Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 – Сущность и цели интеграционные процессов в мировой экономике

Интеграция – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. В экономическом смысле интеграция – экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств 2 и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни к созданию единого мирового рынка.

Существуют следующие типы мировых интеграционных группировок:

- Преференциальные торговые соглашения – подго­товительный этап интеграции, в ходе которого соглашения подписываются либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо уже между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группу стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим торговли друг другу, чем они предлагают третьим странам.

- Зона свободной торговли (ЗСТ) – страны-участники договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник свободной торговли устанавливает собственные тарифы: отмена и ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами-участницами ЗСТ сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие прохождение товаров, пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран.

Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады на предприятиях базируются на отмене и снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля. К примеру, в Европейской ассоциации свободной торговли принцип свободной торговли распространяются только на промышленную продукцию.

ЗСТ позволяет стабильно совершенствовать всю систему внеэкономической деятельности стран-участниц и более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако она имеет и ряд негативных моментов. В частности либерализация импорта может дать угрозу для отечественных товаропроизводителей, не выдерживающих конкуренции, что приведет к частичному или полному вытеснению последних со своего внутреннего рынка.

- Таможенный союз (ТС) – также сохраняются принципы свободной торговли, но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Он представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен.

Введение единого таможенного тарифа – это долговременная и кропотливая работа стран по взаимному согласованию торговой и экономической политики. Это дает возможность более надежно защитить свое региональное рыночное пространство и усилить пози­ции на мировой арене. Однако участники экономической интегра­ции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внеш­неэкономическом пространстве. Как показывает мировая практика, регулирование внешнего та­рифа благоприятно воздействует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг, замедляя рост цен и усиливая конкуренцию меж­ду товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС.

- Общий рынок, в котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное переме­щение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий или единый рынок рассматривается как качественно высокая ступень эко­номической интеграции, где достигается ряд параметров: выравни­вание уровня налогов, устранение бюджетных субсидий отдельным предприятиям, преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах, координация национальных кре­дитно-финансовых структур. Все это предполагает достижения достаточно высокой степени взаимного экономического сотрудничест­ва и политического доверия.

- Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы пер­вых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональ­ной интеграции – политического союза. Этот вид предполагает пре­вращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хо­зяйственно-политический организм.

Западноевропейская интеграция

Западноевропейский «классический» вариант региональной интеграции представляет собой ЕЭС. Общий рынок с 1992г – ЕС. ЕЭС было создано в 1957г под патронажем Франции, Италии, Бельгии, Германии, Нидерландов, Люксембурга. С 1 января 1973г к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981г – Греция, в 1986г – Испания, Португалия, в 1995г – Ав­стрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входя 25 государств.

Цель создания ЕЭС – постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного перемещения рабочей силы, капитале и услуг, проведение общей политики в области развития экономики, унификация налоговой системы, создание валютного союза.

В целях их реализации были созданы: Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский Совет, в составе которого находится Европейский Суд и Парламент с целью постепенного перехода к политической интеграции. Тип организации общественной жизни, характерной для ЕС, выражается следующими принципами:

1) все системы народного хозяйства ориентированы на экономический рост, центр (государство или интеграционное объединение) формирует «здоровую» (конкурентную) экономическую среду, законодательно устанавливая «правила игры» для хозяйственных субъектов и контролируя макроэкономические пропорции. Приоритет отдается развитию ресурсов, которые зависят от общества (новые технологии в промышленности, информатике и образовании, инновационная сфера, качественное развитие человеческого капитала через образование, здравоохранение и социальные программы). Повышается степень защиты природных источников благосостояния путем включения затрат на экологические мероприятия в издержки;

2) социальное партнерство, действительно, эффективно, если властные структуры чувствуют свою зависимость от избирателей, если представительство различных интересов на разных уровнях принятия решений не ограничивается декларированием позиций и реально приводит к выработке решений на основе консенсуса. Для этого необходимы политическая культура, высокая активность профессиональных объединений и отдельных граждан, позволяющая основным странам-партнерам полностью осознать законные интересы друг друга и находить разумные компромис­сы. Убедительным примером является защита европейским законодательством социальных прав рабочих, легально прибывших из третьих стран, поскольку оно исходит из равенства прав на получение социальных благ, из необходимости их предоставления на не дискриминационной основе по отношению к полноправным гражданам ЕС;

3) высокий уровень проработанности решений.

Интеграция западноевропейских стран развивалась неравномер­но. Одной из проблем ЕС является разный уровень хозяйственного развития стран и диспро­порции экономической структуры в территориальном разрезе уча­стников ЕС. Вторая региональная проблема ЕС – это экономически более слабые территории в пределах отдельных национальных хо­зяйств. Самые большие диспропорции в ЕС характерны для Италии, Великобритании, Франции. Экономика Италии обладает наибольши­ми диспропорциями: высокоразвитый север менее разви­тый юг.

Качественно новый этап в развитии ЕС – это Маастрихтские соглашения в феврале 1993г в Нидерландах, которые предоставили ЕС следующие функции:

§ создание и управление единой валютой;

§ усиление единой экономической политики;

§ основание и защита единого рынка на принципах свободной конкуренции;

§ перераспределение средств между богатыми и бедными регио­нами;

§ поддержание законности и правопорядка;

§ управление единой внешней политикой, включая вопросы безо­пасности, общей обороны и т.д.

Интеграционные процессы в Северной и Латинской Америке

Своеобразно протекает региональный интеграционный процесс между США и Канадой. Прежде всего, интеграция в Северной Америке развивается на частно-корпоративной основе, в то время как в Западной Европе это развитие базируется на государственно-корпоративной основе, путем создания наднациональных институтов. Основа такой специфики в Северной Америке – высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов двух стран, интегрирующих две национальные экономики в единый народнохозяйственный комплекс. Здесь, например, давно существует свободный режим движения капиталов между двумя странами, свободная миграция населения и рабочей силы.

Поскольку характер и направления интеграции с самого начала определяли мощные американские корпорации и их канадские филиалы, превратившиеся в послевоенные десятилетия в ТНК, они вполне обходились без сложного и громоздкого наднационального механизма, регулирующего интеграционный процесс. Преобладающая роль ТНК в континентальной экономической интеграции неоспорима, как и очевидный выигрыш от этого крупного бизнеса США. Американские корпорации еще с 60-х годов стремились расширить двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, то есть континентальной, за счет «включения» Мексики.

В 1992г эта долгосрочная задача была достигнута – был подписан договор, который призван в будущем объединить США, Канаду и Мексику в общий североамериканский рынок (НАФТА) с населением в 1997г порядка 410 млн. человек. НАФТА – крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости рынка. Договор предусматривает постепенное снижение и к концу столетия полную ликвидацию таможенных ограничений во взаимной торговле. Но и до возникновения НАФТА эта торговля, либерализированная на двустороннем уровне, шла очень интенсивно. Ка­нада – 1, а Мексика – 3 по значению рынок для США (на 2 месте – Япония). Идет своего рода процесс «выравнивания» взаимопроникновения крупного капитала на всей территории североамериканского конти­нента. В этом смысле континент в целом становится одним из трех экономических центров, способным абсолютно доминировать над двумя другими центрами силы (Западной Европой и Японией).

Американские экономисты моделируют создание самодостаточ­ного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли. Интерес к Латинской Америке подкрепляет то обстоятельство, что именно страны в Южном полушарии демонст­рируют самые высокие темпы экономического роста. Крупнейший в мире экспортер, США после нескольких лет относительного спада восстанавливает свою конкурентоспособность. Этому помогли снижение курса доллара, улучшение качества товаров, некоторое снижение традицион­ной дороговизны рабочей силы и радикальные перемены в мышле­нии американских менеджеров. Внимание товаропроизво­дителей все больше обращено к внешнему рынку. Например, такие гиганты, как «Дженерал электрик», «Боинг», «Дженерал моторс» и многие другие корпорации, более трети своих доходов зарабатыва­ют за пределами США.

Латиноамериканский континент на протяжении многих десятиле­тий развивался преимущественно на побережье, в силу ряда причин страны имели сильную раздробленность, в том числе:

- историческое прошлое, природно-географические условия и рельеф (Кордильеры, экваториальные леса), отсутствие транспортной сети значительно отличает данный регион от компактной Западной Европы;

- изначально, на низком уровне находился взаимообмен, внутренние национальные экономики не дополняли друг друга, а были ориентированы на экспорт;

- переход многих латиноамериканских стран к модели открытой экономики с целью модернизации ее структуры, увеличения объемов экспорта не принес особых успехов, так как основным ассортиментом экспортной продукции были сырье и материалоёмкое производство;

- значительный объем внешнего долга, низкие цены на сырье и материалы на мировых рынках также не способствовали значительным финансовым инвестициям.

В странах Южной Америки созданы в разные годы и успешно функционируют в форме общего рынка следующие интеграционные группировки:

- ЛАИД – латиноамериканская интеграционная ассоциация, созданная в 1960 г. в составе 10 стран Южной Америки: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венеция.

- МЕРКОСУР – союз Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, который еще называют общим рынком Южного Конуса (с 1991г.), на долю которых приходится 45% населения Латинской Америки, 50% ее ВВП, 30% внешнеторгового оборота.

- КАРИКО – Карибское сообщество и Карибский общий рынок, действующий с 1973 года в составе 14 стран Карибского бассейна. В основном, это небольшие англоязычные островные государства: Гренада, Доминика, Монтсеррат, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Сент-Люсия и др.

- Андский общий рынок – соглашение 1990г. между 5 странами: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла.

- ЦАОР – Центральноамериканский общий рынок (с 1961г.) в составе также 5 стран: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Несмотря на то, что в результате войны и кризиса в 80-е годы данный союз распался, в 1992г пять членов ЦАОР подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с Мексикой к 1996г, с Венесуэлой и Колумбией – к кон­цу 20-го столетия.

Кроме того, в этом регионе осуществляется ряд дву­сторонних проектов в области региональной интеграции. Напри­мер, Чили с Венесуэлой подписали договор о свободной торгов­ле в 1992г, Чили с Мексикой – в 1991г.

В условиях экономического развития латиноамериканских госу­дарств можно выделить следующие предпосылки:

1) растущая конкуренция в торговле, рост доходов от инвестиций и
новых технологий, создание более крупных и открытых рынков.

2) либерализация внешней торговли, введение единых тарифов,
снятие нетарифных ограничений, а также возможности для под­писания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли.

3) создание в 1960г договора Монтевидео (столица Уругвая) о создании ЗСТ, включающей страны-члены латиноамериканской интеграции (ЛАИ). Согласно данному до­говору была создана жесткая тарифная система, зачастую неэффективная с точки зрения режима наибольшего благоприятство­вания для всех стран ассоциации. Через 20 лет данный договор был пересмотрен в сторону постепенного снижения таможенных тарифов по региону.

Улучшение политической жизни региона и отдельных стран в результате углубления и расширения процесса демократизации нацеленного на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.

Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция

Интенсивные процессы интеграции характерны для стран, расположенных географически на берегах Тихого океана, так называемом Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). На этот регион с населением около 4 млрд. чел приходится более половины мирового ВВП и мировой торговли. Интеграционные процессы в АТР имеют следующие особенности на современном этапе развития:

- в интеграцию включаются страны с разным уровнем экономического развития;

- преобладает интеграция на уровне микроэкономики;

- степень организованности и институциональное оформление пока не очень высокого уровня.

Наиболее распространенная форма интеграции – зоны свободной торговли. Наиболее известные и влиятельные организации:

1) АСЕАН – ассоциация стран Восточной Азии (Индонезия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Малайзия, Таиланд);

2) «Соглашение о свободной торговле» между Австралией и Новой Зеландией;

3) «Тихоокеанский форум» - объединение малых государств Океании;

4) Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничест­во» (АТЭС) образован в ноябре 1989г. В настоящее время участ­никами Форума является 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Но­вая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филип­пины, Чили, Япония. В странах – членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек. На их долю приходится более 47% мировой торговли.

В рамках АТЭС вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвести­ционной деятельности. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления. Подкомитет по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам и т.д.

Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

1) расширение экономического и технологического сотрудничества путем применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления;

2) расширяет­ся применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, улучшения инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по под­держке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках ВТО;

3) поддержание устойчивого экономического роста;

4) предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфе­ре, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах раз­вития конкурентоспособных отраслей промышленности.

Интеграционных процессов в арабских странах и в Африке

Не остались в стороне от процессов международной интеграции страны и в других регионах мира. Например, функционируют Арабский общий рынок (6 стран во главе с Египтом), Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (где главную роль играет Саудовская Аравия), несколько группировок стран центра и юга Африканского континента, Бангкокское соглашение ряда азиатских стран во главе с Индией, и др.

Проявляют растущий интерес к интеграции, тесному взаимовы­годному сотрудничеству и арабские государства Персидского залива. С 1981г был создан и функционирует поныне Совет по сотрудни­честву ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман, ина­че называемых «нефтяной шестеркой».

В настоящее время в странах арабского региона функционирует целый ряд региональных интеграционных соглашений на двусторон­ней основе. Общей главенствующей организацией для всех арабских государств является ЛИГА арабских стран со штаб-квартирой в Каи­ре. Семь государств Африки (Алжир, Египет, Ливия, Маврикий, Ма­рокко, Сомали, Тунис) являются членами Арабского валютного фон­да (АВФ), что, в частности, объясняется их причастностью к мусуль­манской религии.

Основными задачами АВФ в валютной сфере являются стабили­зация обменных курсов валют стран-участниц и создание условий для их взаимной обратимости, устранение в рамках организации валютных ограничений, создание механизма взаимных расчетов, а также единой валюты. Расчетной единицей АВФ является арабский динар.

Если сравнивать африканский регион с другими регионами даже развивающегося мира, то особых успехов в области интеграции в стра­нах Африки нет. Однако африканские страны осознали, что, только объединив усилия, они способны занять достойное место в новом миропорядке.

Концепция африканского единства зародилась в рамках панафриканского движения задолго до получения странами Африки независи­мости. В начале 60-х континент разделился на два лагеря: сторонни­ков ускоренной интеграции и создания Соединенных Штатов Африки и тех, кто поддерживал теорию «Африки отечеств» - укрепления государственного суверенитета. Нелегкого компромисса достигли в мае 1963г, когда была создана ОАЕ. Организация, имевшая только консультативный статус, постоянно сталкивалась с финансовым дефи­цитом и была фактически не в состоянии наладить процесс всеафриканской интеграции. В отличие от ЕС или АСЕАН, где экономическое и культурное взаимодействие повлекло за собой необходимость институционализации и политического диалога, интеграция в Африке идет сверху. Кроме того, здесь нет крупного государства или нескольких государств, которые могли бы стать движущей силой объединения, как Россия в СНГ или Франция и Германия в ЕС. До второй половины 90-х стратегия ОАЕ заключалась в поддержке региональных объединений: Экономическое сообщество западноафриканских го­сударств (ЭКОВАС) или Сообщество развития Юга Африки (САДК), где немалую роль в качестве лидера может сыграть ЮАР (как сильная и экономически развитая страна). Подписание в 1991г Договора об Африканском экономическом сообществе (АЭС) созда­ло предпосылки не только для успешного функционирования Общего рынка, но и для более тесного политического сотрудничества.

Для африканского континента создание полноценного Африкан­ского союза будет означать следующее.

1) появятся коллективные органы, которые консенсу­сом или большинством голосов смогут принимать решения прямо­го действия, обязательные на территории государств-членов. Преж­де всего, это важно для предотвращения и урегулирования конфлик­тов (Африка – единственная часть света, где число конфликтов не­уклонно возрастает). До сих пор страны слепо следовали принципу невмешательства во внутренние дела, для миротворчества не хвата­ло ни средств, ни политической воли;

2) перспективы создания к 2030г Общего рынка стран Африки (включая экономический и валютный союзы) станут более реальными.

3) африканские государства смогут в большей степени координировать свою внешнюю и внутреннюю политику, выступая с единых позиций по различным международным вопросам. Это зна­чительно повысит политический вес Африки в системе международ­ных отношений.

Участие России в экономической интеграции

Важнейшей региональной организацией, в которой основную роль играет Россия, является Содружество независимых государств (СНГ). Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Бела­русь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. До­говаривающиеся Стороны образовали СНГ. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, оп­ределена сфера совместной деятельности, реализуемая на равно­правной основе через общие координирующие институты Содру­жества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о соз­дании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанно­го 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и оп­ределяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ.

Основные вехи этого процесса в динамике выглядят следующим образом:

1) сентябрь 1993г. – Договор о создании Экономического союза в составе всех стран (кроме Украины);

2) декабрь 1993г. – Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств;

3) апрель 1994 г. – Соглашение о создании зоны свободной торговли (подписали все 12 стран). Для полноценного функционирования интеграционных объединений в рамках СНГ еще в 1994 г. принято решение о создании Платежного союза государств-участников. На пути к валютной интеграции правительствами стран СНГ были созданы Межгосударственный валютный комитет и Межгосударственный банк;

4) январь 1995 г. – Соглашение о создании Таможенного союза (первоначально вошли только 5 стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан);

5) декабрь 1999 г. – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии;

6) октябрь 2000 г. – Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, призванного заменить Таможенный союз;

7) сентябрь 2003 г. – Соглашение о формировании Единого экономического пространства между 4 странами СНГ: Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Документ предполагает объединение таможенных территорий государств, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Основными вопросами сотрудничества в рамках СНГ являются следующие направления: экономика, политика, взаимодействие государств в борьбе с преступностью, военно-экономическое и военно-техническое сотрудничество, охрана границ, гуманитарное сотрудничество, экология, ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, взаимодействие в области информационной политики, охрана труда, социального и пенсионного обеспечения, межнациональные отношения, миграция и перемещение граждан.

Интеграция в рамках СНГ может принести странам ощутимые экономические преимущества. Реальное (не на бумаге) создание единого экономического пространства стран СНГ позволит уменьшить таможенные барьеры, увеличить торговый оборот между странами, будет стимулировать развитие производства. Однако в настоящее время создание единого экономического пространства происходит крайне медленно и неэффективно.

В рамках двух стран России и Беларуси на протяжении
многих лет пока безрезультатно ведутся переговоры о создании единой рублевой зоны и перехода экономики Беларуси на российскую национальную валюту. Проблема этого объединения заключается в опасении белорусских коллег, что переход на рубль приведет к проведению более жесткой монетарной политики из единого центра в России, отказу от бесконтрольного печатания лишних денег и, в конечном итоге, это может привести к смене политических элит в Республике Беларусь.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4 – Основные типы государств и их объединений в мировой экономике | Тема 6 – Международные организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.