Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Эмоциональные нарушения и возможности их коррекции




Литература:

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М.Бреслав.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.

2. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 136с.

3. Сорокина Т.М. О некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста со взрослыми / Т.М.Сорокина // Вопросы психологии обучения и воспитания. Сб. трудов.- Горький: НГПИ, 1978.- С.142-154.

 

Отклонения от нормального хода эмоционального развития в период детства. Г.М.Бреслав выделяет следующие эмоциональные нарушения и отклонения в формировании личности в период детства: 1) отсутствие механизма синтонии («эмоционального заражения») как и его высокая интенсивность и длительность, апатия и равнодушие в общении с другим человеком на первом году жизни; 2) отсутствие дифференцированной эмоциональной окраски общения с разными людьми, а также радости манипулирования с новыми предметами, сверхосторожность на втором году жизни ребенка. 3) феномен амбивалентного поведения в раннем детстве. Согласно исследованию Т.М.Сорокиной (1878), феномен амбивалентного поведения проявляет себя не только эмоциональным путем: для детей характерна специфика предметной деятельности, характера и способов общения со взрослыми; 4) отсутствие эмоциональной децентрации, когда ребенок не способен сопереживать другим ни в реальной ситуации, ни при восприятии художественных произведений, оставаясь равнодушным независимо от значения происходящих с героями событий; 5) равнодушие к учению и, прежде всего, к оценкам учителя в младшем школьном возрасте. От равнодушия следует отличать своеобразную эмоциональную заторможенность, которая является вторичным, реактивным образованием и возникает в результате обобщения в сознании ребенка отрицательных оценок учителя; 6) отсутствие тенденции к снижению импульсивности, а также «аффект неадекватности» в подростковом возрасте, который становится одним из средств защиты «Я-образа» (Л.С.Славина, 1966). Это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Она проявляется в приступах гнева, ярости, запальчивости, которые сопровождаются двигательным возбуждением, необдуманными, подчас опасными действиями.

Методы выявления и коррекции эмоциональных нарушений в период детства. Работа психоаналитического направления по созданию эффективных терапевтических техник и процедур коррекции личностного развития в 30-е гг. нашего века привела к их обобщению в двух основных формах терапии психодинамического подхода - игротерапии и арттерапии (терапии искусством или рисуночной терапии). Игротерапия как наиболее распространенная техника терапии детского возраста. Выделяют две формы игротерапии: направленная (директивная) игротерапия предполагает выполнение терапевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их «проигрывания» в направлении социально приемлемых стандартов и норм. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка. Выступает в форме собственно игротерапии и в форме терапии отношений. Арттерапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения арттерапии: в 3-5 лет символическая деятельность только формируется и дети лишь начинают осваивать материал и способы изображения; в 6-10 лет уже способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации; в 11-13 лет возрастает потребность в самовыражении и овладении техникой изобразительной деятельности. Сказкотерапия как специализированная работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт в своей работе затрагивает несколько уровней: 1) в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они могут оказывать ключевое влияние на сюжет; 2) сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента; 3) клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. Способы работы со сказкой: обсуждение уже существующей сказки; самостоятельное написание сказки; инсценирование, драматизация уже написанной сказки; арттерапевтическая работа по мотивам сказки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.