Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конфликта, его сущность и типология

Первый учебный вопрос

Лекция 7. Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями

Учебные вопросы:

 

7.1. Понятие конфликта, его сущность и типология.

7.2. Методология и способы разрешения конфликта.

7.3. Управление конфликтами в таможенной деятельности.

Цели лекции:

 

1. Дать представление о понятии конфликт.

2. Рассмотреть сущность конфликта и конфликтной ситуации, их типологию.

3. Изучить методологию разрешения конфликта и конфликтной ситуации.

4. Рассмотреть проблему управления конфликтами в таможенной деятельности.

 

Основные понятия:

 

Конфликт, конфликтология, социальный конфликт, типология государственно-административных конфликтов, субъект и объект конфликта, кризис, кризисная ситуация, инцидент, разрешение конфликта и конфликтной ситуации, выход из кризиса.

 

Литература:

 

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник. – М.: Издательство «Омега Л», 1910.

2. Дмитриев В.Д. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2003.

3. Черных В.А. Основы управления таможенными органами России: Учебник – М.: Российская таможенная академия, 2009. – С. 138–146.

 

 

 

Многообразие типов и состояний политических, социальных, культурных, экономических, психологических и др. отношений в обществе определяет сложность путей и форм их изменения. Для характеристики всех типов изменений используется понятие «процесса», которое определяется как смена «состояний системы, ее функционирование в режиме времени». Наиболее разработанные в науке являются политические или властные процессы. В литературе выделяют следующие типы политических процессов:

- формирование органов государственного управления или системы, иначе этот процесс называется институализацией;

- воспроизведение компонентов и признаков государственного управления или системы процессе ее функционирования;

- принятие и исполнение принятых решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства, незыблемости государственной и политической жизни, ее изменения, динамики. Поскольку эти процессы затрагивают, причем, весьма существенно, различные социальные интересы, люди неоднозначно относятся, воспринимают разные их типы, делая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие. Эти предпочтения рано или поздно, но ведут к социально-политическому конфликту.

Конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – есть столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за приобретение государственной власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с государственно-политическими перспективами общества. Обычно государственно-политический конфликт порождение сложного процесса называемого политическая модернизация общества (реформы и революции), то есть процесса приближения различных фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний.

Выделение конфликтов в самостоятельную проблему и направление мировой общественной мысли – конфликтологии, произошло в середине ХХ века, когда был накоплен огромный опыт мировых политических и социальных конфликтов, их изучение и прогностика.

Как известно, существенными характеристиками государственно-политической системы общества являются ее изменчивость, динамика. Источником эволюции государственно-политических систем являются различия социальных и классовых интересов в обществе, которые часто приводят к острым социальным и политическим конфликтам, классовым противоборствам, этническим столкновениям. Противоречия, конфликты присущи любому общественному процессу. Конфликт обычно развивается при взаимодействии субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т.д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения. И, наоборот, политическая воля способна обострить конфликт до предела и перевести его в плоскость вооруженного или революционного противостояния, с последующим разрешением конфликта через огромные материальные и людские потери.

Если учитывать, что социальный конфликт есть конфронтация больших социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения, то политический конфликт – это столкновение уже интегрированных интересов этих больших социальных групп, выраженные в виде политических ценностей, задач, требований, лозунгов и, как правило, связанных с борьбой за ресурсы власти. Теория государственного управления, история, политология фиксирует внимание на политических процессах в терминах соревнования между людьми и группами за ценности, имеющие государственную и политическую значимость, т. е. процессах в рамках государственно-политической системы. Конфликтологический подход также является основным в международной политике. Популярен этот подход и в юриспруденции, когда преступление рассматривается как результат конфликта между людьми, прослеживается механизм его возникновения. Конфликт продолжается и в судебном процессе (обвиняемый и его защитник, с одной стороны, обвинитель – с другой).

В качестве субъектов общественных конфликта выступают индивиды, малые и большие социальные группы (в том числе этнические: род, племя, народ, нация, цивилизации), а также общественные классы, формально организованные в социально-политические организации или выступающие в виде политизированных социальных движений. Поскольку в основе государственно-политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения, то детерминированная (предопределенная) несовместимостью коренных интересов субъектов политики, устанавливает цель вытеснения контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов. В трансформируемых обществах государственно-политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения. Таким образом, государственно - политический конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Государственно-политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Другой его формой является сотрудничество или соперничество. О важной роли конфликта догадывались уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Токвиля, Г. Зиммеля и др.

В социологической и политологической традиции существует несколько основных методологических подходов в изучении конфликтов:

1. Социобиологический подход. Его теоретики С. Вильсон и А. Гелен исходят из доктрины естественного отбора и выводят из нее идею естественной агрессивности человека. В связи с этим ими анализируется различные типы агрессивного поведения человека, и разрабатываются рекомендации их нейтрализации.

2. Психологический подход. Его теоретики Т. Адорно, А. Маслоу, З. Фрейд, Э. Фромм делают акцент на психофизиологические характеристики людей, роль напряжения и фрустрации (конфликтное, эмоциональное состояние) в конфликте, предлагают свои способы их снятия.

3. Классово-политический подход. Его теоретики К. Маркс, В. Ульянов-Ленин, Г. Маркузе уделяют основное внимание условиям воспроизводства социального конфликта в обществах с антагонистической социальной структурой, роли классовой борьбы как формы политического конфликта в развитии человечества, путях его преодоления.

4. Функциональный подход. Его теоретик Т. Парсонс предлагает рассматривать конфликт в качестве дисфункционального процесса (нарушения взаимодействия) в обществе.

5. Диалектический подход. Г. Зиммель, Р. Даррендорф, основываются на понимании конфликта как нормального, распространенного социального явления и исходят из позитивной функциональности в социальных системах. Сторонники этого подхода полагают, что конфликт присущ всем уровням жизни социальных систем и не может рассматриваться в качестве девиантного (отклоняющегося) явления или противоположности порядку. Даррендорф считал, что политика свободы есть политика жизни с конфликтом.

Если рассматривать все формы конфликтов, то можно типологизировать их по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические, и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные (региональные) или мировые; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные (скрытые) и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные и негативные, конструктивные и неконструктивные. При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение и этапы развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего – по отношению к данной системе – экзогенные.

Можно типологизировать конфликты на основе анализа их социальной среды: внутри семьи (между супругами, между супругами и детьми); между семьями; между родами им подобными общностями; территориальными общностями (села, города и т.д.); между регионами; между руководителями и работниками; между различными категориями работников внутри коллектива; между политическими партиями; между представителями различных конфессий (религиозные конфликты); между представителями разных идеологий; конкурентная борьба в рамках одной отрасли; конкурентная борьба между разными отраслями; расовые конфликты; соперничество между отдельными народами, которое может проявляться в разных областях, в частности, в борьбе за сферы влияния, рынки и т. п.; конфликты между различными культурами; «холодная война», т. е. без применения оружия; борьба между Востоком и Западом или Севером (развитые капиталистические страны) и Югом (развивающиеся страны, или страны «третьего мира»).

Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития:

- Начало, скрытая (латентная форма);

- Открытая форма или публичная – стадия противостояния;

- Послеконфликтный этап.

Начальная, латентная стадия включает в себя несколько основных подэтапов эскалации конфликта: понимание возникновения объективной конфликтной ситуации; осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации; осознание препятствия для удовлетворения интереса; осознание своих интересов и соответственно препятствий другой стороной; отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия.

В открытой, т. е.основной форме конфликта можно выделить несколько главных разновидностей наступательных действий: политические воззвания, угрозы; активное создание помех и причинение косвенного вреда; действия направленные на захват и удержание спорного объекта; подчинение и захват субъекта (объекта); насилие или нанесение прямого физического ущерба.

Завершающими фазами могут быть: тупик, применение насилия и мирное урегулирование.

Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный способ исчерпания конфликта характеризуется эскалацией напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и, наконец, гражданской войной.

В современной политологии большое значение придается анализу различных видов и структуры политического конфликта как основы для разработки методики его разрешения.

Структура государственно-политического конфликта:

- причины и условия его возникновения и протекания;

- участники сторон конфликта, их действий по достижению целей и их ранга, выражающего их силу и положение в политической системе общества;

- средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

- образ данной конфликтной ситуации, сложившейся у ее участников и третьих (нейтральных, незаинтересованных и заинтересованных) субъектов;

- характер конфликта;

- пространственно-временные параметры;

- этапы и интенсивность протекания;

- последствия и результаты.

Как правило, все конфликты, связанные с властными отношениями в обществе, связаны с нестабильными или кризисными политическими процессами в период политической модернизации, которую можно определить как политический конфликт или конфликт интересов. Кризис – это неустойчивое состояние объекта, при котором возможно его коренное изменение в ту или иную сторону. Ввели это понятие греки (krisis – решение, поворотный пункт, исход). Физики утверждают, что кризис всегда возникает тогда, когда центр тяжести объекта находится выше его точки опоры. Социология и политология заявляют, что кризис – это та или иная нестабильность в обществе. Такая ситуация, как правило, возникает в результате осложнения международных отношений, спада материального производства, ухудшения социальных условий существования народных масс (невыплата зарплаты, пенсий, безработица, инфляция, дороговизна). Нестабильность социально-политического процесса может вызываться неспособность политического режима, властей адекватно реагировать на новые потребности общества.

Кризисы, нестабильность может возникнуть также в результате противоборства двух блоков политических сил, борющихся за власть, и концентрации всех конфликтов вокруг определенных противоречий. К этому может привести и постоянная политическая дискриминация даже небольшой социальной или национальной (этнической) группы. Иногда переход традиционных обществ к формам индустриального развития тоже приводит к нестабильности политического процесса из-за отсутствия ясной и четкой программы такого перехода или неподготовленности ресурсов власти. Это отчетливо видно на примере модернизации, реформации общества, что нередко сопровождается кризисом власти; нестабильность политического процесса в этом случае продолжается достаточно длительный период (как, например, в России и других бывших социалистических странах).

Вообще говоря, кризис – это перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным или негативным для нее исходом. Общественные системы переживают множество кризисов различного вида, в том числе и политические. Последние, в свою очередь, характеризуются многообразием: кризис данной конкретной политики, власти, правительства (правительственного кабинета), парламентский кризис, кризис доверия и т. д. по своей структуре кризисы различаются: кризисы с одной кульминацией, когда достигается предел эволюции системы, кризисы с двумя и более кульминациями (затяжные кризисы при стабильной политической системе, затухающие и вновь возникающие). Специфическими и наиболее характерными кризисами считаются кризисы политической системы и правительства, которые могут протекать в двух измерениях:

· затрагивать механизмы власти, юридические и конституциональные процедуры и органы. Они могут сопровождаться кризисом режима (например, переход от абсолютной монархии к конституционной, от авторитарного или тоталитарного режима к демократическому, от парламентской республике к президентской, от монархии к республике и т. д.)

· кризисы могут охватывать социально-экономические отношения, отношения собственности – так называемые кризисы развития системы, которые могут сопровождаться революционными преобразованиями.

Наиболее частое явление, которое сопровождается сменой лидеров, форм правления, отношений с обществом и другими органами власти, является правительственный кризис. Этот кризис может развиваться (возникнуть) на фоне общего политического кризиса всей системы.

Выход из кризиса – это стадия нового равновесия. Общим условием выхода из кризиса является доступность системы к критике со стороны общества, открытость системы к источникам информации, гибкость, подвижность системы, ее способность приспосабливаться к изменяющимся условиям, динамичность системы. Что касается конкретных форм и средств разрешения кризиса, то они могут быть самыми различными – от пропагандистских акций, осуществляемых через СМИ, до использования насильственных средств, в том числе армии и полиции.

Выводы по первому вопросу:

Противоречия и конфликты – неизбежные спутники политики и государственного управления, атрибут политического процесса. Вопрос состоит не в том, чтобы их запретить. В современном обществе это невозможно. Вопрос в том, чтобы на основе цивилизованной культуры создавать и воспроизводить нормы, «правила игры», позволяющие конструктивно решать государственные и политические конфликты, упорядочивать динамику государственного процесса и общественной жизни в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Демократизация как средство искоренения бюрократизма и коррупции в системе государственного управления | Методология и способы разрешения конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.