Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Человеческий потенциал государственного управления

Вопросы для размышления и дискуссии

1. Что такое управленческая информация?

2. В чем заключаются информационные качества управленче­ских решений?

3. Назовите основные принципы организации информации в сис­теме государственного управления.

4. В чем суть информационной системы государственного управ­ления?

5. Каковы смысл современной информационно-технологической революции и возможности информации как ресурса развития?

 

 

 

14.1. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни ка­честв. 14.2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы. 14.3. Управленческая культура граждан. 14.4. Педагогические аспекты государ­ственного управления

 

14.1. ПЕРСОНАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ КАЧЕСТВ

Государство связано с обществом и поэтому практически все его граждане в той или иной мере сопричастны государственному управ­лению. Многие обращаются для решения своих проблем в государ­ственные органы или в органы местного самоуправления. Почти все участвуют в выборах. Как и все в течение своей трудовой жизни в той или иной мере, по тем или иным аспектам выступают в роли управляемых объектов. В обществе готовится и из общества попол­няется персонал государственного управления. И каков человече­ский потенциал общества, таков во многом и персонал органов го­сударственной власти и местного самоуправления. Зависимость всегда проявляется, хотя с естественным в ту или иную сторону отклонением.

Возможно, что именно наш человеческий потенциал во всей его сложности и противоречивости является первопричиной множест­ва известных заблуждений и ошибок, прорывов и отставаний, рево­люций и контрреволюций и в итоге исключительно тяжелого со­стояния страны. Для вразумительного ответа на поставленные са­мой историей вопросы нет глубоких исследований, аналитических материалов и объективных оценок. Сложилось положение, при ко­тором легковесно критикуют прошлое и на пустом месте возлагают радужные взгляды на будущее. Причем делают это почти все: на всех уровнях и во всех социальных слоях.

Между тем в рамках этого потенциала существует категория лю­дей, которая специально подготовлена и профессионально занята в процессах формирования и реализации государственно-управля­ющих воздействий. Она отличается от той части государственного аппарата, которая выполняет функции собственно государства -обеспечение его суверенитета и свободы: оборона, безопасность, охрана границ, международные отношения, общественный порядок и т.д., и той, которая обеспечивает реализацию социальной сущ­ности современного государства (социальное обслуживание обще­ства в Широком смысле): здравоохранение, образование, социаль­ное обеспечение, объекты государственной собственности и т.п. В первой части имеют место отношения военной, дипломатиче­ской, таможенной и иной специальной (правоохранительной) служ­бы, во второй — отношения обыкновенного трудового найма. Хотя и там и здесь выделяется группа людей, относящаяся к персоналу государственного управления. К сожалению, вопросы о градации различных видов человеческой деятельности и их точном описании в научной литературе осмыслены явно недостаточно128.

В числе особенностей приложения знания, энергии и труда лю­дей, принадлежащих к персоналу государственного управления, можно выделить следующие:

а) ими выполняется труд, который выражается в обосновании це­лей и направлений общественного развития, в конкретной органи­зации и регулировании общественной жизнедеятельности (публич­ных отношений), сознания, поведения и деятельности миллионов людей (упорядочение частных взаимосвязей);

б) их труд — интеллектуальный, психологически насыщенный, очень ответственный, состоящий в основном в осмыслении и проду­цировании сложнейшей управленческой информации и воздей­ствия на людей;

в) во всех их усилиях имплицитно (внутренне присуще) проявля­ется государственная власть, придающая им авторитет и долж­ную гарантию;

г) научные знания, искусство и опыт таких людей не создают не­посредственно потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуально-личностные потребности, но формируют особый духов­но-материальный «продукт», обеспечивающий рациональность, гармоничность и эффективность общественных отношений, явле­ний и процессов;

д) труд, выполняемый персоналом государственного управления, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из его субъектов (исполнителей) жесткие требования в смысле подго­товки, личностных дарований, поведения и общения с людьми.

Нельзя сказать, что российское общество осознало значение и роль персонала государственного управления в созидании своего будущего и начало активную и последовательную работу по его раз­витию. Многое ограничивается «рывками», кампаниями, тогда как нужна систематичность, планомерность и непрерывность. Ми­ровой опыт свидетельствует, что персонал управления вообще (во всех видах управления) и персонал государственного управления в частности представляет собой самый ценный и воспроизводимый капитал общества и государства. Пора научиться его уважать и беречь.

Существуют различные внутренние классификации персонала государственного управления: по административно-правовым кри­териям — представители власти, должностные лица, технические исполнители; по функциональным критериям — руководители, специалисты, технические исполнители. Представляется более обоснованным говорить о двух составных частях персонала государ­ственного управления: о должностных лицах и об обслуживаю­щих работниках. Первые (основной и определяющий состав) зани­мают должности в государственных органах и органах местного са­моуправления и, исполняя их, реализуют определенный объем управленческой деятельности по осуществлению компетенции со­ответствующего органа государства. Как уже отмечалось (7 и 11), государственная должность есть юридическое установление опре­деленных управленческих функций и властных полномочий, кото­рые подлежат исполнению теми, кто ее занимает. Депутатство в представительных органах также является специфической фор­мой подготовки и реализации государственно-управляющих воз­действий, во многих случаях оно осуществляется на платных нача­лах, что и позволяет включать депутатский корпус в состав персонала государственного управления, с учетом, разумеется, его спе­цифики и прежде всего политического характера деятельности. Должностные лица подразделяются (обычно) на: руководителей го­сударственных органов и органов местного самоуправления; испол­нительский (иногда его называют оперативно-исполнительский, функциональный) состав; специально уполномоченных представи­телей власти.

В обслуживающий состав входят работники, выполняющие вспо­могательные материально-технические и иные операции, действия по обеспечению исполнения государственных должностей. Они заня­ты обслуживанием информационных процессов и другой деятельно­сти государственных органов и органов местного самоуправления. Их работа в принципе не носит непосредственно управленческого харак­тера; по своему содержанию она ближе к инженерно-технической, производственной, социально-обслуживающей работе. Она выполня­ется на рабочих местах в соответствующих органах, анализируется и оценивается по адекватным им нормам, нормативам и стимулам.

«Костяк» персонала государственного управления составляют лица, занимающие государственные должности и управляющие по поручению и от имени государства. Традиционно их обознача­ют понятием «кадры государственного управления». Именно они находятся в фокусе внимания и к ним в первую очередь предъявля­ются качества, по которым может и должен развиваться и оцени­ваться персонал государственного управления: первичные, исход­ные качества, которыми призван обладать человек, претендующий на государственную должность, и приобретаемые, формируемые в процессе исполнения государственных должностей, накопления опыта и продвижения по иерархии.

Первичные (исходные) качества видятся: в общекультурном ас­пекте — общая подготовка; целевые и ценностные жизненные ориентации; опыт общения с людьми; определенные этические и эсте­тические навыки; культура речи; в деловом (профессиональном) -компетентность в вопросах управления в соответствующей (по управляемым объектам) сфере общественной жизни; трудовая актив­ность, выверенная практикой; опыт общественной и государствен­ной деятельности; дисциплинированность, сформировавшееся чувство ответственности за результаты труда; умение повышать свою квалификацию; в личностном — моральная устойчивость, честность, самостоятельность, развитая воля, решительность, ини­циативность, коммуникабельность, надежность.

Принципиальное значение имеют приобретаемые качества, воз­никновение которых свидетельствует как о способности человека самосовершенствоваться, так и о позитивном деловом и социально-психологическом микроклимате в коллективах государственных органов и органов местного самоуправления. Это: в числе обще-культурных — знание истории страны и основных интеллектуаль­ных ценностей современности; ораторское мастерство, навыки про­ведения массовых мероприятий; чувство лидерства и ответствен­ности за него; способности масштабно мыслить; деловых — организованность; умение направлять и контролировать деятель­ность других; настойчивость и последовательность в реализации поставленных задач; умение разбираться в достижениях социаль­ного и научно-технического прогресса и находить способы их ис­пользования на практике; личностных — мужество; принципи­альность; способность противостоять конъюнктуре и личной выго­де; умение убеждать; образцовое поведение в любых ситуациях.

Важно подчеркнуть также необходимость развития и разверты­вания качеств по мере продвижения (карьеры). А то порой печаль­но наблюдать ситуации, при которых руководители отличаются бо­лее низкими интеллектуальными и профессиональными качества­ми, чем их подчиненные, и действуют часто по подсказкам и «заготовкам» последних.

Конечно, дать полный «набор» качеств, которыми стоило бы об­ладать каждому должностному лицу, весьма затруднительно. Много­образие сущности человека определяет многообразие его качеств, а еще больше — различные их комбинации. Но проблема существу­ет, она очень актуальна и должна быть исследована наукой.

 

14.2. ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ129

В общественной мысли систематизированное решение основных вопросов заботы общества о персонале государственного управления справедливо связывают с таким публичным социально-право­вым институтом, как государственная служба. Со времен утвер­ждения Петром I Табели о рангах (1722 г.) и до Февральской револю­ции в России существовала государственная служба, основанная на принципах монархии. В советский период государственная служ­ба, охватывающая именно персонал государственного управления, так и не была создана. Отношения между работником (служащим) государственного органа и самим государственным органом регу­лировались трудовым законодательством. Служащий принимался и трудился в конкретном государственном органе со всеми вытека­ющими отсюда последствиями. В настоящее время существует мнение, поддерживаемое многими, о том, чтобы и на будущее со­хранить модель отношений трудового найма в государственном ап­парате, слегка модифицировав ее под государственную службу; лучше всего путем введения некоторых элементов последней.

Между тем когда говорится о государственной службе, то в виду имеются иные, не частно-, а публично-правовые отношения, состо­ящие в том, что поступивший в аппарат государственного управле­ния находится на службе не только в соответствующем государ­ственном органе, но и у государства в целом. Человек служит госу­дарству, обществу, закону, а не тем или иным «своим» начальникам. Отсюда — новое качество правоотношений.

Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функ­ций государства посредством исполнения обязанностей и полномо­чий по государственной должности, определенной в конкретном го­сударственном органе. Ключевым здесь является слово «исполне­ние», которое означает не просто работу, измеряемую либо временем, отведенным на нее (по правилам внутреннего трудового распорядка), либо количеством прочитанных, подготовленных или подписанных документов и т.п., а формирование властно-управ­ленческих взаимоотношений между государством и обществом, го­сударственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объектами.

Схематически в системе нижеследующих элементов: «государ­ство — система государственных органов — государственный ор­ган — государственная должность — государственный служащий — гражданин — общество — государство» государственная служба связывает государственную должность (относящуюся к ор­ганизационной структуре государственного управления — в дан­ном случае), государственного служащего (принадлежащего к пер­соналу государственного управления) и гражданина (обслуживать которого призвано государство). Именно в таком контексте пони­мается и развивается государственная служба в большинстве де­мократических государств.

Везде цели государственной службы рассматриваются как упоря­дочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управле­ния, а также соединение ответственности за исполнение государ­ственной должности с социально-экономическими гарантиями го­сударственной службы. Важно, чтобы в организационно-правовом смысле была четкость, ясность и определенность в отношениях: между лицом, исполняющим государственную должность, и госу­дарством; между лицом, исполняющим государственную долж­ность, и гражданином государства.

Государственная служба в государстве, в том числе в федератив­ном и при развитом местном самоуправлении, должна быть цело­стной, основанной на общих подходах и принципах. Это — не сум­ма служб на различных уровнях и в различных подсистемах госу­дарственного аппарата, а единая государственная служба одному государству, ее создавшему, с соответствующими объемом и структурой. Она может быть по уровням: федеральной государ­ственной службой, государственной службой субъектов Россий­ской Федерации, муниципальной службой. Может делиться, услов­но говоря, на гражданскую (управленческую) государственную службу: в органах представительной, исполнительной и судебной власти; военную государственную службу в армии и приравнен­ных к ней структурах; специализированную (правоохранитель­ную) государственную службу: в так называемых административ­ных органах. Но в любом случае — это служба государству Рос­сийскому.

Существует вопрос о «контурах» (границах) государственной службы Разумеется, что в государственном аппарате имеются госу­дарственные должности, отличающиеся политическим характером, с соответствующим способом замещения, и им следует придать особый правовой статус (как и замещающим их лицам;. «это — «верхняя» граница государственной службы. Как уже отмечалось, многие виды деятельности в государственных органах относятся к вспомогательным, обслуживающим, организационно-техниче­ским, и они вполне могут регулироваться трудовым законодатель­ством. Здесь пролегает «нижняя» граница государственной служ­бы. Сама она находится между ними и охватывает профессио­нальное исполнение государственных должностей, связанных с реализацией компетенции государственных органов (функций власти и управления).

Политическая и государственно-правовая практика многих госу­дарств после второй мировой войны однозначно свидетельствует о том, что государственная служба необходима демократическому государству и составляет неотъемлемую подсистему правового го­сударства. Ведь закон может быть лишь тогда выше субъективизма какой-либо личности, если в государстве действуют люди, которые специально подготовлены для этой цели и заинтересованы (во всех аспектах) в ее реальном осуществлении.

Государственная служба состоит из определенных институтов (совокупностей целей, функций, структур и процедур), призван­ных обеспечивать разрешение актуальных проблем государства и общества. В числе таких институтов можно назвать:

а) формирование общественно-политических и государственно-правовых предпосылок, поддерживающих реальную взаимосвязь государственного аппарата с жизнью граждан, его понимание, ува­жение и авторитет в общественном мнении;

б) определение квалификационных требований к государствен­ным должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и ме­ханизмов контроля за этим, составление реестра государственных и должностей и обеспечение его практической реализации;

в) обоснование финансовых и иных материальных затрат на со­держание государственного аппарата; классификация издержек по отдельным видам государственных должностей; оценка рацио­нальности и эффективности затрат на государственный аппарат;

г) создание условий выявления и отбора людей для государствен­ной службы на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональных и личностных качеств; установление порядка прохождения государственной службы (перемещение, продвиже­ние, аттестация, стимулирование, ответственность и т.д.), стати­стический учет государственных служащих;

д) поддержание в коллективах государственных органов такого делового и социально-психологического микроклимата, который бы гарантировал юридически описанное исполнение государствен­ных должностей, способствовал бы творческому росту государ­ственных служащих, благоприятствовал бы рациональным слу­жебным отношениям;

е) организация системы подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации государственных служащих; анализ актуаль­ности программ обучения и оценка качеств выпускников; обеспече­ние взаимодействия между учебными заведениями и государственными органами.

Государственная служба, исходя из ее целей и функций, образует различные проблемные «блоки», каждый из которых имеет свое содержание и организационно-правовое разрешение.

Прежде всего, это законодательное и иное нормативное регули­рование государственной службы как самостоятельного публично­го социально-правового института со своими целями, функциями, организацией и механизмами управления. Посредством логически связанных правовых норм должны быть четко определены прин­ципы, элементы и взаимосвязи государственной службы, поскольку из этого проистекают ее возможности и перспективы развития. Причем нужно согласованное, общее правовое «поле» в регулиро­вании различных уровней и видов государственной службы. Везде актуальна сбалансированность между обязанностями, правами, ограничениями и ответственностью государственных служащих, с одной стороны, и, с другой — социально-экономическими услови­ями и гарантиями их службы. Следовало бы зафиксировать прися­гу как момент поступления на государственную службу и возник­новения правоотношений между данным лицом и государством в Целом. Очевидно, что правовое регулирование государственной службы составит систему нормативных актов, отвечающую соот­ветствующим требованиям системности. Здесь предстоит боль­шая теоретическая, политическая и нормативно-практическая работа, рассчитанная, если к ней подходить серьезно, не на один год.

Актуальной проблемой государственной службы, которая в исто­рии России всегда была запутанной и плохо решаемой, является социологическое определение состояния государственного аппа­рата и его кадрового обеспечения. Ведь по большинству парамет­ров, характеризующих государственный аппарат с точки зрения реальных общественных потребностей, в нем, по существу, нет достоверных данных, каких-либо моделей и измерителей. Многое оценивается субъективистски: одним аппарат кажется громозд­ким, раздутым, другим - слабым, недостаточным. Уже столетия­ми ведется критика государственного аппарата, но мало что делает­ся по его анализу и совершенствованию.

До сих пор не обоснована «координатная» сетка, в рамках кото­рой можно было бы объективно и справедливо по отношению к лич­ности измерять набор (комбинацию) и уровень развития ее качеств, нет и демократических процедур анализа и оценки возможностей персонала государственного управления. Немало здесь делается произвольно, по наитию или «усмотрению», по знакомству и свя­зям, хотя в мире по данному вопросу давно имеются необходимые методологии и методики. С каждым десятилетием государственное управление приобретает все большее значение для развития общества, и надо стимулировать и отслеживать приток в него лучших людей. Иными словами, в процессе формирования государствен­ной службы следует заложить систему средств и процедур ее посто­янного социологического мониторинга и выйти из лабиринта субъективистских суждений, размышлений и выводов по поводу того или иного аспекта организации и функционирования государ­ства в целом и его аппарата — в частности.

Особое значение в структуре государственной службы принадле­жит системе непрерывного развития государственных служащих. Сегодня имеется много данных (темпы роста научного знания, ди­намика обновления технологий, информационный «взрыв» и т.д.) которые свидетельствуют об одном: только для того, чтобы поспе­вать за временем (не отставать), человек должен всю свою жизнь напряженно развиваться в интеллектуальном отношении. Такую систему составляют, по меньшей мере, три группы элементов: формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы (его повседневное социально-психологическое и профессио­нальное воздействие); структура сквозного (от поступления до вы­хода в отставку) профессионального роста каждого государственно­го служащего; участие общественного мнения в наблюдении за ис­полнением должностных функций и поведением государственных служащих. В целом это очень большая и комплексная проблема, требующая самостоятельного освещения.

В государственной службе должное место призвана занимать отработка структур и процедур (технологий) управления ею как сложной системой. К ним относятся: стандарты, реестры, норма­тивы исполнения государственных должностей, содержание экза­менов на замещение государственных должностей, правила аттес­тации, квалификационные характеристики различных катего­рий государственных служащих и многое другое. Актуальны структуры по разрешению служебных конфликтов в государ­ственном аппарате. Если государственная служба формируется как единый публичный социально-правовой институт в рамках Российской Федерации, то нужна и согласованная организация управления ею с соответствующими структурами на федераль­ном уровне, в субъектах Федерации и органах местного само­управления. Важно заложить внутренние механизмы саморазви­тия и «подстройки» государственной службы под общественные запросы.

И, конечно, необходимо обоснование и введение в практику кри­териев социальной эффективности государственной службы, по­скольку все общественные усилия и затраты по ее формированию приобретают смысл лишь тогда, когда она действительно повысит Уровень государственного управления общественными процесса­ми. Важно любые правовые акты и организационные действия в об­ласти государственной службы рассматривать и измерять под уг­лом зрения того, какую они приносят пользу государству и общест­ву, как влияют на целесообразность и активность деятельности государственных служащих. Хотя внутри государственной служ­бы реализуются ее собственные цели, сама она всецело призвана обслуживать потребности и интересы государства, общества и граждан.

Опыт многих стран доказал, что государственная служба способ­на обеспечивать решение целого ряда исторических, политиче­ских, социальных, экономических, информационных, праксиоло­гических и других задач. Соединение ее как функционального яв­ления с качественным персоналом государственного управления создает условия рациональности и гуманизации взаимоотношений между государством и обществом. Необходимо только, чтобы она была действительно государственной службой, а не ее имитацией или суррогатом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информация как ресурс развития | Управленческая культура граждан
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.