Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и цели МБ




Тема 1. Международный бизнес – общая модель

Конспект лекций

Макарова С.А.

 

Международный бизнес: теории и обобщения

 

 

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Международный бизнес – общая модель..................................................................................... 3

1.1. Сущность и цели МБ.................................................................................................................................... 3

1.2. Этапы формирования современного мирового бизнеса......................................... 4

1.3. Характерные черты современного международного бизнеса....................... 12

1.4. Факторы, влияющие на международный бизнес: общая характеристика. Факторы развития международного бизнеса.................................................................................................. 15

1.5. Роль знаний в эффективности международного бизнеса................................... 21

Тема 2. Внешняя среда международного бизнеса................................................................................ 23

2.1. Правовая среда международного бизнеса.......................................................................... 23

2.2. Политическая среда международного бизнеса............................................................ 26

2.3. Экономическая среда международного бизнеса......................................................... 33

2.4. Социокультурная среда международного бизнеса................................................... 38

Тема 3. Основные формы международного бизнеса.......................................................................... 60

3.1. Международная торговля. Посредники в международной торговле........ 62

3.2. Прогрессивные формы международной торговли: выставки, ярмарки, аукционы, торги............................................................................................................................................................................................... 78

3.3. Международные встречные операции................................................................................... 84

3.4. Совместные формы предпринимательской деятельности............................... 94

Тема 4. Главные силы влияние в международном бизнесе...................................................... 100

4.1. Международные стратегические альянсы их сущность.................................................. 100

4.2. Мотивы создания МСА.......................................................................................................................... 104

4.3. Формы и виды альянсов..................................................................................................................... 109

4.4. Многонациональный и транснациональный бизнес............................................ 119

4.5. Экономическое и политическое влияние МНК........................................................... 126

Список использованной литературы............................................................................................................... 128

 

Практически всеми исследователями признается, что мировое хозяйство (международный бизнес, мировая экономика) представляет собой определенную систему, основой возникновения и существования которой выступает ее целостность. В свою очередь, последнее предполагает взаимодействие всех составных частей системы, причем на достаточно устойчивом уровне. Только в подобной ситуации обеспечивается постоянная деятельность, жизнеспособность системы, ее саморегуляция и развитие. Такое единство мирового хозяйства, циркуляция воспроизводимого продукта обеспечивается национальными и мировыми рынками.

Мировая экономика относится к числу сложных систем, которые характеризуются множественностью составляющих их элементов, иерархичностью, структурностью. В основе этой системы — международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Причем каждая из фаз мирового воспроизводственного процесса оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы, которая имеет и присущие ей как целому определенные направления своего развития.

Естественно, мировая экономика как система имеет определенную цель. Ее функционирование направлено на удовлетворение человеческих потребностей (спроса). Тем не менее внутри этой системы сосуществуют различные подсистемы, в рамках которых данная цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий.

Мировая экономика как система не может успешно эволюционировать без определенного порядка, базирующегося на нормах международного публичного и частного права, регулирующих отношения в хозяйственной сфере между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Действенность установленных норм обеспечивается как самими государствами, так и коллективными формами контроля за соблюдением международного права, которым занимаются различного рода международные организации. Существующие (сложившиеся) правила уточняются и пересматриваются в соответствии с потребностями развития мировых производительных сил, отдельных подсистем и элементов мирового хозяйства.

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория международный бизнес может достаточно полно описываться:

1.Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутри страновый, имеет главной своей целью извлечение прибыли.

2.Несмотря на то, что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации). Иными словами, международный бизнес это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

Все вышесказанное относится к бизнесу как таковому, но необходим ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость выхода фирмы за границы собственной страны?

3.Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

Действительно, ведь собственно решение о начале международных операций и есть (пусть даже чисто формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из странового в международный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.