Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика в гражданском обществе




Концентрированное выражение «сущность государства» находит воплощение в проводимой им политике — совокупности целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, исполь­зуемых при этом. Смысл государственной политики во многом пре­допределяет содержание и технологию государственного управле­ния. Однако сама государственная политика понимается по-разно­му, что связано с соотношением и различием между государством и обществом. Нередко имеет место перенос явлений из одного уровня в другой, в результате чего они теряют собственные характерис­тики.

Гражданское общество - это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. Разнообразие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предель­ная индивидуализация форм общения и поведения в гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы, желательны. Лишь полное и, конечно, разумное самовыражение каждого чело­века рождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие. Поэтому плюрализм (множественность) существует прежде всего в гражданском обществе. Именно в нем призваны действовать многообразные политические силы, которые главным образом путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д. должны достигать своих це­лей. Плюрализм осуществляется в пределах гражданского общест­ва, в его рамках и способами, присущими цивилизованным взаимо­отношениям между людьми. Здесь особая роль принадлежит консенсусу и компромиссу между различными политическими силами по поводу основополагающих общественных ценностей, хотя и по­нимаемых по-разному.

В отличие от гражданского общества, где сколько людей и их объ­единений, столько и интересов и способов их представления, госу­дарство едино и единственно, олицетворяет собой, как уже отмечалось, «становой хребет» и одновременно форму («обруч») общества. Тем самым в нем не может быть много политик, «дерганья» из од­ного направления в другое, «служения» то одним, то другим си­лам. Основу государственной политики составляют стратегические ориентиры, иначе это уже не государственная политика. Более то­го, только в согласованных и закрепленных государством рамках и процедурах осуществимо конструктивное поле столкновения поли­тических идей и взглядов, выяснения и сравнения политических позиций и программ, простор пропаганды и привлечения на свою сторону избирателей. В государстве важен момент общего (или ин­тегрированного) интереса и воли большинства граждан. Можно иметь любое свое мнение по поводу государственно-правовых веле­ний, от отрицательного до положительного, но следовать им, если они состоялись, просто необходимо.

Отсюда предельная актуальность государственной политики, ко­торая должна закрепляться государственно-правовыми структура­ми, быть известной и понятной обществу. Когда-то, обобщая много­вековой опыт человеческого развития, К. Поппер писал: «Мы должны понять, что все политические проблемы в конце концов но­сят институциональный характер (курсив мой. — ГЛ.), что по­этому в политике важны не столько личные мнения, сколько юри­дическое оформление политических проблем, и что прогресс на пути к равенству можно обеспечить только с помощью институци­онального контроля над властью»35.

В идеале государственная политика представляет собой опти­мальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений людей о своих интере­сах в нем. В известном смысле она дистанцируется от политики конкретных политических сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах власти. Во-пер­вых, необходимо, чтобы ее в какой-то мере разделяло и меньшин­ство, иначе будут непреодолимые трудности при ее реализации. Во-вторых, такая политика должна быть достаточно устойчивой, ста­бильной, обладать исторической перспективой. В-третьих, в ней должно содержаться объединяющее начало, направленное на пози­тивное развитие общества.

В каждом государстве его политика формируется под влиянием многих обстоятельств, является стечением определенных факторов, бывает весьма конъюнктурной и весьма персонифицированной. Но можно выделить и общие (широкие) социальные критерии, по кото­рым государственная политика может «измеряться» в длительном временном интервале. Ведь как для человека, так и для общества, государства существуют универсальные явления и ценности, кото­рые всегда нужны и в которых заключены реалии жизни. С такой точки зрения конструктивность государственной политики всегда можно оценивать под углом того, насколько она способна:

а) обеспечивать рациональное и эффективное использование на­ личного ресурсного, производственного, трудового и интеллекту­ального потенциалов страны;

б) активизировать труд, непосредственно связанный с интереса­
ми человека и реально влияющий на уровень и качество удовлетво­рения человеческих потребностей;

в) изменять условия, производительность и социальную резуль­тативность труда и, следовательно, увлекать за собой людей и со­здавать факторы роста их благосостояния.

В кратком виде смысл государственной политики, отвечающей

названным критериям, представляется так: модернизация матери­ального и духовного производства и социальных условий на базе научно-технического прогресса (новых технологий), возможностей конверсии и взаимовыгодного разделения труда с другими страна­ми. Опыт подобной государственной политики с достаточно благо­датными результатами накоплен Японией, странами Западной Ев­ропы, США, другими странами. Но у нас такая государственная по­литика все никак не просматривается, ограничиваясь сведением баланса одного отчетного года.

В политическом аспекте государственная политика «через модер­низацию — к благополучию» ставит во главу угла собственные си­лы, внушает людям чувство достоинства, гордости и веры в себя; создает условия для расширения и укрепления «среднего класса», выступающего реальной и заинтересованной силой правового госу­дарства и гражданского общества; вовлекает людей в дело и благо­даря этому снимает политическую напряженность; способствует равноправному деловому и взаимовыгодному сотрудничеству внутри страны — между ее составными частями, вне — с другими странами.

Какой бы ни была государственная политика по конкретным ха­рактеристикам и приоритетам, она может быть только комплекс­ной, охватывающей все сферы человеческой жизнедеятельности. При всем базисном характере экономики ее уровень и развитие опре­деляются как собственно экономическими источниками и фактора­ми, так (в неменьшей мере) и политическими, социальными, пра­вовыми, национальными, нравственными, психологическими и еще многими другими регуляторами сознания и поведения челове­ка. Забывать об этом — значит заранее лишать себя возможностей управлять общественными процессами.

Любая государственная политика реализуема в определенных ус­ловиях и при использовании адекватных ей средств. При формули­ровании сути государственной политики актуально обозначение условий и средств, которые ей благоприятствуют и могут быть практически введены в действие.

В числе условий хотелось бы выделить следующее:

- государственно-правовые, состоящие в создании согласован­ного, в известной мере идентичного, структурного и правового про­странства страны, позволяющего максимально использовать сложив­шиеся (доступные) технологии экономической, социальной и иной деятельности со своей специализацией и кооперацией;

- социально-психологические, включающие в себя осознание но­вых жизненных ориентиров, уход от иллюзий, маниловщины, ожиданий неизвестно откуда приходящей благодати и от всего то­го, что не соответствует реалиям жизни и не рождает созидатель­ную энергию людей;

- деятельноетно-практические, когда решения, действия, опе­рации, процедуры, поступки и т.п. вершатся в целях и русле госу­дарственной политики, «продвигают» эту политику и наглядно раскрывают ее ценность для общества.

Средства реализации государственной политики бывают самые разнообразные: от различных форм собственности, рыночной эко­номики до постановки информации, образования и воспитания. Здесь важно все, что касается человека, его развития и самоосущест­вления. В средствах реализации государственной политики не может быть мелочей, отклонений от центральной идеи, безразличия и инертности. Настоящая государственная политика непременно вы­ходит на человека, задевает его интересы и должна способствовать удовлетворению его потребностей. И осуществима она тогда, когда становится добровольным достоянием всех.

В завершение размышлений о государстве как субъекте управле­ния общественными процессами хотелось бы напомнить слова, ска­занные задолго до христианства и ислама и свидетельствующие о том, что еще в давние времена люди задумывались о государстве, об источниках его силы, о взаимосвязях государства и общества. Это семь учений, следование которым может обеспечить процвета­ние государства.

Первое — народ должен часто собираться для обсуждения поли­тических проблем и надежно охранять свою страну.

Второе — люди всех социальных сословий должны жить в согла­сии и вместе обсуждать дела государства.

Третье — надо уважать старые обычаи и не менять их без причи­ны, соблюдать правила вежливости и долга.

Четвертое — надо признавать различия в поле и старшинстве, поддерживать чистоту семьи и общества.

Пятое — надо почитать родителей, уважать учителей и старших/

Шестое — надо почитать предков, молясь перед алтарем, справ­лять панихиду и каждый год посещать их могилу.

Седьмое — надо соблюдать общественную мораль, ценить добро­детели, следовать учению добродетельного учителя и делать ему приношения36.

Воистину ничто в мире не старо, а только забывается, стирается в памяти поколений. И приходится прилагать много трудов, чтобы восстановить утраченное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.