КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Макетирование газеты
Лекции, часть 2. Рисование макета — самое главное и привычное занятие сотрудника секретариата. Новые технологии привнесли в этот процесс свои особенности, однако точный, оригинальный и красивый план полосы по-прежнему остается залогом композиционно уравновешенного, яркого и стильного номера газеты.
Куда ведет карта-схема? Композиция номера — это размещение материалов по полосам и каждой полосы или раздела — в номере. Как целое номер должен соответствовать принятым в редакции критериям выразительности и идейно-тематической направленности. В нем должно быть четко выявлено главное для основных групп читателей. Определив схему размещения материалов в номере, переходят к компоновке полос. Исходят из значения статей, заметок или подборок материалов. От этого зависит их место на странице издания. Как в работе портного главным был и остается ладный крой — чтобы не теснило, не топорщило, подчеркивались достоинства и скрывались недостатки, так и в работе секретариатчика самой важной по-прежнему остается задача «прибрать» газету для выхода в люди…
В непревзойденном «Справочнике журналиста» под редакцией Н. Богданова и Б. Вяземского есть раздел, посвященный макетированию. Там, в частности, сообщается, что макет — это точный план верстки номера, призванный обеспечить правильное, четкое размещение материала на полосах и привлекательный внешний вид газеты или журнала. С тех пор, с 1971 года, мало что переменилось в задачах макетирования, но одно существенное изменение все-таки произошло: от практически технического чертежа, который не давал журналистам развернуться, макет вырос до высот графического произведения и стал оцениваться по законам красоты, с учетом композиции номера и каждой страницы газеты или журнала. Даже если редакция разработала графическую модель газеты или придумала стандартные макеты для каждого раздела, всегда может возникнуть нештатная ситуация, требующая особого решения. Скажем, на развороте сошлись полосы, сделанные по модели, но не совместимые в данном варианте: там и там по одному крупному материалу и большой фотографии индустриального характера… Макетирование, несмотря на свой вроде бы технический, вспомогательный характер, тесно связано с таким кардинальным понятием, как оформление. Первое, конечно, производно от него. Но порой сиюминутное может поломать даже изощренные наработки дизайнеров-профессионалов… Мне доводилось видеть самые разные макеты. В некоторых изданиях отношение к предварительному планированию полос упрощено до предела: макет — небольшой листок с названиями материалов, которые надо разместить на полосе. Сами полосы при этом столь подвижны, размеры шрифтов, колонок, иллюстраций так «гуляют», что необходимость в макете практически отпадает. В других редакциях, напротив, у верстальщика красивый, выполненный в цвете план, где все указано, как на мелкой карте: размеры шрифтов и колонок, заголовков и иллюстраций, при этом заголовки разбиты на строки… Четко обозначено начало материала и место вреза, подпись под снимком и авторская подпись…
Макетирование связано с планированием. Планирование же связано с другим масштабным явлением сегодняшнего дня — увеличением среднего объема газет, расширением тематики, дроблением материалов. Все меньше остается газет, составленных из крупных «кирпичей». А если отрешиться от идеальных схем и вспомнить, что многие редакции реализуют самую простую схему— импровизацию каждого номера, то понятно, насколько актуально это — учиться макетированию.
О пользе азбучных истин Вы стали ответственным секретарем, но еще не побывали на курсах по графическому дизайну и не знаете, что газета может делаться по модели и что выработка модели — долгий и кропотливый процесс… А газета должна выходить. Берите листок и рисуйте макет. При этом надо хорошо помнить практически одно правило, о котором можно прочесть, в «Справочнике журналиста»: «…лучше всего выбросить неудавшийся макет и, сообразуясь с наличием материалов, сделать новый». И так — добавлю — много раз. Тогда успех придет… За время своего существования газеты отработали несколько основных способов разверстки материалов. Каждый сотрудник секретариата о них в той или иной мере осведомлен. Принципиальное их отличие заключается в следующем: одинакова или неодинакова высота текстовых колонок в материале. Простая, прямоугольная верстка — это когда у материала все колонки одинаковы. Ломаная верстка — когда высота колонок разная и, таким образом, линия, отделяющая тексты на полосе, неровная, уступчатая.
Разновидностью прямоугольной верстки считается так называемая брусковая. Если учесть, что ширина колонок (при неизменной их высоте) может меняться, а в настоящее время это происходит сплошь и рядом, названный прием постановки материалов таков: заголовок всегда ставится на всю ширину набора, с минимальными боковыми отступами, чем как бы подчеркивается его, текста, прямоугольность. Компоновать такие «кирпичи» гораздо проще.
В приведенных примерах название верстки производно от способа постановки материала и выключки заголовка. Когда-то таких признаков было достаточно для определения стиля. Со временем, с повышением требований к композиции полосы, газетчики начали употреблять другие определения систем верстки.
Известное распространение имеет горизонтальная верстка, при которой большинство текстовых материалов имеют вытянутую по горизонтали форму — при неизменной высоте колонок, но, возможно, различной их ширине. Используется также прием, именуемый вертикальной версткой. Он производен от одного достаточно технического момента: считается, что оформители должны избегать «прорезов» полосы — сквозных, на всю ширину страницы линий из заголовков, иллюстраций, рубрик... Именно поэтому горизонтальная верстка в чистом своем варианте почти не используется; хотя бы одна колонка текста должна перекрывать возникающую зрительную горизонталь...
Запрет на «прорезы» возникает в связи с задачей, уже упоминавшейся здесь, — создавать яркие, динамичные и своеобразные композиции, а значит, избегать банальных прямоугольных построений. И лучше всего эта цель достигается с помощью асимметричной, или смешанной, верстки Если вернуться к проблеме крупных материалов (а подобные задачи, к сожалению, чаще всего возникают именно в «малоформатной» прессе), то здесь следует напомнить о «подвале». Постановка материала вниз полосы возможна на всю ширину страницы или ее часть (но не менее двух третей формата), и в зависимости от этого «подвал» будет полным или неполным. Различают также высоту «подвала»: он бывает высоким или низким; высокий — занимает треть полосы, низкий — не менее ее четверти. Все, что меньше, выглядит задавленно. Все, что «вырастает» выше упомянутой трети полосы, становится неэстетичным «бруском» и в секретариатах, как правило, осуждается. Говоря о «подвале», нельзя не вспомнить о газетном «чердаке». Так именуется по традиции верхняя часть полосы. В «чердак» тоже часто заверстывают крупные материалы, и он бывает высоким или низким, но требования к высоте у «чердака», гораздо строже: поставленный более чем на треть высоты, перетяжеленный «чердак», катастрофично скажется на внешнем облике страницы — раздавит все остальные материалы. Свои особенности макетирования имеет первая полоса. Ее внешний облик более стабилен, чем у остальных страниц, и это, с одной стороны, упрощает макетирование, а с другой — делает процесс планирования сугубо творческим: поиск нюанса, «изюминки» здесь особенно сложен. Необыкновенно важен каждый элемент — шрифт, иллюстрация, средства выделения в тексте, заголовки и подзаголовки… Впрочем, это тема несколько иного разговора, а в нашем случае надо учитывать естественное деление полосы на две части — верхнюю и нижнюю, ибо именно так, как правило, приходит газета к читателю. В верхней части, над сгибом, разрезающим полосу, должна остаться какая-то значительная, выразительная часть фотографии или коллажа, шапка полосы, афиша номера — чтобы привлечь внимание покупателя, остановившегося у газетного прилавка…
Для газеты в не меньшей степени, чем для журнала, важно то, как формируются ее развороты. Оставим вопросы, связанные непосредственно с оформлением за пределами данной статьи, напомним некоторые наиболее важные принципы верстки разворотов — исходя из сложившейся практики и традиций. Развороты строят как одно целое, то есть с учетом расположенных на смежных полосах материалов. Они могут быть схожими по тематике, а могут и различаться, но это не всегда важно. Хорошо будет выглядеть разворот, на котором соблюдены пропорции и ни одна сторона не перегружена иллюстрациями или текстами. Если это тематический разворот и, он, скажем, верстается без средника. Бывают развороты, составленные с нарочитой симметричностью материалов, это подчеркивает их тематическую однородность. Но чаще всего газетные «распашки» формируются асимметрично. Об особенностях постановки в номере иллюстраций можно сказать следующее. Верстка одной фотографии обуславливается, как правило, выбором места на полосе и тем, как она «смотрит»: лучше, если взгляд изображенного на ней человека обращен внутрь полосы; идущий или едущий также должен направляться в глубь страницы. Надо следить за тем, как фотоиллюстрация корреспондируется с заголовком размещенного рядом материала… Могут возникнуть неожиданные, нежелательные ассоциации (но здесь ответственность за них автор макета делит с редактором. В случае же, когда иллюстрация ставится на полосу в последний момент, ответственность целиком лежит на ответсекретаре или его помощнике). Подборку фотографий, например, репортажного характера лучше собрать в середине полосы — подчеркнуто сгруппировав. Кроме перечисленного, нужно уметь оформить тематическую подборку, полосу, разбить заголовок на строки, чтобы он не потерял в выразительности и смысле… И еще многое другое, что определяет облик газеты именно на уровне макета. Обучение секретариатчика грамоте требует немало времени. Ему надо постигать не только наработанные веками — буквально — правила макетирования газетных и журнальных номеров, но и индивидуальные особенности верстки родного издания…
Но это еще не вся азбука…
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |