Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущностные черты организационной структуры государственного управления




ЛЕКЦИЯ 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Вопросы для размышления и дискуссии

1. Что такое цели государственного управления и как формирует­ся их «древо»?

2. Что такое стратегический уровень государственного управле­ния?

3. Каково соотношение целей, ресурсов и средств их достижения?

4. Дайте характеристику функций государственного управления
и оснований выделения их видов.

5. В чем смысл функциональной структуры государственного управления и ее юридического оформления?

 

 

7.1 Сущностные черты организационной структуры государственного управления.

7.2 Построение организационной структуры государственного управления.

7.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления.

7.4. Организация государственного органа.

 

Субъектом государственного управления, как уже отмечалось (1.2), выступает государство в целом. Однако это не означает, что все его органы, предприятия, организации и учреждения непре­менно участвуют в формировании и реализации управляющих воз­действий. Многогранность функций государства, разнообразие его связей с обществом определяют и разнонаправленность, и разноха­рактерность деятельности различных государственных структур, их подразделений и персонала, разную меру и разные способы их действия в управленческих процессах.

Организационная структура государственного управления — это особое государственно-правовое явление, обусловленное общест­венно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устой­чивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирова­ние и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. " ней концентрируются многие социальные и организационные ка­чества государства. Отсюда выделение организационной структу­ры государственного управления из многообразных связей госуда­рства и общества и ее специальное понимание.

В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государ­ственный орган (или орган государства, что порой различают в юридической литературе), связанный с формированием и реа­лизацией государственно-управляющих воздействий, причем как в целом, в единстве их составных проявлений, так и по от­дельным проявлениям: целеполаганию, организации и регули­рованию.

В научных работах можно обнаружить различные характеристи­ки государственного органа: функциональные, раскрывающие его в качестве структуры, выполняющей определенные функции госу­дарства; социологические, рассматривающие его как коллектив людей, выделенный обществом в порядке общественного разделе­ния труда для выполнения возложенных на него государственных задач в соответствующей сфере государственной деятельности; юридические, указывающие на наделение определенной структу­ры (коллектива людей) необходимой компетенцией (совокуп­ностью функций и полномочий) либо государственно-властными полномочиями; организационные, делающие акцент на принад­лежности данной (выделенной, самостоятельной) структуры к го­сударственному аппарату, на ее внутреннее построение — органи­зацию элементов и их взаимосвязей. В этой теме речь идет глав­ным образом об организационных свойствах государственного органа и их влиянии на организационную структуру государствен­ного управления.

Организация — это нечто большее, чем просто группа людей, от­мечается исследователями из США. Это группа индивидов, объеди­ненных организационными принципами, интересами, процедура-Ми, личностными ценностями, а также формами полномочий и от­ветственности72. Организацию можно охарактеризовать следующим образом:

- это формальное явление, образованное путем выделения из ка­кого-либо целого его определенной части для целях возложения на нее (часть) адекватных ей функций целого;

- это взаимодействие элементов части как внутри, так и вне ее, в целях реализации возложенных на нее функций целого;

- это устойчивое (во времени и пространстве) взаимодействие эле­ментов, придающее части определенные контуры и укрепляющее ее силу посредством специализации и кооперации возможностей этих элементов. Главное в организации состоит не в наборе, коли­честве и качестве составляющих ее элементов, а в их взаимосвязях, взаимодействиях. Подсчитано, что если организация состоит из 4 элементов (руководитель плюс три подчиненных), то в ней возни­кают (в потенциале) 18 взаимосвязей, из 6 элементов (1 + 5) — 100, из 8 (1+7) — 490, из 10 (1+9) — 2376 и так по нарастающей — прак­тически по принципу геометрической прогрессии73. Разумеется, что не все связи «схватываются», не все значимы в равной мере, не все выполняют одну и ту же роль при реализации целей и функций ор­ганизации, но именно все способны влиять на многообразие прояв­лений организации, что нельзя не учитывать при ее анализе и оценке.

Таким образом, государственный орган (синонимы: орган госу­дарства, орган государственной власти, орган местного самоуправ­ления) представляет собой единичную структуру власти, формаль­но созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.

Следует отличать государственный орган от государственного предприятия, осуществляющего экономическую деятельность на базе государственной собственности; от государственного учрежде­ния, связанного, как правило, с оказанием социальных и духовных услуг; от государственной организации, выполняющей обычно организационные функции в различных сферах общественной жиз­ни. В первом создаются и реализуются управленческие решения и Действия, в остальных — материальные, социальные и духовные продукты и услуги.

В государстве, в котором осуществлено конституционное разде­ление власти по горизонтали — на законодательную, исполнитель­ную и судебную с ее сдержками и противовесами и по вертикали (принципы федерализма и самоуправления) — на федеральную, власть субъектов Федерации и местного самоуправления, — орга­низационная структура государственного управления приобретает Своеобразную конфигурацию, вовлекающую на демократической основе в управленческие процессы разнообразные государственные органы и компоненты общественной системы. Ведь в условиях де­мократии организационная структура государственного управле­ния призвана обеспечивать действительность того, что народ (все граждане страны) является носителем суверенитета и единствен­ным источником власти (ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Феде­рации).

Между тем, в политической практике постоянно игнорируются конституционные положения. Забывается, что субъектом государ­ственного управления является государство в целом, т.е. объеди­ненный им народ, а в государстве создан единый, внутренне согла­сованный государственный аппарат, в котором каждый государ­ственный орган связан с другими государственными органами, а также с повседневной жизнедеятельностью людей (особенно в управляющих объектах). Системность государственного управле­ния (Т. 5) отражается и закрепляется главным образом в его орга­низационной структуре, где нет отдельных, изолированных орга­нов, а действует их совокупность, под влиянием которой и развива­ются управляемые объекты.

Основу — «несущий стержень» организационной структуры го­сударственного управления — составляют органы исполнительной власти. В совокупности они представляют собой наиболее объем­ную и сложную часть государственного аппарата, сосредоточиваю­щую в себе практически всю управленческую информацию и важ­нейшие средства государственного принуждения74. Такое их поло­жение объективно обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. Можно иметь высокие и благородные замыслы, научно обоснованные про­граммы, качественные и полные по объему законы, но если все это не будет претворяться ежедневно и по всем аспектам в жизнь, не будет переходить в организованную продуктивную деятельность людей, то оно останется благим пожеланием на бумаге или словах.

Поэтому исполнительная власть должна иметь разветвленную и «пронизывающую» вертикаль, обеспечивающую прохождение дифференциацию и конкретизацию управленческой ин­формации, особенно директивной, обязательной, начиная принятой на самой верхушке власти, по всей иерархии испол­нительных органов государственной власти и местного само­управления, доведение ее до исполнителя и подчинение его пове­дения соответствующим требованиям (нормам). Вполне резонно в Конституции Российской Федерации в главе «Федеративное устройство» введено положение о том, что «в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполни­тельной власти в Российской Федерации» (курсив мой. — ГЛ.) (ч. 2 ст. 77).

Надо отметить, что если в вопросах о вертикальной соподчиненности федеральных органов исполнительной власти и органов ис­полнительной власти субъектов Федерации существуют «сходящи­еся» точки зрения и даже определенные законоположения, то о соподчиненности первых и вторых с местным самоуправлением, в том числе с его исполнительными органами, высказаны различ­ные мнения. Многие стремятся во что бы то ни стало отделить орга­ны местного самоуправления от органов государственной власти и тем самым «разломать» исполнительную вертикаль. Не вдаваясь в дискуссию, которая ведется уже более десяти лет, скажу лишь о том, что при рассмотрении данного вопроса стоило бы учитывать следующие моменты:

а) местное самоуправление (в любых его формах) есть явление Демократии, форма народовластия (см. ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации) и его необходимо развивать в системе Демократии и с позиций обеспечения принадлежности власти
народу;

б) местное самоуправление олицетворяет собой пограничное яв­ление между государством и обществом, соединяющее их между собой; в нем имеет место сочленение общественных форм (в организации) и властных полномочий (в юридической силе управленче­ских решений);

в) местное самоуправление относится к ряду управленческих яв­лений, призванных целенаправлять, организовывать и регулиро­вать общественную жизнедеятельность;

г) местное самоуправление является средством реализации ини­циативы и практического осуществления самодеятельности, во­площения творческой энергии и ответственности населения по мес­ту жительства; это — одна из форм реализации прав и свобод чело­века и гражданина.

В организационной структуре государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и фор­мами организации, материально-финансовым обеспечением, тех­нологией деятельности персонала и другими элементами. Но только это подсистема, которая «снизу» связана с населением — носителем и источником власти, в том числе и по отношению к вышестоящим уровням, а «сверху» — с органами государствен­ной власти субъектов Федерации и в целом Федерации. Благодаря этому сохраняется системность государства, системность общества и системность государственного управления.

Разные подходы наблюдаются также в вопросе оценки организа­ционных связей между представительными органами государ­ственной власти и местного самоуправления и соответствующими — по горизонтали — исполнительными органами. В демократиче­ском, правовом государстве отсутствуют отношения организацион­ного соподчинения между представительными органами: все огра­ничено правовыми отношениями, при которых нижестоящий ор­ган обязан соблюдать законный правовой акт вышестоящего. Разделена законодательная и исполнительная власть, из которых каждая имеет свои механизмы формирования и деятельности. Из всего этого выстраивают умозаключения о том, что представитель­ные органы государственной власти и местного самоуправления якобы совсем не участвуют в государственном управлении и даже не влияют на органы исполнительной власти.

С такой интерпретацией названных организационных связей трудно согласиться. Во-первых, существует их взаимозависимость через механизмы сдержек и противовесов, что особенно ощутимо при решении кадровых вопросов и принятии законов. Во-вторых,

представительные органы существенно влияют на исполнительные органы посредством бюджета, а также финансового, кредитного, налогового и иного регулирования; здесь они во многом целенаправляют исполнительные органы. В-третьих, представительные органы путем принятия законов или иных нормативных правовых актов формируют правовые основы общественной жизни и создают нормативную базу для деятельности органов исполнительной влас­ти. Игнорировать подобные взаимозависимости, недооценивать значение горизонтальных организационных связей — значит не­оправданно суживать и обеднять государственное управление как сложное, системное общественное явление. Кстати, этим и ослаб­ляется государственное управление, поскольку вместо сотрудни­чества, взаимоподдержки возникают отношения конкуренции и противопоставления.

Нет единой точки зрения и в вопросе о соотношении судебной сис­темы и организационной структуры государственного управления. Абсолютизация разделения власти приводит многих к суждениям о том, что суды (да и прокуратура) не участвуют в формировании и реализации управляющих воздействий. На первый взгляд вроде все правильно, если забывать, что суды могут в порядке обжалова­ния приостанавливать или отменять управленческие решения и по обращениям граждан выносить свои акты, отличающиеся или да­же противоречащие управленческим решениям. Право надзора за законностью управленческих решений закреплено за прокурату­рой. В правовом государстве, о чем свидетельствует и текст Кон­ституции Российской Федерации, весьма обширен объем судебной защиты и высок авторитет актов судов. Не замечать широкого влияния органов суда и прокуратуры на государственно-управлен­ческие процессы вряд ли целесообразно.

Как бы не были все органы единой государственной власти, принадлежащей народу, разделены по функциям, полномочи­ям и профессионализму, все они в конечном счете предназначе­ны для того, чтобы упорядочивать общественные отношения и процессы, влиять разными способами на сознание, поведение и Деятельность людей и их коллективов, т.е. управлять. Другое Дело, что формы и методы, масштабы и глубина их влияния раз­лична.

Следовательно, если понимать под организационной структу­рой государственного управления не только совокупность орга­нов исполнительной власти, традиционно занимающихся исклю­чительно управлением, но и систему организационных связей, влияющих на управление, то нельзя не признать, что эта структу­ра подключает к управлению (вводит в управленческие процессы) различные проявления, стороны, зависимости практически всех органов государственной власти и местного самоуправления, кото­рые в той или иной степени соучаствуют в формировании и реали­зации государственно-управляющих воздействий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.