Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как межличностный процесс

Общение это многоплановый процесс установления и развития кон­тактов между людьми, порождаемый потребностями современной де­ятельности.

Социально-ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление)

Личностно-ориентированное (деловое или личное взаимоот­ношение)

Содержание общения — информация, которая в межиндиви­дуальных контактах передается от одного живого существа дру­гому.

Цель общения - средства удовлетворения социальных, культурных, твор­ческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, которая передается в процессе об­щения от одного существа к другому.

Процесс общения (коммуникации).

1) акт общения, коммуникации, в котором уча­ствуют сами коммуниканты, общающиеся.

2) действие (общение) (говорить, жестикулировать, слушать).

3) канал связи (визуально-вербальному, слухо-словесный, двигально-осязательной).

Структура общения. Включает три взаимосвязанные стороны: коммуника­тивную, интерактивную и перцептивну.

Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процес­сом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следую­щим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Вербальные средства общения. Речь — это психический процесс использования языка с це­лью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Со­держание и форма речи человека зависят от его профессии, опы­та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя­ний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя.

В речевой деятель­ности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподго­товленную.

Устная речь делится, в свою очередь, на диалогическую и мо­нологическую.

Диалогическая речь имеет место в беседе. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в речи. Вы­ражение лица, глаз, интонация, жесты, паузы, ударения — все это позволяет понимать друг друга с полуслова.

Монологическая речь — выступление одного человека (лек­ция, доклад). Здесь непосредственный контакт слабее. Монологи­ческая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, точных описаний, определений, умелого оперирования сравнением и т.д.

Проявление и использование устной речи (главным образом диалогической) в повседневном общении получило название речи общения.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления сло­ва, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выра­зительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, за­медленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональ­ность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела позы, осанку, поклоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопо­жатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его пове­дение.

Уме­ние слушать - это составная и не менее важная, чем говорение, часть общения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды деятельности | Эмоции и чувства человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.