КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция экономической мысли
Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми. В развитии предмета экономической теории условно можно выделить три этапа: экономия, политэкономия и экономикc (таб. 1). Таблица 1
Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) дал название науке – «экономия» (греч. «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - учение). В экономии Аристотеля уже рассматривались такие категории как стоимость, товар, цена товара, меновые отношения, функции денег и др. Предметом изучения было домашнее хозяйство, поместье рабовладельца. В раннем средневековье в связи с распространением христианства экономия Аристотеля постепенно превратилась в схоластику. Христианством труд объявлялся священным и богоугодным делом. Экономическая доктрина превратилась скорее в своды норм и правил общественной жизни, чем научное обобщение хозяйственной практики. Возникновение политэкономии связано с появлением первых экономических школ – «меркантилизма» и «физиократов». Под экономической школой понимают группу ученых, имеющих одинаковые или сходные взгляды на важнейшие проблемы экономической теории и обладающих общностью или преемственностью принципов и методов исследования. Первоначально возникла теоретическая школа – «меркантилизм» от итальянского «мерканте» - торговец, купец. Представители меркантилизма Т. Манн, Т.Б. Кольбер считали, что богатство – это золото, деньги, за которые можно купить всё. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото. Они считали, что основным источником богатства является обмен, торговля. В этот период экономической науке не были известны преимущества разделения труда и специализации. В одной стране, специализирующейся на производстве одних товаров, покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Выгода была очевидной. Один из представителей меркантилизма Антуан де Монкреньтье (1516 – 1627) экономической теории дал название «политическая экономия» (с греческого «искусство» управлять государством). Между тем, критики меркантилизма справедливо подметили, во время торговой сделки не возникает вообще никакого накопления созданное кем-то, оно только лишь перераспределяется в пользу покупателей. Когда обмен равноценен, обогащения не происходит. В результате появилось теоретическое учение физиократов, которое признавали в качестве источника богатства – ценности производства. Но физиократы ограничивали источник богатства только сельским хозяйством. Здесь затраты на обработку земли и посев зерновых окупаются увеличением продукции, получением дополнительного готового продукта. Ошибка физиократов заключалась в односторонности применении происхождении богатства, они упускали из вида ремесло, строительство и промышленность, где создаётся значительная доля чистого продукта. Наиболее обоснованные ответы на предмет изучения экономической науки дала классическая школа выдающихся английских экономистов А. Смита и Д. Риккардо. Они доказали, что природа, образно говоря, это «мать» богатства, а «отец» богатства – труд. Ввели понятие «общественное богатство» как совокупность материальных и культурных благ, созданных трудовой деятельностью человека. Они привели все многообразные блага к единому показателю стоимости. Источником стоимости является труд, капитал и земля. Предметом изучения классической политэкономии считается производство богатства, его распределение, обмен и потребление. Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки. Она поставила главные проблемы и предложила основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс в середине XIX в. создали новую школу, получившую название марксизм. Основной причиной отхода марксизма от классической школы заключается в том, что К. Маркс открыл так называемую прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается эксплуататорским классом. Поэтому одним из его важных предметов исследования служит классовое противостояние. Марксизм рассматривал законы развития капитализма и концепцию социализма которые оказали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1990-х гг. Параллельно с марксизмом сформулировалась теория маржинализма (от французского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер(1840-1921), Фридрих фон Визер(1851-1926), Е. Бём Баварек(1851-1914). Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа. Основателем ещё одного направления – кейнсианского является Джон Мейнард Кейнс(1873-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики. В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кенсианское и институционально-социологическое. Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен (род. 1912))) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)). Таблица 2 Предметы изучения различных экономических школ и течений,
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |