регулярные участки.

Основная продольная ось берет свое начало у здания виллы, объединяет между собой терррасы (всего восемь), оформлена гротами, устроенными в толще земли на склоне.

В центре сада размещались статуи Геркулеса и Ипполита как символ целомудрия. Размеры сада невелики, 300 лет назад (пока не разрослись деревья) с верхнего балкона виллы он весь был виден как на ладони: фонтаны, бассейны, цветники.

От ворот уходит вверх аллея из кипарисов, их высота около 65 м. Темная зелень гармонирует с белым мрамором террас, поднимающихся уступами все выше и выше.

Лестница, идущая от нижнего партера к дворцу, подчеркивает центральную часть комплекса, а садовые дорожки с декоративными элементами, проходящие по террасам, образуют несколько поперечных осей (раньше было 9 продольных и 11 поперечных осей).

На средине третьей террасы расположен фонтан в виде огромного цветка лилии, с краю четвертой террасы – небольшой фонтан в нише с узорными колоннами и гербом герцога д’Эсте – орел и лилии. На пятой террасе перед темным гротом под полукругом лестниц с вазами находится фонтан Дракон, издававший звуки, напоминавшие грохот канонады. Каждая аллея террас завершается площадками с причудливыми фонтанами, а последняя, пятая, выходит на Аллею ста фонтанов, протяженностью 150 м. Она заканчивается фонтаном Ла Рометта, представляющим собой миниатюрную копию античного Рима с колоннами, арками и обелисками. На этой аллее уступами устроено множество фонтанов и фонтанчиков, а на самом нижнем уступе, на барельефах, изображены сцены из «Метаморфоз» Овидия.

Фонтан «Филин» в виде группы поющих птиц, замолкавших при появлении филина, был снабжен механизмом, действовавшим под давлением силы падающей воды.

Одним из самых живописных был фонтан Сивиллы. В расселине скалы стоит статуя Сивиллы, прорицательницы судьбы, из под ее ног струится широкий каскад, отвесно падая в тихую гладь пруда. Среди водоема видна раковина с наядой, а сам он обрамлен полукруглой галереей с арками. Бурный каскад и спокойная поверхность воды создают контраст.

С одной стороны сада находится павильон, в котором когда-то играл водяной орган. Пенистая струя вырывается из-под павильона и падает на цветник, вливаясь под землей в воды четырех квадратных прудов.

Многочисленные и разнообразные, фонтаны стали примером для подражания не только в Италии, но и во Франции, Англии и других странах, включая Россию.

2. Садово-парковое искусство Франции XVII в.

Итальянский Ренессанс сильно повлиял на французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садово-парковом строительстве.

Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнинные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Здесь нет яркого солнца и зноя, которые предполагают преобладание закрытых пространств. Ровный рельеф покрыт обширными лесными массивами с преобладанием лиственной флоры (граб, бук, дуб, вяз, каштан, липа, ясень). Из цветочных культур использовали филаки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

Приемы композиции. В садах появился новый элемент – берсо – крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой. Разрастаясь, растения образовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались роскошными кружевными партерными цветниками, кроме цветочных культур, здесь использовались травы, стриженый буксус, уголь, толченый кирпич, песок и др.

Сады разбивались вблизи замков, которые были как укрепительные пункты и предназначались для жилья, и строились в виде крепости, чтобы выдержать осаду в случае необходимости. Замки строились вблизи рек и окружались рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры и часто соединялись каналами с рекой.

Основные черты классического парка:

- наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

- размещение на плоском рельефе;

- симметричность композиции по отношению к центральной оси;

- индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;

- использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;

- применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);

- интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

- центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов;

- умеренность применения скульптуры;

- основное украшение – 2-х или 4-х рядовая парковая аллея, открывающая далекие перспективы на окружающую местность.

Во-ле-Виконт

Рис. 4. План парка Во-ле-Виконт 1 – вход, 2 – дворец, 3 – партер, 4 - канал Замок Во-ле-Виконт был построен в 1658-61 годах. План парка отличается строгостью и цельностью, его территория 100 га. Дворец – центр всего ансамбля – окружен со всех сторон каналом. Главная композиционная ось длиной 2,5 км, сильно подчеркнута, она проходит с севера на юг, используя естественный уклон в южной части. Здесь в узкой долине протекала речка Анкей. Трудности при проектировании заключались в понижении рельефа с запада на восток. Для того, чтобы восстановить симметрию были устроены небольшие террасы. Ленотр (проектировщик садово-паркового ансамбля) создает перспективу вдоль главных аллей. Основной ритм располагается на продольной осевой симметрии и на двух второстепенных поперечных осях. В композиции террасы составляют три последовательных уровня, мягко спускающихся в сторону реки. Открытое пространство, окаймленное зелеными массивами боскетов, распределяется следующим образом: а) около замка – партеры, б) бассейны и фонтаны на втором плане с эффектом отражения неба в воде, в) по мере удаления от замка – газонные плоскости.
Это основная перспектива, простирающаяся до реки. Большой канал не виден из-за понижения местности и воспринимается внезапно, при подходе к нему. К такому эффекту неожиданности Ленотр прибегал очень часто. Канал расширен бассейном, оформленным подпорными стенами с трех сторон, террасами, скульптурами и фонтанами. Этот композиционный узел завершает продольную ось парка. Вертикальные фонтаны расположены близко друг к другу, и воспринимаются как сплошная прозрачная дымка. Канал пересекается с каскадом, который украшен с двух сторон скульптурами крылатых коней, вода ниспадает широкими струями в чаши, исполненные в виде раковин-жемчужниц Все водоемы парка, включая фонтаны и каскады, полны карпов.

Версаль

Рис. 5. Версаль. Схема генплана. 1 – площадь Армии и почетные дворы, 2 – центральные партеры и боскеты, 3 – оранжерея и оз. Швейцарцев, 4 – фонтан Аполлона и Большой канал, 5 – Большой Трианон, 6 – Малый Трианон. По своим масштабам территория Версаля огромна: только так называемый Маленький парк занял 1738 га, Большой охотничий – 6600 га. Перспектива, раскрывающаяся от дворца до границы Маленького парка, более 3 км. Версаль существовал еще в начале 17 в. как охотничий замок. Около замка были распланированы партеры. Пришлось ограничиться использованием местных водных ресурсов путем сбора рек и речушек, дождевых вод и даже воды, получаемой от снеготаяния. Для этого были построены четыре резервуара и водонапорная башня, а также акведуки и каналы от прудов, находящихся в окрестностях из которых вода поступает в резервуары и водонапорную башню. (Акведукводопровод для доставки воды из отдаленных источников.) Только часть территории была покрыта мелколесьем, остальная – лишена насаждений. Пришлось создавать искусственную почву и перевозить огромное количество деревьев.

Для создания боскетов были перевезены в огромном количестве дуб, вяз, липа, ясень, бук, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный; из хвойных – тис и ель; из плодовых – вишня, яблоня, груша и др. (Боскетзамкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической формы, обсаженный стрижеными деревьями и кустарниками в виде плотной живой изгороди. Замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами. В боскетах мог разместиться фонтан, цветник, небольшой бассейн, реже плодовые сады, экзотические деревья).

Посадка деревьев в боскетах производилась правильными рядами на близком расстоянии друг от друга. Надо было создать большой древесный массив. По краям боскетов, имевших в плане форму прямоугольника или квадрата, с внешней и внутренней стороны ставилась легкая деревянная трельяжная изгородь, выкрашенная в темно-зеленый цвет. Изгородь по другому еще называли палисадом. (Палисадлегкая деревянная трельяжная изгородь; частокол из бревен, заглубленных в почву, используемый на склонах). Такая изгородь сдерживала разраставшиеся насаждения, особенно кустарники, высаживаемые по периметру боскета. Иногда для палисада применялись вьющиеся растения. Для палисадов была установлена определенная высота, равная двум третям ширины дорожки или аллеи.

Ленотр поставил себе задачу – связать новый крупный архитектурный ансамбль с окружающей природой.

Начало строительства Версаля относится к 1661 году. Для дворца характерен центральный выступ на западе. При общей вытянутости 3-этажное здание кажется невысоким и воспринимается по горизонтали. Архитектурное решение сдержанное – первый этаж рустован (рустгрубо отесанный камень. Кладка из руста – рустика – напоминает природный камень, этим как бы сближает архитектуру с естественным ландшафтом). Второй этаж оформлен красивыми колоннами. Увенчан дворец балюстрадой с декором ваз, скульптур. (Балюстрадасквозное ограждение из фигурных столбиков – балясин) Для паркового фасада характерны простота, сдержанность и официальная чопорность.

Дворец требовал соответствующего подъезда и парка. Со стороны подъезда (с востока) были проложены три дороги, три луч, обсаженные вязами. Предусматривалось большое движение экипажей. Одна дорога вела из Парижа, вторая – из Сен-Клу, третья должна была соединить Версаль с дворцом Со, но в итоге осталась тупиковой.

Таким образом возник традиционный трезубец – излюбленный элемент Ленотра и его учеников.

Лучи сходились у площади военных парадов, она была отделена от курдонеров и дворца золоченой кованой решеткой. (Курдонерпарадный двор в виде частично открытого П-образного пространства, окруженного корпусами зданий и отделенный от улицы оградой).

Главная ось всего ансамбля берет свое начало у подъездной дороги, проходит через площадь военных парадов, почетные дворы, здание дворца и далее по парку.

Композиционную продольную ось парка составляют террасы и партеры перед дворцом, далее широкая лестница, ведущая ко второму уровню,- фонтан Латоны, затем – Зеленый ковер и Большой канал. За пределами территории композиционная ось была продолжена широкой обсаженной деревьями дорогой.

Большое значение имеют поперечные оси. Первая проходит мимо паркового фасада дворца, к северу заканчивается фонтаном Нептуна, а к югу – озером Швейцарцев. Вторая поперечная ось представлена каналом, который к югу завершается Менажерией (небольшим зверинцем), к северу – Трианоном.

По членению пространства, если сравнить первую часть, прилегающую к дворцу, вторую – боскетную и лесопарковую, видно постепенное нарастание по площади отдельных частей.

У дворца на террасе располагаются два водных зеркала с красивым обрамлением из гранита и скульптурными фигурами, символизирующими реки Франции. Отражающийся в воде дворец и водоемы хорошо воспринимаются от ступенек перед дворцом – постепенно меняется точка восприятия. По сторонам водных зеркал находятся южные и северные партеры. Они на 1 м занижены. Такая разница уровней приводит к четкому разграничению между центральной частью и боковыми участками, а также нарушают монотонность плоского рельефа. Определенный ритм создают стриженные конусообразные пирамиды, окаймляющие партеры.

Не случайны значительные размеры первой части. Они определяются масштабом самого дворца и функциональной ролью. Они служат для восприятия перспективы во время прогулок.

К югу от партеров начинается понижение рельефа, перепад достигает 13 м. Вследствие этого были воздвигнуты подпорная стена и монументальная лестница, которая называется лестницей 100 ступеней. Заниженный участок использован для устройства оранжереи и специального оранжерейного партера значительных размеров. За ним был устроен искусственный водоем – озеро Швейцарцев. Т. о. был использован рельеф, осушено болото и раскрыта интересная перспектива на юг, на долину реки Марны.

Северный отрезок первой поперечной оси имеет небольшой уклон. Стараясь максимально использовать пластику рельефа, Ленотр устроил здесь аллею Детей, расположенную между боскетами и завершающуюся бассейном Нептуна со множеством фонтанов.

К западу от дворцовой террасы начинается боскетная часть, она располагается по обеим сторонам главной композиционной оси. Важнейший композиционный узел – фонтан Латоны, представляющий собой обширный бассейн, оформленный целым рядом скульптур и водяных струй. Все это создает монументальность и соответствует общему масштабу плана.

Протяженность зеленого ковра равна 330 м при ширине 30-45 м. В центре полоса газона шириной 25 м, по сторонам дорожки шириной 10 м. Вдоль аллеи на расстоянии 30 м друг от друга расположены мраморные статуи и вазы. Они создают ритм и выделяются на фоне зеленого массива боскетов. Аллея к концу расширяется и заканчивается фонтаном Аполлона. Длина бассейна 120 м. Бассейн оформлен монументальной скульптурой Аполлона на колеснице, вылетающего из воды.

За фонтаном Аполлона начинается лесопарковая часть с Большим каналом протяженностью 1600 м. Канал крестообразной формы. Длина его поперечной части равна 1000 м. Ширина канала более 50 м.

Каналы были предназначены для прогулок на лодках, для праздников на воде, а также имел мелиоративное назначение (устроен на болоте).

Перспектива, открывающаяся вдоль Большого канала – важнейший элемент всего плана. Из-за своего направления с востока на запад он хорошо освещен солнечными лучами и поэтому его прозвали «светящейся осью».

Зеленый массив составляют 12 боскетов. Планировочное решение каждого из них тщательно продумано. В плане они представляют собой прямоугольники, отделенные друг от друга сетью взаимоперпендикулярных дорожек. Боскет предназначались для танцев, музыкальных концертов, театральных представлений и тихого отдыха.

Внутренняя планировка боскетов была индивидуальна. Затейливо решенный лабиринт со скульптурами на темы басен Эзопа был густо обсажен по периметру деревьями и окаймлен высокой стриженной стеной, но внутри все участки были обсажены плодовыми деревьями.

В центре боскета Бальный зал было свободное пространство для танцев, скульптурным декором и местами для сидений по периметру. Богатый декор выделялся на фоне густой зелени.

Планировка боскета для концертов представляла собой открытое пространство среди густого массива деревьев. Свободное пространство боскета делилось на две части – одна для зрителей, другая на некотором возвышении – для оркестра. Фоном служили три просеки, прорубленные в массиве. Вдоль просек были расположены узкие каналы с водными струями.

Боскет Королевский остров расположен на юго-западе. Два участка объединены композиционно, но отделены друг от друга дорожками. Объединяющим элементом служит бассейн с фигурным контуром. Они находятся среди густых древесных посадок, прорезанных множеством дорожек. Островок в центре большого бассейна был использован для театральных представлений, а публика располагалась вокруг бассейна.

В лесопарковой части, желая зрительно включить окружающую природу, Ленотр предусмотрел ряд видовых точек, получивших название «ах-ах» - выражение восторга. – неожиданное раскрытие вида из парка на окружающий ландшафт.

 

Тема 2.3. Пейзажные сады: сады Китая, Японии и Англии XVII-XVIII вв.

О. Б. Сокольская История садово-паркового искусства, 2004 г, стр. 95-108, 111-117

1. Садово-парковое искусство Китая: природные условия, растительность, приемы композиции и символизм.

2. Садово-парковое искусство Японии: природные условия, растительность, приемы композиции и символизм.

3. Пейзажные парки Англии XVII-XVIII вв.: Парк Кью, Парк Стоу, Гайд-Парк.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.