КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По признаку развития S во времени: ?? 5 этапов существования S ??
1. развивающиеся S – это S, в кот происходят качественные изменения структуры, ф-ий и как следствие эфф-ти S. 1) с экстенсивной структурой – в этом случае повышение эфф-ти S осуществляется путем наращивания элементов при их неизменном качестве. 2) С интенсивной структурой – повышение эфф-ти S обеспечивается за счет увеличения количества связей и наращивания их мощностей при этом элементный состав может остаться неизменным. 2. Стабильные S – это S, у кот структура, функции и свойства не изменяются в течение длительного периода времени. 3. деградирующие S – это S, кот. теряют со временем некоторые свойства, функции, цели вследствие постепенного разрушения структуры 4. редуцирующие - со временем происходят изменения структуры в сторону ее упрощения, а связи ослабляются.
7. Классификация по другим признакам: 1. сложные и простые, большие и малые. Большие – содержат большое кол-во базовых элементов и связей между ними, S большой размерности. Сложные – имеют многоуровневую (иерархическую) структуру, состоят из большого кол-ва взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. В качестве меры сложности может быть кол-во элементов, сложность связей, сложность алгоритмов вычисления, управления, мера неопределенности (энтропия), сложность идентификации и т.д. 2. управляемые и управляющие: Управляемые – системы, состояние которых требуется изменить в желаемом направлении; Управляющие – системы, с помощью которых обеспечивается достижение цели или желаемого состояния управляемых систем за заданный интервал времени 3. открытые и закрытые (замкнутые) (способность обмениваться со средой массой, энергией, инф.) 4. статические и динамические 5. по степени разнородности элементов: гомогенные и гетерогенные (см. сист. закон №4). Гетерогенная - разнородная по составу своих первичных элементов. Гомогенные S – однородные по своему составу, явл-ся идеализацией гетерогенной системы. Лекция 8
3. Системные законы и принципы как основа методологии системных исследований
3.1 Важнейшие жизненные этапы существования S
Каждая S претерпевает ряд жизненных этапов, образующих ее жизненный цикл. К важнейшим жизненным этапам относятся этапы, связанные с процессами зарождения (проектирования, изготовления), функционирования, развития (эволюции), деградации (старения) и перерождения (гибели) S. Протекание этих процессов подчинено определенным системным законам и принципам, которые являются лишь выражением общих законов диалектики. Знание системных законов и принципов важно как при проектировании искусственных S, так и при изучении свойств естественных S. Отсутствие этих знаний или пренебрежение системными законами и принципами м. привести к печальным результатам. Например, при проектировании технич. S и комплексов это м. привести к резкому ограничению функциональных возможностей S, в худшем случае к преждевременному разрушению и гибели S. Или например, незнание и неучет эк. законов функционирования той или иной эк. S приводит к ее полному краху. Здесь эк. законы часто выступают как конкретная форма реализации в эк-ке общесистемных законов и принципов. Основные этапы существования S: 1 – зарождение 2 – развитие 4 – деградация 5 – гибель (перерождение S)
1. Зарождение Цель – циклически уточняется, изменение параметров S характеризуется высокой степенью неопределенности и риска. Составляющие системные процессы: - зарождение идеи - синтез моделей будущей S - исследование, конструирование - разработка технологий - производство - испытание продукции
2. Развитие Цель может изменяться в виде незначительных корректировок. Параметры S харак-ся значительными изменениями, которые приводят к появлению нового качества. Системные процессы: - прогнозирование - реконструирование Характер процессов управления: адаптивное и самоорганизация.
3. Функционирование Цель фиксирована. Параметры S незначительно изменяются (количественно), качественных изменений нет. Системные процессы: - планирование; - учет; - контроль; - диагностика; - обеспечение безопасности; - мониторинг; Характер процессов упр-я: оперативное упр-е – это упр-е на малых интервалах времени.
4. деградация (старение)S. Цель S изменяется, стр-ра S изменяется в сторону упрощения, т.е. уменьшения кол-ва связей. Теряются способности к реализации некоторых жизненно важных функций (развития, адаптации, самосовершенствования, самосохранения, самоорганизации, самоконтроля и т.д.) из-за недостаточности ресурсов (энергетических, материальных, информационных, интеллектуальных, и т.д.) и из-за несовершенства, устаревания технологий, способов организации, структурных изменений, из-за изменения ВС, условий эксплуатации.
5. Гибель S – переход S в иные формы сущ-я сильно отличающиеся от первоначальной формы способами метаболического (вещественного, энергетического и инф-го) обмена с внешней средой.
Вывод: на каждом этапе S должна подчиняться определенным системным законам и принципам, нарушение которое может привести к снижению эфф-ти функционирования S.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |