Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы демократии в государственном управлении




Приходится констатировать, что российскому сознанию навязы­вается весьма ограниченное и превратное понимание демократии, сводящее ее, по существу, к референдумам по поводу кого-то или чего-то и избирательным кампаниям с участием незначительной части взрослого населения, а также к свободе средств массовой ин­формации писать и говорить, что и как им хочется. Поэтому-то и Демократизм государственного управления часто исчерпывается получением доверия или избранием.

А там, мол, каждый сам знает, как ему править.

На самом деле все гораздо сложнее, глубже и многограннее. Уже не говоря о том, что демократия предполагает выработку и осуще­ствление такой государственной политики, которая бы обеспечива­ла экономические, социальные, духовные и политические права и свободы каждого гражданина (и, следовательно, всего народа) и в результате касалась бы всех сфер жизнедеятельности общества. Демократия, т.е. всеобщий и исторически значимый интерес, нуж­на в воспитании, образовании, информации, международных отно­шениях и т.д., и т.п.

Здесь же речь идет о демократии в государственном управлении, которое, следуя духу и букве Конституции Российской Федерации, должно, наверное, формироваться и реализовываться в иных фор­мах и процедурах, чем в прошлые времена. Выбор в данном аспек­те узок: или государственное управление России будет подлинно демократическим и страна начнет развиваться разумно и поступа­тельно, или извращения в государственном управлении будут при­водить к срывам, отставаниям, напряжениям разной цикличности.

В этом отношении одна из задач науки видится не только в том, чтобы фиксировать внимание на недостатках в управлении и объ­яснять их причины, но и в том (и главным образом!), чтобы обосно­вывать, разрабатывать, инициировать механизмы, средства, про­цедуры и т.п., которые бы гарантировали недопущение недостат­ков в будущем и обеспечивали должную рациональность управления. Нельзя же без конца повторять одни и те же (однотип­ные по содержанию и причинам) ошибки и ходить по бесконечному кругу заблуждений.

Среди форм осуществления народовластия в государственном управлении на первое место следует, разумеется, поставить формы непосредственной (прямой) демократии, позволяющие народу (его территориальным составным частям) прямо, без посредников и представителей, так сказать, самому, изъявлять свои интересы и волю. Это: общенародные и региональные (локальные) референду мы, свободные выборы и обсуждения. На низовом уровне общест­венной иерархии к ним можно также отнести: общие собрания граждан, конференции и съезды их представителей (в рамках мест­ного и территориального общественного самоуправления). Непо­средственной формой участия граждан в государственном управлении являются их обращения-предложения по вопросам государ­ственной жизни.

Не следует придерживаться мнений о том, что народ все знает, понимает, видит, умеет и пр., навязываемых как раз теми, кто меньше всего в них верит сам. Народ — это собирательное, обоб­щающее и тем самым уже абстрактное понятие; он состоит из множества конкретных людей, когда-то живших, если подходить к нему с историческими мерками, и ныне живущих, составляю­щих современное поколение. Думается, что народ представляет со­бой (в политическом отношении) не только определенную совокуп­ность людей, объединенных по многим основаниям и проживаю­щих на одной территории в настоящее время, но и историческую данность, сформированную и существующую по сложному природ­ному и социальному генетическому коду. Поэтому кажутся анти­демократичными попытки того или иного (но одного) поколения приписывать себе право пересматривать историю, дискредитиро­вать или отменять решения предыдущих поколений своего народа.

Известно, что многонациональный народ России немало веков жил и творил в условиях авторитарных, деспотических политиче­ских режимов. Не отсюда ли идут многие приспособленческие и инертные элементы в его образе жизни и стереотипах сознания? На началах демократии он делает только первые шаги. Все восприни­мается как неведомое, необычное и абстрактное, часто в виде новой игры, которая будто бы вновь ему навязывается. Диалектика жиз­ни такова, что демократия должна быть испытана практикой, про­чувствована каждым, хотя бы большинством, и реально доказана как лучший способ решения общественных и частных проблем. В конце концов, россиянин должен проникнуться пониманием то­го, что именно он решает те или иные вопросы и отвечает за их практическое осуществление и результаты. А для этого, безуслов­но, необходимо широко применять формы непосредственной (пря­мой) демократии и учить людей посредством их демократии. С точки зрения логики истории и теории нельзя предложить ниче­го иного.

Однако чем больше мы идем по пути реализации Конституции Российской Федерации 1993 г., принятой всенародным голосова­нием (референдумом), тем реже власть предержащие обращаются к гражданам страны за советом по актуальным вопросам жизнеде­ятельности. Общая социально-экономическая и политическая си­туация, которая создана в результате преобразований, стала такой, что многие руководители просто боятся выносить вопросы на суд людей. Разочарование и отчуждение людей от властных структур чувствуется и во время выборов: на избирательные участки прихо­дит все меньше избирателей и все больше их голосуют против всех. Это — очень опасные тенденции, над источником и последствиями которых стоило бы серьезно поразмышлять.

Важная роль в обеспечении демократизма государственного управ­ления принадлежит представительной форме демократии. Это - специфическая связь общества и государства через свободно вы­бираемых гражданами лиц, управомоченных выражать их интере­сы и волю и закреплять посредством законов и других норматив­ных правовых актов. Признание Конституцией Российской Феде­рации принципа разделения государственной власти (ст. 10) по-новому поставило целый ряд теоретических, политических и практических вопросов о роли представительной демократии в го­сударственном управлении. Видимо, недостаточно просто повто­рять, как делается многими комментариями, положения статьи Конституции о том, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а представительные органы за­конодательствуют. Необходим постоянный анализ того, что и как вследствие разделения государственной власти и самостоятельно­сти соответствующих органов влияет на рациональность и эффек­тивность государственного управления общественными процесса­ми, и по принципу обратной связи решать возникающие здесь во­просы о противоречиях, формальных подходах и бессмысленной активности. Главная особенность представительной демократии заключается в ее политическом характере, т.е. в праве и возможностях общест­ва посредством ее овладевать законодательной властью и использо­вать в определенных целях и направлениях. Значит, прежде всего, само общество должно быть в известной мере консолидировано, достичь чего не так-то просто. Существование множества партии, движений, политических деятелей свидетельствует лишь об ими­тации политики, ибо никак не может быть, условно говоря, тысячи взглядов, концепций и программ в вопросах развития общества. Кстати, исконная «раскольность» российского сознания проявля­ется и здесь.

Второй момент связан с отношением к депутатству (к «членству» в представительном органе законодательной власти) как к профес­сиональной политической деятельности со всеми вытекающими от­сюда атрибутами. Актуальны предварительная специальная подго­товка кандидатов в депутаты; отделение депутатской деятельности (при всем риске этого для каждого отдельного лица) от иных видов деятельности, в частности, дающих хотя бы намек на использова­ние власти в целях извлечения доходов; четкая организация функ­ционирования самих представительных органов; формирование отношений ответственности между депутатами и избирателями; развитие культуры законодательствования и взаимодействия меж­ду различными представительными органами.

Особого внимания заслуживает третий момент — избирательная система, связывающая более-менее адекватно волеизъявление из­бирателей и фактический состав депутатов того или иного предста­вительного органа. Здесь тоже существуют реальные трудности, поскольку и мажоритарная, и пропорциональная, и иные техноло­гии выборов всегда дают относительный результат с точки зрения достоверности интересов и воли избирателей. Кроме совершенство­вания самой избирательной системы, которая, конечно же, должна быть устойчивой и рассчитанной на длительное использование, все большее значение приобретает развитие политической культуры граждан.

Для государственного управления принципиальными являются, наконец, не только и не столько система сдержек и противовесов между представительной законодательной и исполнительной властью (их конкретными органами), сколько координация и взаи­модействие. Власть (любая!) существует не для власти или самолю­бования тех, кто ею в данный момент обладает, а для реального Управления общественными процессами. И главное в ней — это уме­ние использовать власть для улучшения жизни людей. На каждом Уровне иерархической структуры государственной власти нужны сильные и созидательные горизонтальные взаимосвязи между ор­ганами законодательной и исполнительной власти, взаимосвязи, позволяющие вырабатывать и реализовывать оптимальные государ­ственные решения. Представительные органы должны понимать сложности, стоящие перед органами исполнительной власти, ви­деть управленческие препятствия и замысловатые узлы и помогать в их преодолении. Как и органы исполнительной власти, в свою очередь, не могут не осознавать, что представительные органы по­вернуты лицом к обществу и вынуждены постоянно перед ним от­читываться за поведение власти и вызванные ее действиями ожи­дания.

К сожалению, управленческий аспект в деятельности органов за­конодательной власти прорисовывается с трудом. Многие депутаты и руководители законодательных органов полагают достаточным для себя издания множества законов. За прошедшие годы здесь вроде бы преуспели. Но от обилия законов мало что меняется в об­ществе и пока не наблюдается решения проблем его развития. Зна­чит, вопрос упирается в содержание законов и организационно-регулирующие механизмы их практической реализации, т.е. в управ­ленческий потенциал законов и их обеспеченность исполнительной властью. Здесь ни к чему противостояния, которые только подры­вают авторитет как самих законов, так и действий по их исполне­нию.

Демократизм государственного управления создается, наконец, демократической организацией самой исполнительной власти. Причем проблема здесь не исчерпывается введением выборности первых руководителей соответствующих органов, а только с этого начинается. Без использования в исполнительной власти демокра­тических форм и технологий ведения управленческих дел нельзя добиться ее должной рациональности и эффективности. Первосте­пенная роль в этом принадлежит функционально-структурным преобразованиям, в основе которых лежит понимание того, что управляющее воздействие осуществляется там и тогда, когда оно вхо­дит в прямой контакт с управляемыми объектами. Мировой тен­денцией развития государственного управления выступает поэто­му децентрализация функций и полномочий органов с усилением контроля сверху (по вертикали) и снизу (от общества) за их надле­жащей реализацией. Пока в России в данном аспекте сделано мало и на федеральном уровне сохраняется слишком много громоздких

органов исполнительной власти. Очень сложна их организацион­ная структура, ведущая к параллелизму, дублированию и несты­ковкам. Намеченные в этом направлении реформы все еще нахо­дятся в стадии обсуждения, хотя кое-какие действия и соверша­ются.

Многое зависит соответственно от использования коллегиальных форм управленческой деятельности, ибо только они позволяют проводить «мозговые атаки» на проблемы (метод академика Л. Ландау), организовывать разновариантную разработку проек­тов управленческих решений, вводить действенную внешнюю экс­пертизу, аккумулировать знания и волю персонала управления. Жаль, что это медленно осознается и диктат субъективизма «силь­ной» личности в самых разных органах исполнительной власти продолжается.

Ряд вопросов в рассматриваемом направлении призвана решить государственная служба как социально-правовой институт. В част­ности, путем введения конкурсных начал в порядок замещения го­сударственных должностей, установления предельных сроков пре­бывания на одной государственной должности и упорядочения ди­намики карьеры, организации постоянной, открытой и объективной аттестации всех управленческих кадров, создания ме­ханизмов подотчетности и подконтрольности деятельности долж­ностных лиц любого ранга, надлежащего стимулирования резуль­тативного исполнения государственной должности и с помощью других мер.

Немало резервов демократии еще скрыты в гласности и откры­тости информации, публичном анализе и оценке функциониро­вания органов исполнительной власти, в проникновении демо­кратизма в некие «закрытые» (с наложенным табу) органы, в усилении судебного контроля за законностью и обеспечением прав и свобод человека в управленческих процессах и по иным аспектам.

Главное, что необходимо, это до конца осознать, что демокра­тизм государственного управления представляет собой важную культурную ценность, определенный и значимый результат исто­рического мирового и национального развития. Это — воспроизво­дящийся и расширяющийся источник и фактор рациональности и

эффективности государственного управления. Надо его осваивать по всем направлениям и аспектам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.