Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой рынок и международная торговля




Мировой рынок представляет собой форму организации и функционирования мировой экономики. Основой мирового рынка выступают:

Международное разделение труда

Взаимовыгодность обмена

Мировой рынок представляет развитую сферу товарного обмена, которая предполагает существование особой системы цен — мировых цен. В обмене товаропроизводители должны ориентироваться на общественно необходимые затраты в международном масштабе. Деятельность по обмену товарами между странами представляет международная торговля.

Современный рынок представляет собой сложную многоярусную систему, которой свойствен соответствующая структура. Структура мирового рынка определяет собой внутреннее строение, расположение и порядок отдельных его элементов, и их удельный вес в общем, объеме. Структура мирового рынка может быть представлена структурой мирового рынка по его объектам и по региональному положению. Основными элементами структуры мирового рынка по его объектам являются:

v рынок товаров и услуг;

v рынок рабочей силы;

v рынок капитала;

v рынок научно-технических разработок;

v азиатский рынок;

v рынок информации.

Основными же элементами структуры мирового рынка по региональному положению являются:

v европейский рынок;

v южноамериканский рынок,

v дальневосточный рынок.

Важнейшей формой реализации мирового рынка является рынок товаров и услуг, который может быть представлен международной торговлей.

Международная торговля определяет собой совокупный внешний товарооборот всех стран мира. Основой международной торговли являются:

v запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке;

v средства для оплаты покупки и ввоза товаров и услуг из-за рубежа;

v внешнеторговая инфраструктура.

Основными показателями мировой торговли являются:

v импорт;

v экспорт,

v внешнеторговый оборот.

v торговое сальдо (чистый экспорт).

Экспорт - это продажа и вывоз товаров за границу. Импорт- это покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.

На мировом рынке всегда балансируется спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренней равновесными ценами.

Признаками мировой цены являются:

•проведение крупных коммерческих сделок, предусматривающих раздельные экспортные и импортные операции,

•осуществление расчета в свободно конвертируемой валюте (СКВ),

•установление цены сделок в важнейших центрах мировой торговли (товарных биржах).

Среди особенностей развития мировой торговли на современном этапе отметим:

v Более быстрые темпы роста мировой торговли по сравнению с темпами роста мирового ВВП.

v Увеличение доли взаимной торговли индустриальных стран.

v Изменение структуры товарооборота: увеличение доли продукции обрабатывающих отраслей и сферы услуг, снижение доли сырья, топлива и продовольствия.

v Увеличение доли услуг, предоставление которых связано с использованием высоких технологий.

v Ежегодное обновление на 1/3 номенклатуры продукции обрабатывающих отраслей.

v Расширение рынков научной продукции, патентов, лицензий, ноу-хау. Увеличение доли услуг в стоимости поставляемой машиностроительной продукции (инжиниринг).

v Ускоренный рост международного обмена технически сложной продукцией на основе внутриотраслевых связей и расширения международного производственного кооперирования.

v Изменение характера конкуренции на мировых рынках, возрастание роли ТНК и МНК.

v Установление системы мировых цен, для которой характерна множественность цен, т.е. установление цен по бартерным сделкам, по программам помощи, в свободно конвертируемой валюте и др.

 

Классическая, неклассическая и современные теории мировой торговли.

Основы теории международной торговли были сформулированы в XVIII - начале XIX вв. выдающимся английским экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал основные положения теории абсолютных преимуществ:

· Богатство нации зависит от способности страны производить товары и услуги.

· Наибольшую выгоду получают те страны, которые активно участвуют в МРТ.

· Обладая абсолютными преимуществами в производстве товаров и услуг (более низкие издержки), страна должна специализироваться на них и поставлять в другие страны.

· Абсолютные преимущества страны не являются раз и навсегда данными.

Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принципы абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Теория сравнительных преимуществ строится на основе трудовой теории стоимости. В современных условиях сравнительные преимущества определяются через альтернативные издержки, то есть затраты на производство одного товара определяются через затраты на другой товар. Современные представления о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков, базируются на работах шведских ученых-экономистов Эли Хекшера и Бертиль Олина, давших объяснение сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна в отношении предельного продуктов, на уровне обеспеченности факторами производства. Они выдвинули теорему «выравнивания цен на факторы производства». Ее суть в том, что национальное производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста русского происхождения В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Оллина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно большего труда, чем капитала, то есть американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок.

По распространенному мнению, американская экономика всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшнра - Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары. В. Леонтьев предположил, что большая производительность труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Получив широкий резонанс, «парадокс Леонтьева» определил появление новой теории, более широко трактующей капитал - теории человеческого капитала.

В средине XX столетия (1948г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Теорию соотношения факторов производства нередко называют теорией Хекшера - Олина -Самуэльсона.

Обогащению теории Хекшера – Олина способствовали исследования Т. Рыбчинского, который обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей нередко приводит к сокращению производства в других Он сформулировал следующую теорему: расширение экспортного производства за счет роста предложения относительно избыточного фактора приведет к сокращению других отраслей, для которых данный фактор не является относительно избыточным, что заставит страну увеличивать импорт тех товаров, которых не хватает. Теоретические выводы Т. Рыбчинского неоднократно, подтверждались практикой в форме эффекта «голландской болезни»: рост производства в добывающих отраслях способствует значительному сокращению выпуска продукции в обрабатывающей промышленности.

Попытки учесть в международной торговле влияние научно-технической Революции привели к созданию неотехнологических теорий внешней торговли.

Сторонники неотехнологических теорий пытаются объяснить возникновение внешнеторговых связей не обеспеченностью факторами производства, как это делали классики, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Наиболее известная теория этой школы -теория технологического разрыва, основы которой были заложены английским экономистом М. Познером в начале 60-х годов.

Познер предположил, что если одна из развитых стран в результате какого-либо открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, то этот товар будет пользоваться спросом даже в странах, имеющих одинаковую ресурсообеспеченность. Тогда в результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами.

В современных теоретических разработках проблемы международной торговли усиливается акцент на необходимость проведения анализа микроэкономики, уровня фирмы, предприятия. Тем самым формулируются новые теории международной торговли на основе жизненного цикла (Р. Верной), эффекта масштаба (П. Крюгман, К. Ланкастер) и дается дополнительное обоснование преимуществ обмена между одинаково развитыми странами на уровне отдельных фирм.

Своеобразным обобщением современного развития теории внешней торговли является теория «международной конкурентоспособности нации», разработанная американским экономистом М. Портером. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, он связал конкурентоспособность страны в международном обмене с воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов: факторных условий, условий спроса, состояния обслуживающих и близких отраслей, а также стратегии фирмы в определенной конкурентной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.