КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агапова И.И. 21 страница
1 Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ. По их мнению, демократичным является преобразование общественных товаров и услуг в экономические блага, производимые рынком. I S - S50 [1] В «Домоводстве», помимо множества советов по ведению домашнего хозяйства, содержались призывы к бережливости, отмечалась важность строительства полезных зданий, говорилось, как обращаться с рабами. [2] Цит. по: Аникин А. В. Юностьнауки. М., 1979. С. 25. [3] В форме благородных металлов. [4] Цит. по: Экономическая теория: Хрестоматия. М, 1995. „ [5] Цит. по: Аникин А.В. Юность науки. С. 95. [6] Антология экономической классики. Т. 1. С. 38. Помимо категории естественной I цены, основой которой является труд, у Петти существует и категория политической ' цены, которую он рассматривает как рыночную цену. [7] Как пишет А. Смит, если бы каждый работал в одиночку, осуществляя самостоятельно все операции, никто бы не смог произвести и 20 булавок вдень. Но при организации производства, когда один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий — обрезает, четвертый — заостряет и т. д., десять человек, специализируясь на самостоятельной операции, вырабатывают более 48 ООО булавок вдень. Как видим, производительность в результате специализации выросла в 24 раза. [8] К которому он относит все докапиталистические формы хозяйствования. [9] В рамках данной концепции Смит ставит знак равенства между понятиями «стоимость», «меновая стоимость», «цена». [10] Развитие этой идеи Ж.Б. Сэя можно найти у экономистов XX столетия, в частности у Й. Шумпетера и Ф. Найта. [11] В соответствии с этими законами (принятыми в 1601 г.) приходы были обязаны содержать всех бедняков, живущих в приходе и не способных самостоятельно поддерживать свое существование. Эти законы были фактически отменены в 1834 г., с принятием решения отказывать в пособии всем взрослым здоровым беднякам, не желавшим жить> в работном доме, где была введена строгая дисциплина и обязательный труд. Это жесткая, если не сказать жестокая позиция, и кажется по меньшей мере странным утверждение Мальтуса, что единственная практическая цель, которую он преследовал публикацией своего сочинения «состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества». Отвергая упреки в жестокости, он пишет, что «единственная причина, на основании которой я отрицаю право бедных на содержание, заключается именно в невозможности удовлетворить потребности возрастающего населения». И далее, «••■Враги, с которыми я борюсь, суть порок и нищета. Ради ослабления действий этих страшных противников я предлагаю установить между населением и продовольствием такое отношение, которое не вызвало бы борьбы между ними» (см.: Мальтус Т. ыто законе народонаселения //Антология экономической классики. М„ 1993. Т. 2). [12] Даже признавая, что рост накопления капитала может привести к росту заработной платы, Мальтус тем не менее считал, что это не увеличит эффективный спрос, так как росту потребления рабочие предпочитают праздность и потому страсть к накопив- „ нию будет неизбежно приводить к превышению предложения товаров над тем объемом, J который «структура и склонности данного общества позволяют с пользой потребить». Законы накопления капитала, по мнению Мальтуса, напоминают законы размножения населения. И как при недостатке пищи нелепо поощрять браки и размножение людей, так и при недостатке спроса неуместно стимулировать накопление капитала, которое еще больше увеличит предложение товаров. Суть «хлебных законов» заключалась в том, что хотя ввоз заграничного хлеба не был формально запрещен, но закон устанавливал столь высокие ввозные пошлины, что они, по существу, блокировали импорт зерна. [13] Циг. по: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1993. С. 159. [14] И Смит, и Рикардо считали, что ключевой проблемой для капитализма является накопление, обеспечивающее рост богатства нации, тоща как со стороны спроса и реализации никаких серьезных трудностей не существует. [15] Цит. по: Антология экономической классики. Т. 1. С. 146. [16] Правда, это касается позднего периода его творчества. Вначале же Сисмонди был верным смитианцем, выступал за свободу конкуренции и свободную игру личных интересов. [17] Интересно, что при этом Дж. Милль говорит о положительном эффекте инфляции, отмечая, что рост цен снижает реальную величинудолгов и потому работает в пользу Дебиторов против кредиторов. А поскольку к первым относится класс производительный, а ко вторым — класс непроизводительный, то это означает перераспределение богатства в пользу первых, т.е. тех, кто обеспечивает экономический рост. [18] В своей работе «О свободе» Милль подчеркивает, что свободное развитие индивидуальности — одно из первенствующих существенных благ, а не только элемент, который сопутствует цивилизации, образованию, воспитанию. Таким образом, Милль рассматривает человека как высшую ценность, в то время как ранние представители классической политической экономии в рамках своей теории рассматривали человека как хорошо отлаженное орудие производства благ, использование которого увеличивает богатство общества. [19] Под прибавочной стоимостью Маркс подразумевает стоимость продукта неоплаченного труда рабочего. В своем классическом примере он делит рабочий день на две части: необходимое время и прибавочное время. В течение первого рабочий воспроизводит стоимость своей рабочей силы, в течение второго — производит прибавочную стоимость для капиталиста. Соответственно, норма прибавочной стоимости (или эксплуатации) у Маркса определяется делением прибавочного времени на необходимое. К примеру, если рабочий день составляет 8 часов, необходимое время — 4 часа, прибавочное — также 4 часа, то норма прибавочной стоимости (эксплуатации) соответствует [20] См. экономические взгляды С. Сисмонди и Т. Мальтуса (лекция 4). 6-850 [21] Как, например, песок в пустыне или вода у источника. [22] Блага, которые предлагаются на рынке в меньшем количестве, чем требуется по потребностям населения, называются экономическими благами. Те же, которые имеются в большем количестве, чем потребность в них, называются неэкономическими (в современной терминологии — свободными благами). [23] Данный подход характеризует всех представителей австрийской школы, которые основу социально-экономических явлений искали в индивидуальной психологии. [24] К слову сказать, разделял субъективную и объективную ценность вещи такой известный представитель школы физиократов, как А. Тюрго. Под субъективной ценностью он понимал оценку вещи ее владельцем, под объективной — оценку, которая устанавливается на рынке в зависимости от спроса и предложения. [25] Можно так изобразить человека, живущего согласно второму закону Госсена. В течение первого получаса человек пьет хорошее вино. В определенный момент он Прекращает этот процесс и начинает наслаждаться музыкой. Через 15 минут, когда последняя частица удовольствия от вина совпадает с последней частицей удовольствия от Музыки, он перестает слушать музыку и посвящает время разговору с приятной собеседницей и т.д. Нереалистичность предпосылок Госсена заключается уже в том, что в действительности время, посвященное удовлетворению какой-либо определенной потребности, вовсе не посвящено исключительно именно этой потребности. [26] Цит. по: Всемирная истории экономической мысли: В 6 т. М., 1989. Т. 3. G. 156. [27] Всемирная история экономической мысли. Т. 3. С. 143. Логика Кларка хорошо иллюстрируется следующим примером. Дана фиксированная величина капитала, которая воплощена в средствах производства. Предприниматель последовательно прикладывает к капиталу определенные количества труда, нанимая дополнительные группы рабочих. Первая группа рабочих (Юче- ловек) производит продукт, равный 100 единицам, вторая (10 человек) производит про- [29] Доказано, что Маршалл пришел к идеям предельного анализа самостоятельно и одновременно сДжевонсом, Менгером и Вальрасом, и к 1870 Г. основные принципы его теории уже были разработаны. Издание же его труда только в 1890 г. объясняется тем, Что он не спешил опубликовать свои взгляды, поскольку хотел выстроить целостную систему экономической теории, в которой новые подходы и понятия органически сплавлялись бы с тем ценным, что дала науке классическая политическая экономия. [30] Экономическая теория: Хрестоматия. С. 127. [31] Раз все ценности, в том числе и моральные (совесть, честь), продаются заденьги: то они значения не имеют. д > I [32] 1 Такой подход был абсолютно несвойствен традиционным обществам, где труд. рассматривался как определенное и полезное для всего коллектива занятие, конкретная ' работа — нормальное проявление жизнедеятельности человека в соответствии с его природными, естественными особенностями и ролью в коллективе, а не средство для получения денежного дохода. При этом под хозяйственным духом понимается совокупность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном сообществе на определенной стадии его развития. Как пишет сам Зомбарт в своей работе «Этюды по истории духовного развития современного экономического человека», «хозяйственный дух — это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование». Зомбарт^В.^Этюцы по истории духовного развития современного экономического ^ [35] Догмат о предопределении означает, что неравенство людей предопределено от начала мира и что вопрос о справедливости не имеет особого значения и состоит, собственно, в осуществлении «естественного порядка» — господства избранных. I Интерегн" отметить, что в этом учении уже не нищий и не блаженный наиболее а приближен к Ь°ГУ- Кстати, для кальвинизма ценностью является не просто труд, а труд 1 аскетический, а богатство как капитал представляет собой средство исполнения религиозного долга. [37] По крайней мере, эта политика должна была проводиться на земледельческо- промышленной стадии развития. Идеолог исторической школы — Ф. Лист выделил три стадии развития: земледельческую, земледельческо-промышленную и промышленную, считая, что на каждой стадии государство должно проводить экономическую политику, отвечающую главной цели — развитию производительных сил. На чисто земледельческой стадии это политика полной свободы внешней торговли, когда ввозятся продукты промышленной обработки в обмен на вывоз сырья. Когда же налаживается собственная промышленность, становится необходимой смена политики — вводится покровительственная система для защиты от иностранных конкурентов. И лишь после того как национальная промышленность окончательно окрепнет, снова становится возможной свобода внешней торговли. Как и в других вопросах, представители исторической школы здесь выступили против универсальных законов, сформулированных представителями классической школы, выдвигая на первый план национальные особенности. [38] Этот термин происходит от слова institution (лат.) и включает в себя два аспекта. Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе, так называемые институции. Во-вторых, это закрепление их в виде законов, организаций и деятельности различного рода учреждений, т.е. институтов. В число институтов попадают государство, семья, моральные и правовые нормы и многое другое. ц Положение, согласно которому потребитель является центральной фигурой эко-'/Я номической системы, требующим и получающим товары и услуги по самым низким! ценам. [40] Демонстративная праздность нашла отражение даже в представлениях о красоте женщины. Внешности женщины высших слоев должны были быть присущи: тонкие черты лица, бледность, хрупкость (как свидетельство неспособности к труду). Одежда также должна быть эмблемой праздности; она должна свидетельствовать о неспособности ее носителя к труду (высокий каблук, цилиндр, длинные платья). [41] И Веблен, и Гэлбрейт принадлежат к представителям так называемого социаль- но-психологического направления институционализма. Однако в рамках институцио- нализма существуют и другие направления, в частности социально-правовое, основателем которого является американец Дж. КОММОНС (1862—1945). Коммонс утверждал, что экономические,категории, институты, прежде всего проявляются через юридические отношения. Сами рыночные отношения могут быть «честными» и «нечестными». Сделать рыночные отношения честными возможно посредством разумного законодательства и правильного применения законов. Главное внимание при анализе экономической реальности Коммонс уделял исследованию таких институтов, как семья, государство, профсоюзы, корпорации, выделяя прежде всего юридические нормы и аспекты их функционирования. По Коммонсу, коллективные действия осуществляют контроль над действиями индивидов, примиряя противоречивые интересы. Именно он ввел понятие действующего коллективного института как регулятора экономического поведения людей. [42] Экономическая теория: Хрестоматия. С. 165. У - 850 [43] Безусловно, представители неоклассического направления прекрасно понимали, что рынок постоянно меняется. Однако они считали, что причины, вызывающие нару- й шение рыночного равновесия, носят внешний по отношению к системе характер, как-то: внезапное изменение численности населения, война, неурожай, эпидемия и прочие 1 стихийные бедствия. Сам же рынок не содержит в себе каких-либо сил, могущих стать т источником нарушения равновесия. [44] Экономические взгляды Й. Шумпетера До сих пор мы рассматривали различные экономические школы, хотя это деление в достаточной степени условно. Но даже в такое условное деление не вписывается фигура Й. Шумпетера, который в истории экономической мысли стоит особняком, сочетая в своей теории как элементы институционализма, так и посылки неоклассического направления экономической науки. Й. Шумпетер (1883—1950), экономист и социолог, родился в Австрии, где приобрел известность как теоретик с выходом одной из самых известных своих работ «Теория экономического развития» (1912). С 1932 г. Шумпетер жил и работал в США, являясь профессором [45] Экономическая психология обращает внимание на то, что рациональность бы- 1 вает двух видов: формальная и сущностная. Первая направлена на достижение количе- | ственных экономических целей (деньги, материальное богатство). Вторая — на дости- | ™ жение психологических норм и социальных ценностей (любовь, слава, общественное Щ признание и т.д.). El Экономическая психология также обращает внимание и на сам механизм пои_ нятия нерациональных (с экономической точки зрения) решений. Последние Принима- 1 югся в силу того, что существуют психологическая инерция (человек не успевает следить I за изменением параметров экономической деятельности) и психологическая затратность 1 принятия экономически максимально выгодного решения, особенно если это противо- ' речиг социокультурным ценностям данного общества. [46] Эта идея Р. Кантильона получила дальнейшее развитие в работах американского экономиста Ф. Найта. [47] 1 mperium (лат.) — власть. [48] Антология экономической классики. Т. 1. С. 131. [49] Чемберлин предлагает в этой связи целую систему мер по борьбе со злоупотреб-j лениями торговой маркой, контолю за рекламой. ■ [50] [51] В условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью: мадейшее отклонение цены от точки равновесия приводит либо к полному прекращению покупок, либо к их резкому нарастанию, причем в любом случае конкуренция немедленно возвратит цену к равновесному уровню. [52] Благосостояние в дальнейшем мы будем рассматривать как синоним счастья, полной удовлетворенности. [53] В особенно четкой форме эта идея высказана Т. Кампанеллой, итальянским монахом-доминиканцем, и французом Морелли. Однако следует иметь в виду, что достижение одинаковости людей, предполагающее полное отсутствие у них какой бы то ни было собственности, уничтожает не только зависть, но и механизм социального сравнения, который является основой динамического развития как экономики, так и других сторон общественной жизни. Не случайно у представителей раннего утопического социализма идеальная модель общества — это стационарная модель, работающая по схеме простого воспроизводства. [54] Это положение Бентама явилось основой разработки теории процента как Дж. Милля, так и Э. Бем-Баверка. Именно в рамках маржиналистского анализа четко формулируется тот набор предпосылок, из которых исходит экономическая теория в моделировании экономического поведения человека. К этим предпосылкам относятся: — признание независимости индивида в формулировании его предпочтений; — эгоизм, понимаемый как стремление исключительно к максимизации собственной выгоды; — рациональность, понимаемая как умение выбрать наилучшую альтернативу поведения на пути к поставленной цели; — полнота имеющейся информации относительно способов достижения поставленной цели. В результате перед нами возникает облик «компетентного эгоиста», который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду и является тем образцом «нормального среднего человека», чье поведение составляет предмет анализа экономической науки. Стоит отметить, что в отличие от «экономического человека» А. Смита в концепции маржиналистов лежит уже не столько эгоизм, сколько в возрастающей степени экономическая рациональность. Индивид не только исчисляет свою выгоду, но и оптимизирует свои действия. У Смита же существование «экономического человека», скорее, [56] Кстати, В. Парето отдавал себе в этом отчет и признавал, что в действительности имеется множество оптимумов: их столь же много, сколько имеется различных вариантов рыночного равновесия, основанных на разных способах распределения собственности на ресурсы. [57] В частности, никто не может доказать, что частная собственность всегда и во всем распределяется справедливо. Но достаточно несправедливости однажды утвердиться, как принцип священности и неприкосновенности частной собственности эту несправедливость увековечивает. [58] См. прямую и обратную теоремы Парето. [59] Он приводит пример, когда можно заработать деньги, учреждая «дутые» финансовые компании. Кто-то наживается, но богатство общества не увеличивается. С другой стороны, общество несомненно получает выгоду от лесонасаждений, маяков и т.д. Очевидно, что экономический эффект для общества от подобных благ существенно превышает затраты на их создание и издержки производства, но в то же время они не будут осуществлены на основе частного интереса. Сиджвик отмечает, что нередки случаи, когда выгода, получаемая отдельным лицом, превышает его действительный вклад в совокупный общественный продукт. К примеру, когда определенное положение земельного участка создает проблемы при городской застройке, общество вынуждено решать эту проблему такой ценой, которая намного превышает обычную ренту с аналогичных участков земли. [60] Именно эта трудность обусловила отказ от кардиналистской (количественной) теории предельной полезности к ординалистской (порядковой) теории, большой вклад в разработку которой внес В. Парето. [61] Это положение можно проиллюстрировать следующим примером. Допустим, имеются два человека с разным месячным доходом; у первого он составляет 1 млн руб., у второго — 100 тыс. руб. Посредством механизма перераспределения у первого изымается 50 тыс. руб. и передается лицу с доходом в 100 тыс. руб. Легко предположить, что предельная полезность этих 50 тыс. руб. для лица со стотысячным доходом значительно выше, чем для лица с миллионным доходом. Следовательно, подобное перераспределение повышает совокупную полезность доходов этих двух лиц, т.е. увеличивает общее благосостояние. [62] Действительно, если функции полезности разных людей одинаковы, то «величайшая сумма общего счастья всех» достигается лишь при равном распределении дохода. Однако многие полагают, и не безосновательно, что функции полезности разных людей отнюдь не одинаковы, и способность извлекать полезность у разных людей существенно различается. И если способность к наслаждению у человека с утонченными вкусами намного выше, чем у «простого» человека, то в этом случае именно неравенство доходов является необходимым условием для максимизации «суммы общего счастья». [63] В моделях как Вальраса, так и Парето данные ситуации не рассматриваются, так как предполагается, что цены отражают все выгоды и издержки, вызванные действиями отдельного экономического субъекта. В данных моделях все ресурсы находятся в частной собственности и могут использоваться кем угодно после продажи их на рынке ФактоР°в • производства. Упущенная выгода падает при этом на продавца, но цена, уплаченная покупателем, отражает и компенсирует данную потерю. Эти модели полностью исключают случаи, при которых возможно использование некоторых ресурсов по ценам, которые не отражают потери, связанные с отказом от иных вариантов их использования, а также случаи, когда покупка и использование товара определенным лицом влекут за собой выгоды либо дополнительные издержки для других. Эти случаи так называемых нерыночных взаимозависимостей и стали объектом экономического анализа А. Пигу. [64] Предельная склонность к потреблению (ПСП) показывает, какая часть дополнительного дохода уходит на приращение потребления, и рассчитывается как отношение прироста потребления к приросту дохода. Например, если ваш доход увеличился с 500 денежных единиц до 600, а ваши расходы только до 560, то ПСП рассчитывается как 60/100, т.е. составляет 0,6. Это означает, что с каждой дополнительной единицы денеж- [65] В интерпетации Дж. Кейнса процент представляет собой автономный «монетар- - ный» феномен. Он формируется стихийно в ходе сопоставления спроса на деньги и 1 предложения. Спрос регулируется законом предпочтения ликвидности, предложение • количеством денег в обращении. [66] См. основной психологический закон Кейнса. [67] С несколько иных позиций рассматривал роль института частной собственности его ученик и последователь Ф. Хайек. Он считал, что система частной собственности является в первую очередь важнейшей гарантией свободы. И, что особенно важно, не только для тех, кто эту собственность имеет, но и для тех, у кого ее нет. Поскольку пока контроль над собственностью распределен между множеством независимыхдругОТдруГа людей, никто не имеет над ними абсолютной власти. В обществе же, где все планируется сверху, благосостояние каждого будет зависеть не от его умения или везения, а от решения высшего органа. Именно он будет осуществлять всю полноту власти. [68] Само понятие «индивидуализм» применительно к экономической системе ввел Дж. Милль, который использовал его для обозначения реально существующей экономической системы. Он определил индивидуализм как систему промышленной организации, в которой инициатива исходит от индивидов, и все организации являются результатом их добровольного соглашения. При этом Милль подчеркивал постоянное враждебное отношение общества к тем людям, которые проявляют свою индивидуальность. [69] Представляет интерес развитие этой идеи у Д. Лавоя, профессора экономики университета штата Вирджиния (США). Он рассматривает рынок (как и диалог) как коммуникационный процесс, который нуждается в свободе, чтобы выполнять функцию поиска. И как открытая полемика отсеивает наиболее слабые аргументы в науке и политике, так и процесс конкуренции отсеивает наименее эффективные способы производства. Ограничивая свободу слова, мы мешаем обществу учиться, то же происходит при ограничении свободы торговли. Двигателем интеллектуального развития, по мнению Д. Лавоя, является свобода слова, двигателем экономического развития — свобода экономического действия. [72] Интересно отметить, что конкурентный порядок Ойкена является в значительной мере антиподом философии спонтанного порядка Ф. Хайека. Последний допускает спонтанное развитие правового порядка через рынок. Ойкен же стремится гарантировать спонтанное поведение индивидов посредством правовых норм, установленных независимо от рынка. [73] Ойкен В. Основы национальной экономии. М, 1996. С. 214. В рамках данных представлений хозяйственный порядок США, Франции и Японии будет различен, однако их можно описать, применяя идеальный тип «рыночное хозяйство». [74] Согласно Ойкену, рыночное хозяйство отвечает условиям полной конкуренции, если для максимально возможного числа благ реализованы такие рыночные формы, в которых участники рынка не располагают властью, позволяющей им задавать или даже Йавязывать другим участникам цены и условия сделки. Напротив, все продавцы при установлении цен ориентируются на цену, образуемую в результате конкурентных рыночных процессов. При полной конкуренции цена является заданным параметром для всех участников рынка. [75] Другими словами, ставится под сомнение тезис о том, что правовое государство и рыночное хозяйство являются гарантами свободы. [76] Здесь его позиция полностью совпадает с позицией Ф. Хайека. [77] Данный термин впервые появился в 1947 г. в работе немецкого экономиста Мюл- лер-Армака «Регулирование экономики и рыночное хозяйство». В своей концепции социального рыночного хозяйства Мюллер-Армак провозгласил активную социальную полигику, подчиненную принципу социальной компенсации. Социальным это рыночное хозяйство становится потому, что вытекающее из процесса производства функциональное распределение собственности превращается посредством социальной полигики в общественно желательное «персональное» распределение доходов. Главным же инструментом социальной компенсации Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и перераспределение полученных средств в пользу менее имущих слоев в виде бюджетных дотаций. К другим формам социальной полигики он причислял создание развитой системы социального страхования и достойной человека социальной инфраструктуры. [78] К этим факторам он относил уровень разделения труда, технологию, накопление капитала, географию различных природных ресурсов (так называемые технико-эконо- мические условия), а также инфраструктуру, определяющую особенности связи производителей и потребителей (транспорт, связь, развитие кредитной системы) изменениями характера потребностей. Данные факторы меняются относительно медленно, на протяжении десятилетий, и поэтому, как полагал Фишер, для анализа от их влияния можно абстрагироваться без больших погрешностей. [79] При этом предполагается, что все предсказуемые элементы, влияющие на темпы инфляции, быстро становятся известными. [80] Напомним, что под институтами понимаются правила и механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, ще под нормами понимаются неформальные ограничения на поведение человека. Таким образом, институты ограничивают и определяют спектр альтернатив, доступных экономическим агентам. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, система договорного права, взаимных обязательств, гарантий торговых марок, организация социального обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. [81] Человеческий капитал рассматривается как сумма различных знаний, принадлежащих работнику. Предполагается, что человеческий капитал возникает как результат первоначального образования (образование рассматривается как потребительский товар длительного пользования, обладающий полезностью) и затем в качестве фактора производства участвует в производстве конечной продукции. Сам термин «человеческий капитал» получил широкое распространение в связи с изменением характера современной [82] D В неоинституциональнои экономике под трансакционными издержками понимаются издержки на заключение сделки. Они складываются из затрат на поиск и приобретение информации, переговоры и принятие решений, проверку и обеспечение их выполнения. Следует отметить, что неоклассическая политическая экономия исходила из того, что издержки; связанные с подготовкой, заключением контрактов и обеспечением контроля за их выполнением, равны нулю. И это не случайно, поскольку она предполагала наличие у экономических субъектов полной информированности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |