КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пирамида потребностей по А. Маслоу
Тема 11. Мотивационная деятельность в управлении. Оптимизация математического ожидания доходов или потерь 1. Содержательные теории мотивации описывают структуру и содержание потребностей, их связь с мотивацией человека к деятельности; пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. В соответствии с теорией иерархии потребностей А. Маслоу люди испытывают определенный набор четко выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы, расположенные иерархически. Это потребности: физиологические; безопасности; принадлежности и причастности; признания и уважения; самовыражения. Теорию иерархии потребностей человека разработал в 1943 г. американский врач и психолог А. Маслоу. Основные идеи теории А. Маслоу: ü люди постоянно ощущают какие-то потребности; ü люди испытывают определенное количество сильно выраженных потребностей, которые можно объединить в группы; ü группы потребностей расположены иерархически относительно друг к другу: 1. физиологические потребности (пища, вода, воздух и т. п.); 2. потребности в безопасности (защищенность, уверенность в будущем); 3. социальные потребности в причастности, принадлежности; 4. потребности в уважении, признании; 5. потребности в самовыражении; ü удовлетворенные потребности не мотивируют людей; ü потребности побуждают человека к действиям, если они не удовлетворены; ü если одна потребность удовлетворяется, ее место занимает другая неудовлетворенная потребность; ü обычно человек ощущает одновременно несколько потребностей, находящихся в комплексном взаимодействии; потребности, находящиеся ближе к основанию "пирамиды", требуют первостепенного удовлетворения; ü потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня; ü потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим количеством способов, нежели потребности низшего уровня; ü потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены хотя бы частично потребности низшего уровня. К. Альдерфер в своей теории ЕкС исходит из того, что потребности человека можно объединить в три группы, расположенные иерархически: существования; связи; роста. Различие теорий К. Альдерфера и А. Маслоу состоит в том, что, по А. Маслоу, движение от одной потребности к другой происходит только снизу вверх. К. Альдерфер считает, что движение происходит в обе стороны: вверх, если не удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. Автор теории приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланд считает, что на мотивацию и поведение людей существенно влияют три потребности, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения: - в достижении (люди с выраженной потребностью в достижении выбирают персональные, умеренно ложные задачи и цели, несущие в себе элементы вызова и гарантирующие немедленный ощутимый результат); - в соучастии, проявляющаяся в стремлении к дружеским отношениям с окружающими; - во власти, проявляющаяся в стремлении контролировать ресурсы и происходящие вокруг процессы. Согласно теории двух факторов Ф. Герцберга, на удовлетворенность человека работой влияют две группы факторов: - гигиенические (или факторы "здоровья") — зарплата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными; наличие таких факторов снижает у человека чувство неудовлетворенности работой; - мотивирующие — достижение, признание, ответственность, продвижение, содержание работы, возможность роста; именно эти факторы заставляют человека работать в полную силу. 2.Процессуальные теории мотивации анализируют реакции человека на мотивирующие факторы, т. е. на то, что заставляет его направлять усилия на достижение различных целей. Теория ожидания (К. Левин, В. Врум и др.) основана на том, что наличие потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или получению желаемого. При этом ключевую роль играет полнота реализации трех факторов: - дополнительно затраченные усилия должны обеспечивать получение ожидаемого результата; - за полученный результат должно быть обеспечено ожидаемое вознаграждение; - реально полученное вознаграждение должно соответствовать (быть валентным) ожидаемому. Согласно теории постановки целей (Э. Лок, Т. Райен и др.), поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. При этом уровень исполнения работы зависит от четырех характеристик целей: - сложности (степень профессионализма и уровень исполнения, необходимые для ее достижения); - специфичности (количественная ясность цели, ее точность и определенность); - приемлемости (степень, до которой человек воспринимает цель как собственную); - приверженности (готовность затрачивать усилия определенного уровня для достижения цели). Теория равенства (основатель С. Адаме) исходит из того, что в процессе работы человек сравнивает оценку собственных действий с оценкой таких же действий других людей. И если при этом человек обнаруживает, что недовознагражден, у него возникает чувство неудовлетворенности, и он может сократить затраты труда, предпринять попытку увеличить вознаграждение, потерять уверенность в себе, покинуть организацию и т. д. Все последствия недовознаграждения отрицательны. В соответствии с теорией партисипативного управления, если человек заинтересованно принимает участие во внутриорганизационной деятельности, он получает от этого удовлетворение, работает лучше, с большей отдачей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |