КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренняя среда организации. Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных
Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду. Речь идет о целях, ресурсах, горизонтальном и вертикальном разделении труда, технологии, организационной структуре, системе коммуникаций и обмена информацией, поведении сотрудников и проч. Элементом внутренней среды являются отношения участников организации. По содержанию они могут быть либо деловыми (устанавливаются между должностями в соответствии с разделением труда), либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях, по форме - отношениями силы или, наоборот, партнерства. Поскольку равновесие сил субъектов (отдельных лиц, подразделений и неформальных групп) постоянно нарушается из-за их стремления добиться превосходства и укрепить свои позиции, власть, основанная на силовых отношениях, неустойчива. Партнерские отношения, базирующиеся на осознании субъектами зависимости друг от друга, более стабильны. Организации, где они господствуют, напоминают рынок, в то время как предыдущие - гладиаторскую арену. Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, т. е. совокупность социальных связей, правил и норм, позволяющих исполнителям действовать автоматически, не обращаясь за указаниями к руководителю. Такой порядок может формироваться стихийно, но чаще конструируется искусственно, особенно если его основы задаются технологией. Внутренняя среда характеризуется степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов. Дифференциация означает такое распределение работ между отдельными субъектами, при котором каждая из них получает завершение в конкретном самостоятельном результате, не являющемся, однако, с точки зрения решения задач организации законченным целым (изготовление отдельной детали автомобиля). Поэтому дифференциация всегда должна дополняться интеграцией, предполагающей сотрудничество исполнителей. Ее необходимость обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных трудовых процессов. Основные факторы (переменные) внутренней среды – цели, задачи, структура организации, технологии, человеческие ресурсы.
Технология Люди Цели Структура Задачи
Рис. Взаимосвязь внутренних переменных. Цели: организацию можно рассматривать как средство коллективного достижения целей, которые не могут быть достигнуты индивидуально. Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремиться добиться коллектив. В процессе планирования руководство формулирует цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой механизм координации, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Организации, имеющие несколько целей называются сложными организациями. Цели организации формулируются и устанавливаются в соответствии с миссией на основе существующих в фирме ценностей, традиций и установок. Цели менеджмента фирмы определяют концепцию ее развития и основное направление деловой активности. Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований, предъявляемых к ним. 1- цели должны быть конкретными, представляющими, по возможности, не только качественные, но и количественные показатели. 2- цели должны быть реальными, достижимыми в данных условиях. 3- цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации. 4- поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, эти люди должны их признавать как свои личные цели, т.е. быть известными, понятными, близкими для большинства членов организации. 5- цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве и отражать совместимость интересов общества, коллективов и индивидов во избежание конфликтов и возникновения кризисных ситуаций. 6- цели не должны носить разрушительный характер. В соответствии с уровневой классификацией цели делятся на:
Наряду с уровневой классификацией применяется и организационная, основанная на системном подходе. 1. По степени важности для организации цели разделяются на стратегические, тактические и текущие. Стратегические цели определяют характер деятельности на длительный период времени и для их реализации требуются большие затраты. Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическими, отражают отдельные этапы их достижения, например, проведение капитального ремонта. Текущие цели определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок. 2. По временному признаку с позиции их реализации цели разделяют на долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (1—5 лет), и краткосрочные (до года). 3. По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные. 4. По форме выражения можно говорить о целях, выраженных в количественных и качественных показателях. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и совершенствовать механизм управления организацией. Задачи – предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в установленные сроки. Задачи предписываются не конкретному работнику, а его должности. Каждая должность предназначается для выполнения ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Если задача выполняется надлежащим способом в предписанные сроки, то организация будет функционировать успешно. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Также все задачи имеют такие важные характеристики, как частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. По мере перехода управленческой работы от низшего звена к высшему, время выполнения каждого вида работ увеличивается иработа носит мене монотонный, повторяющийся характер. Структура – должна согласовываться с уровнем управления в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации. Организационная структура - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |