КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внимание, воображение и речь в норме и патологии
Память в норме и патологии Память – отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении ранее воспринятой информации. Процессы памяти складываются из нескольких этапов: 1) запоминание 2) сохранение 3) воспроизведение 4) узнавание 5) забывание
Виды памяти. I. По продолжительности удержания в памяти. a. Кратковременная (30-60 сек) b. Оперативная. Запоминание происходит только на время выполнения конкретной деятельности. c. Долговременная. II. По участию воли. a. Непроизвольное запоминание – происходит случайно, по ассоциации. b. Произвольное запоминание – происходит с участием мотиваций, побуждающих к включению процессов памяти и мышлений. III. По способу запоминания. a. Механическая память – материал не связывается между собой логически. b. Смысловая память – включает процесс мышления. IV. По преимуществу задействованных анализаторов. a. Зрительная. b. Слуховая. c. Обонятельная. d. Вкусовая. e. Двигательная
Нарушение памяти. Гипомнезия – ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении астеническом состоянии у пожилых и т.д. Амнезия – полная потеря памяти на определённый период времени. a. ретроградная амнезия – на событие, предшествующие какому-либо моменту b. антероградная амнезия – на события, за чем-то следующие. Парамнезия – обманы памяти. a. псевдореминисценции – смещение событий во времени. b. конфабуляции – вспоминание несуществующих событий. Гипермнезия – усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объёме и на более длительный срок.
Внимание – психический процесс, обеспечивающий сосредоточенность психической деятельности на определённых объектах и явлениях и обеспечивающий наилучшее отражение их в сознании.
Свойства внимания. 1) Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на определённых объектах. 2) Объем внимания – количество объектов, которые одновременно могут охватываться вниманием. 3) Переключаемость – способность перевода внимания с одного объекта на другой, без нарушения устойчивости. 4) Концентрация внимания – интенсивная направленность сознания на наиболее значимые объекты.
Виды внимания. 1) Непроизвольное – направленность и сосредоточенность сознания не обусловлено волевым актом, это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. 2) Произвольное – возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность. 3) Послепроизвольное.
Нарушения внимания. Нарушение переключаемости внимания – нарушение лабильности перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому. Сужение объёма внимания – человек одновременно может воспринимать только небольшое число объектов.
Воображение – это процесс, выражающейся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программного поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта Основная функция воображения состоит в преобразовании представлений памяти,
Виды воображения: 1. По субъектности: Активное и пассивное. Активное воображение всегда направлена на решение творческой или личной задачи. Оно направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. активное воображение пробуждается задачей и его направляется, оно проявляется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным фактором. В ходе пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. 2. По модальности: · Зрительное · Слуховое · Обонятельное · Осязательное · Вкусовое. 3. По критерию уникальности: Репродуктивное (воссоздающее) воображение – вид воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Для психологии представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.
Виды речи: 1. Устная речь – речь, произнесенная вслух и служащая средствам общения. Может быть монологической и диалогической 2. Письменная речь. 3. Внутренняя речь (импрессивная речь) – речь про себя и для себя. Все ВПФ связаны с внутренней речью и опосредованы ей.
Нарушения речи Дизартрия – нарушение движения мышц, участвующих в произношении членораздельной речи. Возникает в результате поражения ядер черепных нервов в стволе мозга. Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария и представляющее собой расстройство различных видов речевой деятельности: нарушение подбора слов и звуков, замена слов и слогов, нарушение грамматического строя речи, непонимание обращенной речи. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и сохранности интеллекта. Причины – поражение речевых зон коры головного мозга.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |