Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск инновационных идей




Виды инновационной деятельности

В полном объеме инновационная деятельность носит комплексный, системный характер воплощает единство исследовательских, проектно-технологических, организационных и социальных нововведений.

Выделяют следующие виды инновационной деятельности:

1) поиск и отбор инновационных идей;

2) маркетинг;

3) планирование;

4) выбор стратегии инновационной деятельности;

5) патентно-лицензионная деятельность;

6) научные исследования;

7) экспериментальное производство нового товара;

8) корректировка схемы производства и продвижения товара;

9) массовое производство товара и его продвижение на рынке.

 

Осуществление любой предпринимательской деятельности всегда основано на какой-либо идее. Но для инновационной деятельности правильный выбор идеи имеет принципиальное значение и фактически является залогом будущего успеха проекта или, наоборот, его неудачи. Можно сказать, что постоянный поиск новых идей является «двигателем» инновационного бизнеса и, в достаточно высокой степени, научно-технического прогресса в целом.

В отличие от обычной бизнес-идеи, которая может заключаться в повторении уже существующего бизнеса, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов (модификаций).

В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности в рыночной среде, должен существовать так называемый «портфель инновационных идей», который представляет собой комплексно-обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) в организации. Портфель НИОКР может состоять из разнообразных проектов: крупных и мелких; близких к завершению и начинающихся. Однако необходимо учитывать, что каждый проект требует выделения дефицитных ресурсов в зависимости от его особенностей (сложности, трудоемкости и т.п.). Портфель должен иметь определенные контуры, быть стабильным, чтобы рабочая программа могла осуществляться равномерно.

Для формирования «портфеля инновационных идей» используются внешние и внутренние источники.

К внешним источникам относятся:

1) научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами;

2) результаты маркетинговых исследований;

3) разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (например, по лицензиям; лицензия − документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий);

4) патентная информация;

5) разработки потенциальных конкурентов.

Внутренние источники включают:

  • ноу-хау фирмы;
  • рационализаторские предложения в области техники, технологии, организации, управления.

Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений. По мнению известного американского специалиста в области менеджмента П.Друкера, «подтолкнуть» предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы:

§ неожиданное событие для организации или отрасли – неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

§ неконгруэнтность – несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть);

§ нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);

§ внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

§ демографические изменения;

§ изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

§ новые знания (как научные, так и ненаучные).

Для генерирования идей используются различные психологические методы.

1. Метод «мозговой штурма» - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод был предложен американским ученым Алексом Осборном в 1955 г.

Филосовской основой мозгового штурма является теория З.Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездой подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором владствуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки и на всякие иррациональные мысли.

Правильно организованный мозговой штурм включает 3 обязательных этапа:

А. Предварительный этап - постановка проблемы. На данном этапе:

· четко формулируется проблема, которую необходимо решить;

· отбираются участники штурма, выбирается ведущий и эксперты (это обычно люди с большим оъемом знаний и критическим складом ума), обрабатывающие предложенные решения проблемы. При этом важно чтобы в обсуждении участвовали специалисты с разным опытом; они должны быть в курсе проблемы, но не слишком детально ее знать. Нежелательно, чтобы в мозговом штурме участвовали начальник и его подчиненный.

Б. Основной этап, от которого во многом зависит успех мозгового штурма – генерация идей. При генерировании идей нет никаких ограничений, идеи высказываются любые, в том числе явно нелепые, ошибочные, шутливые, без всякого доказательста и технико-экономического обоснования.

Четыре правила проведения мозгового штурма по Алексу Осборну:

а) Критика исключается. Идеи критикуются после, а не во время штурма.

б) «Езда без правил» приветствуется. Чем сумасброднее идея, тем лучше. Легче обработать дикую идею, чем придумать новую.

в) «Мы хотим еще!» Чем больше идей, тем больше вероятность появления хорошей идеи.

г) Сочетайте и улучшайте. Члены команды могут не только выдвигать новые идеи, но и предлагать способы улучшения, сочетания или изменения идей других членов команды.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать необычные и оригинальные идеи.

В. Заключительный этап – группировка, отбор и оценка идей. На данном этапе все высказанные идеи фиксируются, и только потом начинается обсуждение высказанных идей. На этом этапе, в отличие от второго этапа, оценка и критика не ограничиваются, а, наоборот, приветствуются.

Таким образом, основа метода «мозгового штурма» – это отделение процесса генерирования идей от процесса оценки их значимости и целесообразности. Подобный прием повышает результативность творческой деятельности за счет раскрепощения ее участников.

2. Синектика. Данный метод разработан Уильямом Гордоном и Джоржем Принсом и использует те же правила, которые применяются при «мозговом штурме». Отличия заключаются в том, что в синектике для генерирования новых идей привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, т.к. участники свободны от стереотипов при выработке решения, и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи.

3. Метод ассоциаций и аналогий. Данный метод основан на применении различных ассоциаций и аналогий при формировании идеи. Используются прямая, личная и символическая виды аналогий.

Прямая аналогия – сравнение характеристик нового продукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса). В этом случае выбирается базовый (эталонный) образец, с которым осуществляется сравнение (например, изучается опыт ведения хозяйственной деятельности компании-конкурента для использования на своем предприятии).

Личная аналогия – вживание в образ, при котором разработчики новой продукции отождествляют себя с потребителями данной продукции и используют собственные ощущения для определения запросов покупателей.

Символическая аналогия – обобщенная аналогия, в которой используются символы (например, экономико-математические модели).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.