КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура личности по Д.А. Ленотьеву
Другую структуру личности предлагает Д.А.Леонтьев. Он выделяет 3 уровня анализа личности: 1. Экспрессивно-инструментальный уровень 2. Уровень отношений человека с миром 3. Экзистенциальный уровень или уровень ядерных структур личности 0. Уровень психофизиологических предпосылок личности.
I. Уровень психофизиологических предпосылок личности: темперамент, задатки. Темперамент. Основной вопрос, с которым связана проблема темперамента, это вопрос о связи свойств организма со свойствами психики. Первой теорией темперамента была гуморальная теория Гиппократа, который вывел 4 типа темперамента, основываясь на соотношении жидкостей в организме человека. Холерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), и меланхолик (черная желчь). Третья, наиболее употребляемая теория, была предложена И.П. Павловым. Он кладет в основу темперамента свойства нервной системы.
подвижный уравновешенный (сангвиник) сильный инертный Тип неуравновешенный (флегматик) Н.С. слабый (холерик) (меланхолик)
Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психологии и состояния. Задатки – это врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Неспецифичны по отношению к способностям. II. Экспрессивно-инструментный уровень: характер, роли, способности. Это типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, его внешнюю оболочку. Характер – это такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Развитая личность хорошо владеет своим характером.
Собственно проявления характера зависит от того, каким мотивом и целям служат в данном случае эти проявления. Биологической основой характера является темперамент. Характер выполняет роль как бы амортизатора, своеобразного буфера между личностью и средой, поэтому он во многом средой определяется (формируется в деятельности и общении). Способности – это свойства личности, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий. Биологическая основа способностей – задатки. Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля деятельности, то есть такой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека и, наоборот, компенсировались его слабые стороны. Роли. Социальные роли как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо, предъявляются тому, кто попадает на это место, с частотой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом. III. Внутренний мир личности. Включает в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Основные составляющие: смыслы, ценности, отношения. Потребности и ценности определяют, что для человека значимо, а что нет, и почему. Потребностями называются внутренние (психические) состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельными социальными группами. Личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. В отличие от потребности, личностные ценности, во- первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во- вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми.
Отношения характеризуют тот конкретный смысл, который имеет для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Источником отношений служит индивидуальный опыт, а высшими инстанциями, определяющими смысл для нас тех или иных людей, вещей и событий – наши потребности и ценности. Отношения могут быть различной степени обобщенности: наряду с отношениями к конкретным людям у каждого человека существуют отношения к людям вообще, а также отдельные отношения к мужчинам, женщинам, старикам, молодежи, американцам, китайцам, блондинкам, врачам и т.д. При этом отношение к конкретному человеку может расходиться с отношением к категории людей, к которой он принадлежит. Это связано с тем, что отношение к конкретному человеку определяется почти всегда индивидуальным опытом общения с ними, а отношение к категории людей – это искусственное, всегда натянутое общение, допускающее массу исключений. Смысл жизни. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. На бессознательном уровне определяется смысл и направленность жизни, цементирующее ее в единое целое, складывается у человека уже к 3-5 годам. Сейчас широко распространено чувство смысла утраты, бессмысленности жизни, прямым следствием, которого является рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний. С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенности реальной повседневной жизни реальным смыслом. IV. Экзистенциальный уровень: свобода, ответственность, духовность.
Свобода подразумевает возможность преодоление всех форм и видов детерминации, внешних по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Свобода человека – это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть. Свобода является специфической формой активности. Она, во-первых, является осознанной активностью, полностью управляемой самим субъектом. Ответственность – осознание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения. Духовность, как и свобода и ответственность, - это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узко личностных потребностей, жизненных отношении и личностных ценностей определяющей принятие решения у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Духовность есть то, что сплавляет воедино все механизмы высшего уровня.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |