Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнециклическая концепция инновации




Рыночный этап (коммерциализация новшества)

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает следующие стадии:

— внедрение на рынок,

— промышленное производство.

Под внедрением на рынок подразумевается предсерийное производство, доработки, производственные испытания, начало серийного производства, сертификация продукции.

Стадия промышленного производства включает два этапа: собственно производство новой продукции, и ее реализация потребителям. Первый этап — это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей и заказчика. На втором этапе осуществляется доведение произведенной инновационной продукции до потребителя и заказчика, которое в условиях рыночной экономики реализуется с учетом рыночных цен.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной эксплуатации, одновременно осуществляются два процесса:

1) это непосредственное использование материальных и социально-культурных благ, произведенных на предшествующих этапах инновационного процесса;

2) сервисное обслуживание, которое включает технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание произведенных инноваций в работоспособном состоянии в течение нормативного или гарантированного срока службы.

В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением – первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Диффузия инноваций – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.

 

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Что представляет собой жизненный цикл инновации?

Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

Любой жизненный цикл проходит стадии зарождения, роста, зрелости, увядания и, наконец, упадка.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Жизненный цикл продуктовой инновации включает в себя следующие этапы (рис. 6):

· создание новшества,

· внедрение на рынок,

· этап роста,

· замедление роста (зрелость),

· спад объемов продаж (упадок).

 

Рис. 6. Жизненный цикл продуктовой инновации

 

Сущность первого этапа — этап создания новшества — состоит в комплексе работ по превращению результатов научных исследований (фундаментального и прикладного характера) в образцы новых проектов (изделий), их адаптации на рынке и оценке условий включения в экономический оборот. При этом первые продажи опытных партий (образцов) новой продукции, т.е. маркетинговые исследования, также начинаются на этом этапе и играют основную роль во включении новшества в экономический оборот.

Второй этап – этап роста – связан с освоением производства и рынка, ростом продаж и наращиванием экономического результата. Протекая в сфере материального производства, этот этап является важнейшим во всем жизненном цикле продукции, именно здесь создается материально-вещественная основа цикла.

На этапе роста фирмы-продуценты ведут разработку модификации изделий, дифференцируя потребительский спрос. Это могут быть незначительные усовершенствования с точки зрения удобства пользования изделиями, их функционального назначения, миниатюризации и т. п. Каждая фирма ищет такие нюансы качества. В итоге пять-шесть, а то и десять компаний могут производить, на первый взгляд, одинаковые товары. Однако при ближайшем рассмотрении в каждом из них можно обнаружить ряд небольших новинок. Тем самым фирмы-продуценты стремятся выделить сегменты рынка, где их изделия будут выступать в роли специализированных, не имеющих полных аналогов по назначению удовлетворения потребностей.

Разработка оригинальных модификаций изделий, отличающихся от аналогов других фирм, определяет стратегию продуцента в области НИОКР на следующей стадии жизненного цикла (стадия зрелости).

Однако при неименной технологической базе расширение номенклатуры не может идти бесконечно. Усиливающаяся на фоне снижения нормы прибыли (до средней величины) борьба за сокращение издержек производства, ограниченное число поддающихся выделению сегментов рынка не позволяют продуцентам идти на дальнейшее увеличение числа модификаций. Возможности конкуренции посредством дальнейшей дифференциации потребительского спроса исчерпываются. Рынок стабилизируется по номенклатуре, постепенно превращается в рынок стандартизованных изделий. В результате отработки технологии производства, разработки специализированного высокопроизводительного оборудования в целом выравнивается качество изготовления изделий-конкурентов. Главным средством ведения конкурентной борьбы становится ценовое соперничество.

Неизбежно наступает моральное старение продукции, из-за появления на товарном рынке нового, заменяющего продукта, падает спрос и, как следствие, снижаются продажи и экономические результаты. Все это происходит на этапе упадка.

В условиях конкретного бизнеса, по мере перехода от одного этапа жизненного цикла продукта к другому, т.е. по мере его морального старения, происходит снижение экономических результатов. Это побуждает или модернизировать продукт, или его заменить. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно.

Чем сильнее конкурентные условия на конкретном рынке, тем быcтpee прекращается производство морально, экологически, социально устаревшего товара.

На конкурентном рынке жизненный цикл продукта (изделия), охватывающий все его этапы, составляет в среднем 10—15 лет в зависимости от его потребительской и инвестиционной области.

На этой схеме (рис. 5) также показана зависимость сбыта (коричневая линия) и прибыли (зеленая линия) от стадии жизненного цикла инновации. Видно, что максимум сбыта приходится на этап зрелости инновации, а максимум прибыли на этап роста.

Любой инновационный процесс требует наличия определенных финансовых средств на его осуществление. Фундаментальная наука имеет приоритетное значение в развитии инновационных процессов, однако вероятность положительного выхода фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не может себе позволить отраслевая наука. Фундаментальные исследования должны, как правило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе, а также могут частично использоваться и внебюджетные средства.

Выполнение работ на этапах ОКР, внедрения и роста связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении финансовых средств. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Скорость инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом. Инновационный лаг – это временной интервал от момента появления новшества до момента воплощения его в инновацию. От величины этого показателя зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки фирма стремится монополизировать рынок и получить максимально возможную прибыль от коммерциализации нововведения. Время, в течение которого предприятие-инноватор удерживает монополию, определяется скоростью реагирования конкурентов. Таким образом, чем быстрее компания разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капиталловложения и опередит конкурентов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.