Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Российская империя в XIX веке




Торговля. Финансы. Промышленность. Транспорт.

 

Торговля. В начале XIX века в Петербург ежегодно ввозилось иностранных товаров на 20 млн. рублей, в Одессу на миллион, через одесский порт вывозилось за границу пшеницы на 3 млн. В начале 20-х годов Одесса стала вольным городом[129] и торговля достигла 40-50 млн. рублей. Между тем транзитная торговля с Персией и Турцией на Кавказе почти прекратилась, т.к. после уничтожения порто-франко в Тифлисе русские, не боясь соперничества, стали продавать плохие вещи Азии и до того потеряли доверие, что сбыт продукции отечественных фабрик за границу совершенно прекратился.

В 1816-1817 гг. был учрежден Коммерческий банк для купечества, открыта Санкт-Петербургская биржа. Затраты на ее строительство обошлись казне в 2,6 млн. рублей. Здание было передано на баланс петербургского купечества, что привело к установлению биржевых сборов с участников биржевых операций, поэтому большинство купцов предпочитало договариваться по старинке за самоваром. Затем были открыты биржи в Кременчуге (1834), Москве (1839), Рыбинске (1842), Нижнем Новгороде и Одессе (1848), Астрахани, Варшаве, Иркутске, Казани, Киеве, Ревеле, Риге, Ростове на Дону, Самаре, Саратове, Туле, Харькове (1860-1870).

В середине века оборот Макарьевской ярмарки составил 60% товаров провезенных по всем границам империи – 56 млн. рублей, в 1881 – 246 млн. Ярмарка действовала с 15 июля до 25 августа, ежедневно ее посещало до 300.000 человек. Суда по обоим берегам реки стояли так плотно, что не было видно воды, на берегу располагались тысячные толпы бурлаков. В конце XIX века, когда товар стали доставлять караваны пароходов, пристани вытянулись на 1,5 км. Нигде больше в России не собиралось и трети судов, что приходили сюда. В 1862 году была проложена железная дорога до Москвы.

В Ирбитской ярмарке конца XIX века участвовало более 100 купцов. На 200.000 подвод туда доставлялось более 90.000 тонн товара. Извоз держали многие города, больше всех Казань и Вятка. Вятских ямщиков числилось 3.000, они брали с пуда на 3 копейки дешевле, чем железная дорога. Все нуждалось в охране, поэтому стерегла товары караульная артель из 150 человек, отличавшихся большой физической силой. За месяц пеший охранник получал 140 рублей, конный – 150[130].

Сложенные штабелями в три яруса сани занимали весь город, из-за них за оградой не видно было противоположной стороны улицы. Подворья были забиты лошадьми и верблюдами, дома – людьми. За ярмарку кузнецы перековывали тысячи лошадей. Первые этажи 200 домов города сдавались под склады или извозчикам, вторые – под номера купцам, хозяева на время ярмарки переселялись в каморки, подвалы и бани. К ярмарке в городе готовились заранее – солили капусту, варили квас, пекли хлеб[131], запасали впрок дрова. Гости часто платили за год вперед.

Первенствовала на ярмарке Московская губерния, за ней – Владимирская и Костромская с их ситцами, затем сибирские губернии и Урал. Главным покупателем была Сибирь. На ярмарке за прилавком стоял не купец, а приказчик. Крестьяне имели право торговать только с воза.

Везли на ярмарку тобольскую рыбу, невьянские сундуки, расписные ложки и дуги, самовары, картузы, шапки, мыло, свечи, кедровые орехи, мед. Треть стоимости привозимого товара составляли меха. Ежегодно продавалось до 10 миллионов шкурок барсука, белки, выдры, горностая, зайца, колонка, куницы, лисицы, норки, песца, соболя, сурка, хорька. С востока везли чай, изюм, шелк, верблюжью шерсть, ковры общей стоимостью до миллиона рублей. Оптовые партии азиатских товаров отправляли на Волгу, европейские – в Азию. Четверть китайских товаров составлял чай.

Финансы. После Тильзитского мира из-за войн, континентальной блокады и рублевой интервенции Наполеона бумажный рубль обесценился на 80% - за рубль ассигнациями давали 20 копеек серебром. Но в 1828 году было найдено рассыпное золото в Томской губернии, в последующие 30 лет богатые месторождения были открыты в енисейской тайге, бассейнах Амура, Лены и Оби. Прибыль владельцев приисков составила 850% на вложенный капитал. Работали на приисках, в основном, ссыльнопоселенцы, за невыполнение дневной нормы налагали штраф, многие рабочие не только ничего не получили, но и попали в долговую кабалу. На амурских приисках годовая добыча золота составила 3,2 тонны. Это позволило министру финансов Е.Ф. Канкрину провести денежную реформу 1839 – 1843 гг., в результате которой обесценившиеся ассигнации были заменены кредитными билетами – бумажными рублями[132].

В 1856 году, в связи с Крымской войной, расходы государства превысили доходы на 307 млн. рублей[133], ценность денежных знаков сократилась на 50%. А.В. Головин: «Тяжело русскому мужику вырабатывать деньги на завоевание Кавказа, Амура, на Киргизские степи, Польшу, Остзейский край и Финляндию. Особенно когда вспоминаешь, что дают нам все эти края. В 1850 году расходы превысили доходы на 83 млн. рублей серебром, в 1851 – на 39 млн., 1852 – 22 млн., 1853 – 52 млн., 1854 – 112 млн., 1855 – 240 млн., 1856 – 307 млн., 1857 – 48. Для покрытия издержек сначала занимали деньги в банках и банки пришли в полное расстройство, потом выпустили бумажные деньги и они упали в цене. Теперь ни то, ни другое средство невозможно».

В 1858 г. дефицит госбюджета составил 14 млн. рублей. В 1859 г. наличность в государственных кредитных учреждениях сократилась со 150 до 13 млн. рублей, т.к. банки ссужали помещиков деньгами под залог крепостных душ[134]. Выплаты ссуд приостановили, а чтобы вернуть выданные деньги, выпустили ценные бумаги, гарантировавшие 5% годовых в течение 40 лет, благодаря чему кризис удалось ослабить.

В 1864 году глава крупнейшей торговой фирмы столицы Г.П.Елисеев открыл первый акционерный коммерческий банк. За 2-3 года объем его операций достиг 3 млн. рублей. Успех банка вызвал учредительный бум в банковском деле и к 1870 году было открыто 41 отделение Госбанка, 29 акционерных банков, 16 ссудо-сберегательных товариществ, 15 обществ взаимного кредита. В 1875 году банкротство Коммерческого ссудного банка в Москве вызвало панику у вкладчиков по всей стране, закрылось около 10 коммерческих банков. По указу Александра II часть банковских долгов была погашена за счет казны. В 1876 году свободный остаток доходов государства составил 40 млн. рублей.

В 80-е годы началась добыча рудного золота, на приисках появились паровые двигатели, электричество, драги[135]. В 1894 году доход казны составил 1,2 млрд. рублей. В 1895-1897 годах денежная реформа узаконила свободный обмен рубля на золото.

Промышленность. В 1803 году В.И.Прохоров и мастер красильного дела Ф.И.Рязанов открыли на берегу Москвы-реки фабрику по набивке чужой мануфактуры. Вскоре была изобретена техника производства полотна с любым переплетением нитей и сложным орнаментом, благодаря чему Т.В. Прохоров (1797-1854) наладил образцовое производство дешевой ткани. К середине века «Трехгорка» стала самой крупной ситценабивной фабрикой Москвы, производя ситца[136], платков, батиста[137] и полубархата почти на полмиллиона рублей. Прохоровские ситцы везли в Западную Европу, Среднюю Азию, на Ближний Восток, разносили по всей стране коробейники. К концу века крупнейшие текстильные фабриканты стали миллионерами[138].

В начале века от четверти до половины производимого в России качественного и недорогого металла отправлялось на американский рынок, но предпринимательский бум в металлургической промышленности начался только в 70-е годы, когда правительство обеспечило заводчиков Джона Юза, А.К. Альчевского, И.Г. Илловайского, П.А. Карпова, В.П. Рутченко государственными заказами на несколько лет вперед. К концу века король металлургической индустрии Джон Юз получал 150% прибыли. Горнодобывающие и металлургические предприятия юга России обогнали Урал, дипломированные инженеры выросли в крупных промышленных и финансовых магнатов, тысячи дворян, купцов, мещан и крестьян стали собственниками фабрик, заводов и мастерских. Особенно преуспели вложившие средства в железнодорожное строительство, производство сахара, развитие юга России.

В 1863 - 1865 гг. купцам и производителям была предоставлена свобода предпринимательства, в 1870-е гг. восстановлен протекционизм[139] - государственная политика, направленная на поощрение отечественного производства, его защиту от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на импортные товары. В ответ канцлер Отто Бисмарк наложил пошлины на ввоз русской пшеницы в Германию.

В конце века началось активное инвестирование в российскую промышленность иностранного капитала. Иностранцы предпочитали вкладывать средства в железнодорожное строительство, тяжелую, металлургическую, нефтедобывающую, угольную промышленность, химическое и электротехническое производство.

Промыслы. В Архангельской губернии процветало смолокурение, Вологодской – производство расписной[140] деревянной посуды и плетение кружев, Вятской и Московской – производство мебели, Костромской – украшений из драгоценных металлов и камней, Тверской[141] – обуви от сапог до дамских туфель, Оренбургской – пуховых шалей. В Торжке производили изделия из парчи, шитые серебром и золотом пояса, сапоги и башмаки. Нижегородские и подмосковные крестьяне продавали резные деревянные игрушки и пуговицы. Галичане ходили по Руси и плотничали. От Ярославля до Нижнего Новгорода по деревням ковали топоры, гвозди, весовые коромысла на всю Россию. Заволжане делали деревянные ложки, чаши, блюда, гребни, веретена, ведра, кадки, лопаты, весла, ковши, лейки. В бурлаки никогда не нанимались, считая это зазорным. Сделанное за неделю везли на пристань или соседний базар. Больших барышей не имели, но были сыты, одеты, обуты и подати платили исправно. Жили в труде и достатке. Древние старики иногда лапти плели нищим подать или самому в гроб. Таков обычай: летом в сапогах, зимой в валенках, на тот свет в лаптях.

Вдоль деревень по берегам верхней Волги рядами укладывали тысячи белых валенок. Из катальных бань, работавших круглый год, то и дело выскакивали босые, до пояса обнаженные, вспотевшие работники. Прокатятся кубарем по снегу или искупаются и назад в баню за работу, а из распахнутых настежь дверей пар как дым от пожара. Шляпы почти все великорусские деревни изготавливали сами, для каждого региона свои, чужих шляп никто не носил, т.к. считали это смешным и зазорным. Шляпы давали много денег и немало работников в люди вывели, но к концу века промысел был вытеснен пришедшим из саратовского Поволжья дешевым немецким картузом.

На Клязьме писали иконы, в Шуе работали шубники, в Ржеве поставили прядильни. В Костромской губернии до 1812 года ткачей не было, а затем по трем уездам даже мужики скатерти и салфетки стали ткать, появились большие фабрики. По левому берегу низовья Оки зимой лодки рубили, а весной на Низ сплавляли. Между Макарьевом и Сергачом вязали конопляные рыболовные сети. Под Муромом делали бечевку для рыболовных снастей. Нижегородская губерния поставляла лоцманов. В Тагиле Верхотурского уезда делали железные подносы и сундуки кедрового дерева, обитые железом или жестью, которые раскрашивали яркими красками и покрывали прочным лаком. На Валдае лили поддужные колокольчики. Уроженцы Ярославской губернии служили половыми в трактирах столиц и приволжских городов.

На левом берегу Волги выше впадения Суры весной ловили много маломерных стерлядей. Воблу и тарань вялили с просолом на солнце и продавали в огромных количествах по низкой цене. Вяленая вобла была распространена в Поволжье, тарань – на Дону, азовском и черноморском побережьях. Балык поставляли с Дона. В низовьях Волги ловцы и половина промышленников были нижегородские. Промышленник снимал воды и сдавал их внаем ловцам. Одна лодка ловила на 700 рублей серебром, каждый ловец зарабатывал по 80 – 90 рублей.

Заволжан хорошо кормил лес. Заплатив попенные,[142] рубили казенный лес и гнали по Волге до Астрахани бревна, брусья, шесты. Заработки у лесников были ниже, чем у тех, кто деревянную посуду на дому производил, примерно 110 рублей ассигнациями за 2,5 месяца. Лесники получали разрешение на работу в лесу у лесничего, который отводил участок, в результате многие казенные леса по рекам были расхищены.

Транспорт. Первая железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село была открыта в 1837 году, затем ее продлили до Павловска. Следующей стала дорога между Петербургом и Москвой. В 60-е годы был создан правительственный кредитный ж/дорожный фонд для премирования заводчиков-железнодорожников. Первыми были награждены крупнейшие машиностроительные заводы: Путиловский[143] и Коломенский братьев Струве[144]. Коломенский завод выпускал в 2,5 раза больше продукции, чем 27 машиностроительных предприятий Московской губернии. С 1861 по 1877 гг. грузооборот железной дороги увеличился в 25 раз. К 1878 году было построено 22.000 км железнодорожных путей. С их строительством стали приходить в упадок расположенные вдоль рек города, бывшие до того перевалочными базами и центрами торговли, а также города, по которым железные дороги не прошли. В 90-е годы ежегодно прокладывали до 2,5 тысяч верст путей, ежегодный прирост продукции связанных с железной дорогой предприятий составлял 15% и более.

В 1817 году началось пароходное сообщение между Санкт - Петербургом и Ревелем. Во 2-й пол. 40-х гг. было основано первое пароходное общество на Волге. Заказанные в Голландии пароходы «Самсон» и «Геркулес» весной по большой воде совершали 2-3 рейса от Самары до Рыбинска с хлебом, в июле-августе два рейса из Астрахани в Нижний Новгород с хлебом и ярмарочным грузом. После ярмарки шли с грузом в Астрахань и поздней осенью возвращались налегке с малосольной рыбой на одной барже. Скорость пароходов было небольшой, от Рыбинска до Самары шли 25 дней: из-за отсутствия навигационных сведений о реке ночью пароходы вставали, кроме того, много времени уходило на погрузку. В 1849 году компания «По Волге» приобрела пароходы «Кама» и «Ока». Прибыльность дела стала для всех очевидной, поэтому в том же году было учреждено пароходное общество «Меркурий».

В 1852 году отставной капитан флота В.А. фон Глазенап основал пассажирское пароходное общество «Самолет», связав Тверь, Рыбинск и Ярославль с только что открытой Николаевской железной дорогой. К середине 70-х гг. пароходные общества «Кавказ» и «Меркурий» располагали флотом из 20 судов[145]. В 1896 году «Кавказ и Меркурий», «По Волге», «Самолет» установили единое расписание движения пароходов, единый тариф на перевозку пассажиров и груза на линии Нижний Новгород – Астрахань.

В 1857 году было создано Русское общество пароходства и торговли на Черном море (РОПиТ), правительство оказало компании финансовую поддержку для строительства быстроходных гражданских винтовых судов. РОПиТ стало первой частной компанией, его создание стимулировало производство товарного хлеба и развитие юга России.

В 1878 году были внесены пожертвования на строительство Добровольного флота, второй по значению судоходной компании России. Московская городская дума и московское купечество выделили по 400.000 рублей, графы Шереметевы – 100.000, Московское кредитное общество – 25.000, нижегородский купец Ф.А.Блинов – 10.000, монахи Свято-Троицкой лавры – 1.000 и т.д., всего около 2 млн. рублей. На эти деньги были куплены в Германии три быстроходных парохода: «Россия», «Москва», «Петербург», позже – «Нижний Новгород» и «Ярославль». К концу века общая сумма пожертвований составила 4 млн. рублей, всего было куплено 10 кораблей.

Источники и литература.

 

1. Великий князь Александр Михайлович: книга воспоминаний. – М.: Современник, 1991

2. Витте С.Ю. Воспоминания и мемуары. В 2-х т. – Мн.: АСТ Харвест, 2002

3. Высшие и центральные государственные учреждения России в 1801-1917 гг. В 4-х т. – СПб: «Наука», 1998

4. Гиляровский В.А. Друзья и встречи. – М.: Полиграфресурсы, 1999

5. Головина В.Н. Мемуары. - М.: Издательство АСТРЕЛЬ «ЛЮКС», 2005

6. Дюма А. Путевые впечатления в России: в 3-х т. – М.: «Ладомир», 1993. Он же. Учитель фехтования. – М.: Правда, 1984

7. Мемуары декабристов. / Сост. А.С. Немзер. – М.: Правда, 1988

8. Николай I и его время: документы, мемуары, свидетельства современников. В 2-х т. / Сост. Б.Н.Тарасов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000

9. Пикуль В.С. Душистая симфония жизни. – Л.: Советский писатель, 1998

10. Трубецкой В.С. Записки кирасира: Мемуары. – М.: Россия, 1991

11. 1812 год: военные дневники./Сост. А.Г.Тарковский. – М.: Советская Россия, 1990

12. 1812 год: Воспоминания воинов русской армии. / Сост. Ф.А.Петров и др. – М.: Мысль, 1991

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.