Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание, воображение и речь в норме и патологии

Память в норме и патологии

Память – отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении ранее воспринятой информации.

Процессы памяти складываются из нескольких этапов:

1) запоминание

2) сохранение

3) воспроизведение

4) узнавание

5) забывание

 

Виды памяти.

I. По продолжительности удержания в памяти.

a. Кратковременная (30-60 сек)

b. Оперативная. Запоминание происходит только на время выполнения конкретной деятельности.

c. Долговременная.

II. По участию воли.

a. Непроизвольное запоминание – происходит случайно, по ассоциации.

b. Произвольное запоминание – происходит с участием мотиваций, побуждающих к включению процессов памяти и мышлений.

III. По способу запоминания.

a. Механическая память – материал не связывается между собой логически.

b. Смысловая память – включает процесс мышления.

IV. По преимуществу задействованных анализаторов.

a. Зрительная.

b. Слуховая.

c. Обонятельная.

d. Вкусовая.

e. Двигательная

 

Нарушение памяти.

Гипомнезия – ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении астеническом состоянии у пожилых и т.д.

Амнезия – полная потеря памяти на определённый период времени.

a. ретроградная амнезия – на событие, предшествующие какому-либо моменту

b. антероградная амнезия – на события, за чем-то следующие.

Парамнезия – обманы памяти.

a. псевдореминисценции – смещение событий во времени.

b. конфабуляции – вспоминание несуществующих событий.

Гипермнезия – усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объёме и на более длительный срок.

 

Внимание – психический процесс, обеспечивающий сосредоточенность психической деятельности на определённых объектах и явлениях и обеспечивающий наилучшее отражение их в сознании.

 

Свойства внимания.

1) Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на определённых объектах.

2) Объем внимания – количество объектов, которые одновременно могут охватываться вниманием.

3) Переключаемость – способность перевода внимания с одного объекта на другой, без нарушения устойчивости.

4) Концентрация внимания – интенсивная направленность сознания на наиболее значимые объекты.

 

Виды внимания.

1) Непроизвольное – направленность и сосредоточенность сознания не обусловлено волевым актом, это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

2) Произвольное – возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

3) Послепроизвольное.

 

Нарушения внимания.

Нарушение переключаемости внимания – нарушение лабильности перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому.

Сужение объёма внимания – человек одновременно может воспринимать только небольшое число объектов.

 

Воображение – это процесс, выражающейся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программного поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта

Основная функция воображения состоит в преобразовании представлений памяти,

 

Виды воображения:

1. По субъектности:

Активное и пассивное.

Активное воображение всегда направлена на решение творческой или личной задачи. Оно направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. активное воображение пробуждается задачей и его направляется, оно проявляется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным фактором. В ходе пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

2. По модальности:

· Зрительное

· Слуховое

· Обонятельное

· Осязательное

· Вкусовое.

3. По критерию уникальности:

Репродуктивное (воссоздающее) воображение – вид воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

 

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Для психологии представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.

 

Виды речи:

1. Устная речь – речь, произнесенная вслух и служащая средствам общения. Может быть монологической и диалогической

2. Письменная речь.

3. Внутренняя речь (импрессивная речь) – речь про себя и для себя. Все ВПФ связаны с внутренней речью и опосредованы ей.

 

Нарушения речи

Дизартрия – нарушение движения мышц, участвующих в произношении членораздельной речи. Возникает в результате поражения ядер черепных нервов в стволе мозга.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария и представляющее собой расстройство различных видов речевой деятельности: нарушение подбора слов и звуков, замена слов и слогов, нарушение грамматического строя речи, непонимание обращенной речи.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и сохранности интеллекта. Причины – поражение речевых зон коры головного мозга.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ощущение и восприятие в норме и патологии | Виды и операции мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.