Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Правовой статус потребителя




 

Известна следующая фраза, олицетворяющая успешную предпринимательскую деятельность: «Найди потребность и удовлетвори ее!». Но в современных условиях конкурентной среды следование исключительно данному принципу недостаточно для получения прибыли; необходимо не только найти и удовлетворить потребность, но совершить данные действия, не нарушая прав потребителя.

15 марта 1962 г. Президент США, учитывая, что потребители как таковые в тоже время являются и его потенциальными избирателями на будущих президентских выборах, произнес в Конгрессе речь, провозгласившей 4 основных прав потребителей, Именно этот день и отмечается мировой общественностью как день защиты прав потребителей. Предполагалось, что потребителям принадлежат следующие права:

* право на безопасность, обеспечивающее защиту от продажи товаров, которые опасны для здоровья или для жизни;

* право на информацию, обеспечивающее защищенность от информации, грубо искажающей действительность и вводящей потребителя в заблуждение в области рекламы и маркировки товаров;

* право на выбор, обеспечивающее уверенность в том, что потребитель имеет доступ к разнообразной продукции по ценам, соответствующим качеству продукции;

* право быть услышанным, обеспечивающее то условие, при котором все жалобы и запросы потребителя будут в полной мере учтены при разработке правительственной политики и при рассмотрении исков в суде.

Но само движение в защиту потребителей (консъюмеризм) как комплекс взаимоотношений потребителей с продавцами, изготовителями и исполнителями - возникло в США намного раньше и включает в себя следующие этапы.

Первый этап - конец 19 века до начало 1-ой мировой войны.

Второй этап - конец 20-х годов - начало 30-х годов 20 века.

Третий этап - с конца 50-х годов до настоящего времени.

9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которая закрепила 8 основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение ущерба. Не являясь источником права данный документ, тем не менее, представляет собой объединенное мнение о том, какими могут и должны быть законы и практика защиты потребителей в мире.

Российское законодательство в части защиты прав потребителей полностью основывается на данный документ и содержит в себе следующие основные положения: положения, определяющие права потребителей; последствия нарушения этих прав; порядок защиты прав потребителей.

Процесс становления российского законодательства о защите прав потребителей не настолько прост как может показаться. Первый проект Закона аналогичного современному российскому Закону «О защите права потребителей» был опубликован еще 11 февраля 1989 г. Но, как следует из его названия, закон являлся комплексным источником, охватывающим вопросы не только определенных прав потребителя, но и рассматривающим вопросы качества продукции. Качество товара, в свою очередь, сложная комплексная категория, представляющая собой совокупность технических и потребительских характеристик товара. Проекту были присущи декларативность и противоречивость, в нем отсутствовали необходимые организационно-правовые гарантии действенности будущего закона. В документе говорилось только об одной стороне - потребителе, определялись его права. Но о гарантии прав потребителя умалчивалось, неясно было также каким образом можно требовать удовлетворения данных прав. Данный проект так и не был принят.

Но в дальнейшем (в марте 1991 г.) был опубликован новый проект Закона СССР «О защите прав потребителей». Как видно, из названия, а, следовательно, и из текста были исключены положения, касающиеся характеристики качества продукции. Новый проект содержал ряд прогрессивных идей, в основу которых были положены «Руководящие принципы...». В документе были четко определены не только права потребителя, но обязанности и ответственность изготовителя, исполнителя, продавца.

Проект содержал ряд принципиально новых для того времени положения. Потребителям было дано право на обмен качественного товара; при рассмотрении требований потребителей о возмещении убытков, изготовитель (продавец, исполнитель) должны были исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемой продукции; запрещалось понуждение потребителя к приобретению продукции ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента. В документе было определено право граждан на создание общественных организаций потребителей. Закон был принят 22 мая 1991 г., однако в силу вступить не успел.

7 апреля 1992 года вступил в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон), принятый Верховным Советом 7 февраля 1992 года. Далее с учетом обобщения судебной практики был принят Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», вступивший в силу 16 января 1996 года.

Новая редакция Закона, затронула содержание почти всех его статей, что позволяло в определенной мере говорить о новом Законе, который, расширив права потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, исполнителей работ и услуг, а также продавцов продукции.

Затем, 17 ноября 1999 г. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» с целью приведения его в соответствие с Гражданским кодексом РФ были внесены существенные изменения и дополнения в рассматриваемый Закон. Новации либо уточняли и конкретизировали отдельные положения закона (преамбула, ст.ст. 5, 10, 15, 28, 33 и др.), либо еще более расширяли права потребителей и усиливали ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) – ст.ст. 12, 18, 19. 29, 30, 37. Затем изменения и дополнения в Закон были внесены 30 декабря 2001 г.

Неоднократно существенные изменения и дополнения вносились в Закон в 2004 г. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью приведения в соответствие норма Закона с частью II Гражданского кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 17, 18 и др.), а также устранения неоднозначных формулировок положений Закона, приводящих к неправильному их применению на практике (ст.ст. 12, 18 и др.). В целом, указанные изменения и дополнения направлены на усиление гарантий реализации прав потребителей (преамбула, ст.ст.5, 10, 25, 26.1 и др.).

Основой правового регулирования в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации. Относительно отношений, подпадающих под действие настоящего Закона, применяется последний, в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются также принимаемыми в соответствии с ГК РФ иными федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. К иным правовым актам, в соответствии со ст. 3 ГК РФ относятся Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В этой связи следует отметить, что Указы Президента РФ не должны противоречить ГК РФ, настоящему Закону и иным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей. На основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ вправе принимать постановления, регулирующие отношения с участием потребителей.

Как указывается в преамбуле, Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Структура Закона.

Преамбула, включает определение отношений, регулируемых Законом, а также основные понятия, используемые в настоящем Законе.

Глава 1 «Общие положения» содержит статьи, носящие общий характер (ст. 1-3), и статьи, устанавливающие единые требования, как к купле-продаже товаров, так к выполнению работ и оказанию услуг потребителям (ст. 4-17).

Глава 2 «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям», регулирует специальные вопросы, относящиеся к обязательствам купли-продажи, с учетом положений, указанных в главе 1 (ст.18-26).

Глава 3 «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг» посвящена специальным вопросам, связанным с регулированием обязательств по выполнению работ и оказанию услуг (ст. 27-39) в рамках основных понятий, определенных главой 1.

Глава 4 «Государственная и общественная защита прав потребителей» (ст. 40-46), как и глава 1, имеет общий характер. В главе определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), а также высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей; рассматривается порядок осуществления защиты прав потребителей органами местного самоуправления; указываются права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов); приводится понятие и порядок защиты прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время функции по нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. А функции по контролю и надзору на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей принадлежат Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Эта же служба осуществляет полномочия по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Министерство промышленности и энергетики РФ осуществляет правовое регулирование и принимает нормативные правовые акты в области государственной политики в части технического регулирования и метрологии, разработки технических регламентов, развития систем аккредитации и добровольной сертификации, обеспечения единства измерений.

В свою очередь, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии оказывает государственные услуги в виде осуществления лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также:

 осуществляет функции по государственному метрологическому контролю и надзору и до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;

 осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

 рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

 обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), создаваемые на добровольной основе гражданами, для осуществления своих уставных целей вправе:

 участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

 проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

 проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей,

 составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

 распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей (при этом публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой);

 вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), о приостановлении производства, об отзыве товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

 вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

 обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

 обращаться в суды в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Права потребителя определены в схеме 2.5.

Формы защиты прав потребителей.

Защита гражданских прав, в целом, это предусмотренные законом меры охраны гражданских прав в случае их нарушения или реальной угрозы такого нарушения.

В соответствии с ст. 11, 12 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав (в том числе и защита прав потребителей) осуществляется в следующих формах:

1. Самозащита.

2. Судебная защита.

3. Защита в административном порядке, в случаях прямо предусмотренных законом.

Самозащита гражданских прав - действия управомоченного лица, допускаемые законом или договором и направленные на обеспечение неприкосновенности права, пресечения нарушения права, ликвидацию последствий нарушения права. Например, потребитель, чьи права нарушены, может самостоятельно или через представителя обратиться к изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) с требованиями, предусмотренными Законом. Данный порядок позволяет быстро восстановить нарушенное право. Законом предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя: в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона суд при удовлетворении требований потребителя взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) штраф в размере пятьдесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Судебная защита. Права потребителя защищаются в судах общей юрисдикции. Статьей 17 Закона установлена альтернативная подсудность: иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд -

 по месту нахождения организации (если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства);

 по месту жительства или пребывания истца;

 по месту заключения или исполнения договора;

 по месту нахождения филиала или представительства организации, если иск к ней связан с деятельностью ее филиала или представительства.

При этом истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, или по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Защита в административном порядке. В случаях, предусмотренных законом, права потребителей защищаются органами государства (гл. 4 Закона). Данным органам предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей. Кроме этого, государственные органы обязаны осуществлять контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

В случае выявления фактов нарушения законодательства о защите прав потребителей государственные органы вправе выдавать предписания о прекращении нарушения прав потребителей и налагать штраф за уклонение от их исполнения или несвоевременное исполнение.

В итоге, следует отметить, что право выбора форм защиты гражданских прав принадлежит потребителю.

Таким образом, современное российское законодательство о защите прав потребителей представляет собой комплексное законодательство, состоящее из нормативных актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: конституционного, гражданского, административного, уголовного и др.

Ответственность за нарушение прав потребителей.

Законодательством определяются различные виды ответственности за нарушение прав потребителей.

За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную законом или договором.

По общему правилу (ст. 13 Закона), если иное не предусмотрено законом, изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан полностью возместить убытки (определение убытков см. п. 2 ст. 15 ГК РФ); уплатить неустойку в форме пени, установленную законом или договором, сверх возмещенных убытков; исполнить обязательство в натуре. При этом отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

П. 4 ст. 13 Закона гласит, что указанные лица освобождаются от ответственности, если докажут, что убытки причинены вследствие действия непреодолимой силы или по иным основаниям, предусмотренным законом.

Например, в соответствии с п. 6 ст. 18 Закона, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер освобождается от ответственности, если докажет что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара:

 

 возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, и при этом на товар не установлен гарантийный срок;

 возник после передачи товара потребителю, вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, и при этом гарантийный срок установлен,

Следует иметь в виду, что непреодолимая сила - это чрезвычайные обстоятельства, которые не могут быть предусмотрены, предотвращены или устранены в данных условиях какими-либо мероприятиями.

Сторона не признается ответственной за неисполнение какого-либо из своих обязательств, если она докажет:

 что такое неисполнение явилось результатом препятствия, находящегося вне ее контроля;

 что от нее нельзя было разумно ожидать в момент заключения договора принятия во внимание данного препятствия или его последствий для исполнения договора;

 что она не могла разумно избежать или преодолеть такое препятствие или, по крайней мере, его последствия.

В то же время, в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (которыми и являются продавец (изготовитель, исполнитель), к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Статья 15 Закона предусматривает возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя. Размер компенсации морального вреда (в денежном выражении) определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, а также характер этих страданий. При этом, такой характер оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Также следует отметить, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения вреда и уплаты неустойки.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Аминистративным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность (ст. 2.1. КоАП РФ). Административная ответственность за правонарушение наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

При привлечении к административной ответственности наступают особые административные отношения, регулируемые нормами административного и процессуального права: одним из субъектов этих отношений обязательно выступает правонарушитель, а другим – представитель государства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности.

Раздел III КоАП РФ содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

КоАП РФ в гл. 14 предусматривает различные составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности за нарушение прав потребителей:

 незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2);

 продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4);

 продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5);

 нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6);

 обман потребителей (ст. 14.7);

 нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8);

 ограничение свободы торговли (ст. 14.9);

 нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15);

 нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16);

 выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12).

Уголовная ответственность - это предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление.

Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей предусматривается Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ).

Статьи 236 и 238 главы 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» касаются соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и обеспечения при изготовлении продукции и реализации товаров требований их безопасности для здоровья потребителей.

Статья 236 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшие по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Эти нарушения, например, могут иметь место при выпуске продовольственных товаров, содержащих возбудители инфекционных заболеваний, а также при продаже таких товаров. Часть первая указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до трех лет. Часть вторая определяет, что за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статьей 238 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также за неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, если эти деяния повлекли за собой по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Частью первой ст. 238 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до трех тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет. Те же деяния, если они:

• совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

• совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

• повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека;

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Если указанные деяния повлекли за собой по неосторожности смерть двух или более лиц, виновный подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от четырех до десяти лет.

Из УК РФ в 2003 г. исключена статья 200 «Обман потребителей». Ответственность за эти деяния предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, когда обман потребителей превышает сумму в 500 рублей, он должен быть квалифицирован по статье 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.