Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира 6 страница




М.М. Сперанский решил издать законы, для которых требовались определенные знания. Нужно было заставить людей повышать квалификацию (или учиться в университетах, или сдавать «экзамены на чин»). Чиновники должны были знать русский язык, один иностранный, владение основами естественного, римского, гражданского и уголовного права, иметь знание российской и зарубежной истории. Овладение основами естествознания, географии, математики, физики и химии. Законы 1809 г. подняли огромную бурю протестов, гораздо больше бурю, чем преобразования М.М. Сперанского насчет государственного строя. Эти «экзамены на чин» были смягчены, а затем отменены.

В 1811 г. получило силу закона подготовленное М.М. Сперанским общее учреждение министерств. Оно завершило реформу, начатую в 1802 г. Тогда коллегии были заменены министерствами. Но многое в них осталось от старых коллегий. Теперь же дела по каждому министерству решались единолично министром. Он назначался императором и лично перед императором отвечал за состояние дел в своем министерстве. Это общее учреждение устанавливало единообразие организации и делопроизводства министерств с другими органами власти. Министры теперь объединялись в Комитет министров. Его организационные основы окончательно были определены в 1812 г. В его состав вошли и председатель Госсовета, а председатель Госсовета стал и Председателем Комитета министров. Согласно закону 1812 г. Комитету министров полагалось рассматривать дела, по которым необходимо общее соображение и содействие, и в решение которых министр встретил сомнения. На практике Комитет выполнял и судебные функции, обсуждал законопроекты, которые император утверждал, не передавая их на обсуждение в Госсовет.

Комитет министров мог отменить решение Сената, а Сенат также претерпел реорганизацию. Сенат был разделен на 9 департаментов (к середине XIX в. их стало 12). Все они были под главенством генерал-прокурор. Решения Сената по судебным делам нередко оказывались неокончательными. Решения стал выносить Госсовет. Сперанский в 1811 г. предлагал принять закон о принятии решений Советом окончательным. К этому времени он подготовил проект нового преобразования Сената. Данный проект его и сгубил. Речь шла о разделении Сената на два: правительствующий и судебный. Состав судебного должен был частично назначаться императором, а частично избираться дворянством. Но это решение вызвало огромное сопротивление. Связано это было с тем, что Сенат оказался самым консервативным из всех органов существовавших в то время. В Сенате до проекта Сперанского была комиссия - Герольдия. Тогда Петр I посчитал, что наиболее близкие ему люди будут назначать на различные должности людей, которые соответствуют тому или иному положению. Вдруг эта Герольдия развалилась бы из-за Сперанского?!

Но удаление М.М. Сперанского не означало отказа Александра I от либеральной политики. В 1815 г. он даровал конституцию Царству Польскому. Российскую конституцию было поручено составить императорскому комиссару при польском правительстве Н.Н. Новосильцеву. Составленный графом Новосильцевым проект “Уставная грамота” предусматривал создание парламента, без одобрения которого монарх не мог издавать законы; предоставление свобод всем российским подданным, кроме крепостных и федеративное устройство государства. Но этот проект не был обнародован, и Александр I отказался от коренных преобразований.

Александра напугали военные революции в Италии и Испании. Ряд историков современных высказали мнение, что отказ от преобразований произошел в силу мнимой узости социальной опоры для них. Александр I боялся войти в конфликт с верхушкой правящей элиты. Правительство и общество разошлись, как никогда не расходились прежде. Была создана оппозиция правительственному курс. Марксисты оценивали её выступление как борьбу против самодержавия. Правящая элита, как показывает комплекс исторических документов, пыталась использовать восстание будущих декабристов в своих корыстных целях. Об этом говорит тот факт, что такой видный царский чиновник как военный губернатор Санкт-Петербурга генерал М.А. Милорадович не только знал, но и фактически руководил подготовкой того, что получит в дальнейшем наименование «восстание декабристов».

Российская империя во второй четверти XIX века

Император Николай I (1825 - 1855) с возрастом он всё более увлекался военными дисциплинами, парадами, маневрами. Складывается впечатление, что через парады он видел действительное состояние армии и страны. К демократии он относился отрицательно, всегда подчеркивал, что он убежденный сторонник абсолютизма. Складывается странная ситуация, выделяющая Россию на мировом уровне. Эпоха крайнего утверждения русской самодержавной власти завершается. Русский абсолютизм переживал кризис. Во 2-й четверти XIX в. стояла цельная фигура Николая I. Нет сложностей в этом мировоззрении. Своей главное задачей Николай I поставил сохранение самодержавного строя, но он понимал, что это невозможно без проведения некоторых преобразований, но они не должны менять существо политической системы. При этом никакого участия общества в реформаторской деятельности не допускалось. Николай I не собирался замечать духовную элиту общества, и все его действия были направлены на проведение бюрократических преобразований. Ещё Александр I много сделал по усилению централизации и бюрократизации госаппарата. Николай I продолжает это направление деятельности императора.

Ключевым органом в государственной структуре становится Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. Увеличилась численность чиновников в самой канцелярии. Утверждалось несколько отделений этой канцелярии. К середине XIX в. таких отделений было уже 6. По структуре и функциям данные отделения были министерствами, но они пользовались гораздо большими правами, чем министерства. Настоящие отделения контролировали деятельность министерств и являлись органами личной власти императора в министерствах. Одним из важнейших являлось 3-е отделение канцелярии. Это был орган политического сыска и следствия. Создано оно было по записке генерала А.Х. Бенкендорфа. Он был одним из самых ярких членов масонской ложи. Также он был ранее приятелем многих декабристов. Он подал в своё время на них донос Александру I. В 1826 г. начальник отделения генерал А.Х. Бенкендорф стал одновременно шефом специально сформированного корпуса жандармов. На пост шефа корпуса жандармов император назначал наиболее преданных людей, и первым начальником был А.Х. Бенкендорф. С 1844 г. его сменил граф В.М. Орлов. После него с 1856 по 1866 гг. - граф В.А. Долгоруков. Это была очень важная должность, потому что вся страна была разделена на несколько жандармских округов. Во главе каждого жандармского округа находились генералы. Они имели в своем распоряжении обширный штат подчиненных. Задачи 3-го отделения и корпуса жандармов были многообразны. Они осуществляли сыск и следствия по политическим делам, наблюдали за выпускаемой литературой, ведали вопросами, связанными с жизнями староверов и сектантов. Они же следили за иностранцами, приехавшими в Россию. Они же занимались крупнейшими уголовными преступлениями. В функции входило изучение положений крестьян и причин крестьянских волнений (общественное мнение, существующее в крестьянской среде). У них также была функция цензора. Они контролировали все стороны жизни страны. Предпринимались попытки поставить под жесткий контроль местную администрацию в лице губернаторов. Отсюда всевозможные укрепления вертикали власти. Власть губернаторов возрастает.

В 1796 г. в России насчитывалось 15 тыс. чиновников. В 1847 г. их было 61548 человек. Немереный размах получает коррупция и казнокрадство. Создаются специальные органы и по борьбе с коррупцией и казнокрадством. И Александр I, и Николай I пытались бороться с и коррупцией, и казнокрадством путем проведения государственных ревизий. Те же чиновники ставились во главе ревизий. Для этого было создано специальное Главное управление для борьбы с коррупцией и казнокрадством. По мысли Николая I необходимо было уверовать, что Российская Империя - островок законности и порядка.

Для создания видимости, что всё управляется по закону, проводится работа по кодификации законодательства. Решили вновь привлечь М.М. Сперанского. Работа была сосредоточена в двух канцеляриях. К 1830 г. М.М. Сперанским и его помощниками была выполнена большая работа по сбору архивов и других материалов. Сводом законов стали пользоваться как официальным кодексом. Николай I включил М.М. Сперанского в состав секретного Комитета, образованного 6 декабря 1826 г. для подготовки реформ в государственном управлении. Комитет разработал ряд проектов. Некоторые изменения, однако, были внесены лишь в систему местного управления. Центральное управление просуществовало в почти неизменном виде вплоть до 1917 г. Реформы 1801 – 1813 г. способствовали приспособлению политического строя России к новым социально-экономическим отношениям, укрепили высший центральный аппарат. Централизация и бюрократизация государственный аппарат способствовало задаче держания центральной власти. Засилье чиновничества в XIX в. Количество чиновников на душу населения было меньше, чем в других странах Европы на душу населения.

Не только политическая жизнь была интересна в России. Основой экономики России в 1 половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Россия называлась “житницей Европы”. Вывоз пшеницы с 1801 по 1860 гг. вырос в 4 раза. Отсюда вытекала заинтересованность помещиков в обеспечении стабильной торговли. К 1860 г. ежегодный вывоз хлеба из России достиг почти 95 миллионов пудов. Если сравнить данные, характеризующие вывоз из Северной Америки, и экспорт русского хлеба на западно-европейский рынок, то в 1830-е годы объем вывоза русского хлеба в Европу был на 186 % больше объема Северо-Американского, но в 40-е годы того же века - только на 48 %. В конкуренции с хлебом свободного американского хлеба, русский стремительно сдавал свои позиции. Для того, чтобы этого не было, Россия должна была улучшать структуру хлебного баланса. На территории России пшеница производится в основном в южных районах. Нужно было уменьшить площади, которые занимала рожь и увеличить количество посевов пшеницы, но пшеница давала меньший урожай, а то и давала нулевой урожай. Данные середины XIX в., относящиеся к помещичьим хозяйствам черноземного центра России показывает, что для большинства помещичьих хозяйств наращивать темпы производства сельскохозяйственной продукции было почти невозможно. Личный интерес барщинного крестьянина, обрабатывающего господское поле своим инвентарем, состоял в том, чтобы как можно меньше выкладываться в работе на помещика. Помещик был заинтересован в обратном. Но он не мог повышать требования к крестьянам. Это могло его лишить работника.

Именно этот конфликт лежит в основе кризиса крепостной системы. Бесплатный принудительный труд расточительный для общества в целом всегда выгоден тому, кто пожинает его плоды. Барщинная форма эксплуатации предусматривало обеспечение каждого крестьянина наделом земли, минимально необходимым скотом. В случае расширения помещиком своей запашки за счет крестьянских наделов, хозяйство крепостного крестьянина разорялось, и помещик опять-таки лишался работника. Это и была главная причина невозможности развития господского хозяйства по экстенсивному пути. Надо признать, что в 1 половине XIX в. часть помещиков обращалось к интенсивным методам, т.е. заводило рациональные хозяйства, покупало за рубежом технику, элитные семена, удобрения, прочитав в литературе, они пошли по европейскому пути развития сельского хозяйства. Но крепостные работники не владели новыми агротехническими приемами, не хотели и не пользовались машинами и новыми орудиями труда, для них элитные семена или химические удобрения были безразличны. Всё это крестьяне называли “барской придурью”. Нанимать же вольных работников было для помещика невыгодно и, как правило, не на что. Не было возможности даже у тех, кто хотел бы это сделать. К 1855 г. было заложено 65 % крепостных крестьян страны. Долг помещиков государству равнялся нескольким годовым бюджетам Российской империи.

Подобным образом проявилась тормозящая роль крепостного права. Верхи боялись лишиться опоры существования дворянства. С самого начала Александр I прекратил раздачу крестьян в частные руки, дальше последовали незначительные указы. Так, 1808 – 1809 гг. помещикам запрещалось продавать крестьян на ярмарках. 20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. К 1805 г. этим указом воспользовалось менее 0,5 % крепостных. Сделка оказывалась почти невозможной из-за большой кабальной цены. Указом 1801 г. дворянам, купцам, мещанам, казенным крестьянам было разрешено покупать землю. Правительство пошло на нарушение дворянской монополии на землю. В 1804 – 1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа распространялась только на крестьян-дворохозяев. Они получали личную свободу без земли. Но землю должны были арендовать у своих помещиков за барщину и оброк. В 1816 – 1819 гг. Александр I завершил крестьянскую реформу в Прибалтике. Вся земля осталась в собственности помещиков. Крестьяне не получали никаких земельных наделов, поэтому они попадали в полную экономическую зависимость от помещиков. В 1818 г. 12 сановников получили секретные поручения царя подготовить проект отмены крепостного права для русских губерний. Один из этих проектов подготовил А.А. Аракчеев. Он предполагал постепенный выкуп помещичьих крестьян в казну. В 1818 – 1819 гг. работал под руководством министра финансов Д.А. Гурьева, специальный секретный Комитет по подготовке проекта по освобождению крестьян. Александр I не решился реализовать ни один из предложенных проектов. Сановники боялись делать каких-либо серьезные предложения. Продолжателем линии брата в крестьянском вопросе выступает Николай I. Даже А.Х. Бенкендорф называл тогда крепостное право “пороховым погребом под государством”. Первая причина смертельной болезни была осознана императором и общественной жизнью.

В царствовании Николая I секретные комитеты по крестьянским делам возникают и исчезают один за другим. Одни из них были заняты проблемами в целом, другие разрабатывали частные аспекты. Важную роль играл комитет, созданный в 1835 г., в которой главную роль играл П.Д. Киселев. Он был главным советником императора в крестьянских делах. Его замысел состоял в проведении двуединой реформы. Сперва в отношении крестьян государственных, а затем помещичьих. Для выработки основ реформы государственной деревни было создано 5-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, а затем на его базе было основано Министерство государственных имуществ. В 1837 – 1841 г. реформа в основном была осуществлена. Изменилось управление казенными деревнями, население которого, составляло более 40 % всех крестьян России. Значительно увеличились наделы государственных крестьян.

Разработкой основ второй части двуединой реформы занимался Секретный Комитет 1839 – 1840 гг. Снова его возглавил П.Д. Киселев. Результатом деятельности Секретного Комитета явился указ от 2 апреля 1842 г. об обязанных крестьянах. Указ предусматривал выкуп на свободу через договоры помещиков и крестьян без представления крестьянам земельных участков.

Дальше работает Комитет 1846 г. Он обсуждает записку Министра внутренних дел Л.А. Перовского об уничтожении крепостного состояния в России. Автор предлагал фиксировать повинности крестьян инвентарями, признавать за ними право на движимую и недвижимую собственность.

Более продуктивным оказался Секретный Комитет 1847 г. Он поддержал предложение о разрешении крестьян выкупаться с публичных торгов, и на основе работ этого Комитета 8 ноября 1847 г. вышел соответствующий указ. Однако Комитет 1849 г. сформулировал новое предложение по этому вопросу, оформленного указом 19 июля 1849 г. Он подтверждал возможность выкупа с публичных торгов, но лишь с согласия помещика. Указ сужал возможности выкупа, предусмотренные предыдущим указом.

Все хлопоты оказывались пустыми. Боязнь недовольства резкими действиями правительства со стороны дворянской массы и надежды что русские помещики сами созреют, и захотят провести реформу, были главной тому причиной. В 1-ой половине XIX в. была проделана большая работа по разработке вариантов отмены крепостного права. Реально все эти проекты имели очень слабый результат. Поэтому решение крестьянского вопроса откладывается на 2-ую половине XIX в.

1-ая половине XIX в. была благоприятным периодом для развития российской промышленности. С 1804 г. в стране насчитывалось около 1200 мануфактур, фабрик, и т.д. В 1828 г. их было уже 1800, а в 1855 г. их число возросло до 2800. И количество занятых на них рабочих выросло приблизительно в 6 раз. Правительство неохотно шло на уступки предпринимателям.

Главным тормозом была нехватка рабочих рук. Предприниматели быстро поняли выгодность вольнонаемного труда. Началось освобождение прикрепленных крестьян и превращение их в рабочих. В 1804 г. в подразделениях обрабатывающей промышленности 32 % от всех работников были посессионными. В 1825 г. их удельный вес упал до 14 %. С 1825 – 1839 гг. прекратили действия 17 посессионных мануфактур. Сохранившиеся вплоть до середины XIX в. посессионные предприятия приспосабливались к новым условиям. Здесь расширяется свободный найм, вводятся коммерческие начала производства. Здесь правительство действует более решительно. Правительственный указ 1824 г. стал серьезным шагом на пути к ликвидации посессии. Предпринимателям давалось право с согласия комитета министров увольнять посессионных работников.

Дальше последовал указ 1835 г., который разрешил владельцам отпускать работников по паспортам. Наконец, закон 18 июня 1840 г., по которому объявлялось о ликвидации посессионной мануфактуры вообще. Это привело к тому, что в 1860 г. в обрабатывающей промышленности вотчинных рабочих насчитывается не менее 2000, тогда как посессионных около 12 тыс. человек. Это был очень важный шаг. Когда создавались промышленные предприятия, использовались современные оборудования. Россия позже других европейских стран вступает на путь промышленного переворота. Покупая оборудование самое современное, и устанавливая его на своих фабриках и заводах, предприниматели становились монополистами по производству своего товара.

К 1860 г. по сравнению с 1826 г. использование в российской промышленности иностранных машин возросло в 86 раз. Этот быстрый рост промышленности стал обгонять рост внутреннего рынка. Государство начало предлагать для основных товаров новые пути на внешних рынках. Растет товарооборот к середине XIX в. Растет внешне государственный оборот. Он превысил 430 тыс. руб. Организуется подготовки кадров. Был создан Мануфактурный Совет, проводились промышленные выставки, началось строительство железных дорог.

Правительство не ликвидировало крепостное право. К середине XIX в. идет обострение старых противоречий, связанных с неразрешенностью данного вопроса в России.

Российская империя во второй половине XIX века

 

Главное в преобразованиях в данное время – это то, что Александр II (1856 – 1881) оказался на престоле во время иных условий, чем другие императоры. И хотя после Петра I многие говорили о необходимости реформ, но так ничего и не сделали, а Александр II только вступив на престол, не заявив о своих намерениях, но был назван «царем-реформатором». 30 марта 1856 г. в речи перед дворянами он произнес известные слова, которые вошли во все учебники Отечественной истории: «Гораздо лучше освободить крестьян сверху, чем это произойдет снизу». Началась подготовка реформы, были использованы наработки времён Николая I. Здесь можно говорить об интенсивности и продуктивности реформ, целью которых была не только разработка, но и введение их в силу. Ф.И. Тютчев назвал эту эпоху «оттепелью», надеялись на невозвращение страны в «застой», писалось, что «гласность» – великое слово, другие верили, что наступает «перестройка» – всё это говорит о надеждах на правление Александра II.

Но Александру II было легче, чем предшественникам: от него ждали перемен. Не многие представляли, каким будет изменение страны, по сути дела, до этого многие понимали, что общество расколото, знали о кризисе, но мало кто понимал глубину этих явлений, ибо до этого принято было говорить о благополучии страны. По содержанию предстоящие реформы должны были быть буржуазными. Но социальной опорой государства являлись дворяне. Без их участия невозможна была любая политика, особенно в период реформ, но дворяне занимали критическую позицию в отношении реформ. А дворяне были не просто социальной опорой, они играли ключевую роль на всех государственных постах всех уровней, и крепостники представляли наиболее мощную и организованную силу в стране. Интересы меньшинства дворян, отстаивавших реформу, защищались либеральной интеллигенцией, вышедшей из правящей элиты: К.Д. Кавелин, А.М. Горчаков, Б.Н. Чичерин, братья Милютины. Краткий период подготовки реформ был их звездным часом, они продвинули свои идеи, либералы выступали за полное освобождение крестьян, либерализацию государства при сохранении монархии. Б.Н. Чичерин заявил, что цель реформ - «либеральные меры и сильная власть». Но мы должны понимать, что главная социальная опора либералов – буржуазия. Она должна существовать, она появляется в стране. Но говорить об опоре на русскую буржуазию нельзя. Она была слабой социальной базой либерализма и не смогла закрепиться в обществе.

Важнейшей силой на политической арене России выступало крестьянство. В период подготовки реформ наблюдается рост крестьянских волнений. Это позволило в советской историографии говорить о связи их с отменой крепостного права. Но, выступления крестьян были не на столько сильны, чтобы оказать воздействие на правительство. Гораздо опаснее представлялась мощь иррациональной крестьянской стихии. В это время среди крестьян распространяются слухи, о том, что если они выполнят какие-либо условия, то у них будет «воля». Например, если крестьяне переселятся в Крым, или если они перестанут пить алкогольные напитки, то они заслужат «волю» у царя. Под словом «воля» понималась «вся земля, царь заступник и никакого начальства». Их стремления заключались в распространении общинной уравнительности на всё общество. Но, если вдуматься в смысл этого предложения, то получается патриархальный, догосударственный идеал, а он не был достижим. Так как успех крестьян в борьбе за землю и волю означал бы крах государственности, которая уже существовала, а создать свою государственность крестьяне уже бы не смогли, поэтому деятельность крестьянских организаций, ставивших вопрос о земле главным, обрекалась на неудачу. Поэтому аграрный вопрос в России имел другое содержание: как помочь крестьянам войти в современную цивилизацию. Нужно было говорить об уменьшении сборов с крестьян, о подъеме культуры и производительности.

Интересы крестьян, как им казалось, выражали крестьянские демократы – А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. В их планах было решительное уничтожение крепостного права. Но часто в их работах не учитывались интересы помещиков и государства. Важнейшей задачей они считали совершенствование законов и подъем просвещения. В период подготовки реформ среди идеологов крестьянства лидировали демократы-просветители. К сожалению, часто при разборе работ А.И. Герцена руководствуются не знанием данных работ, а оценками ленинских времен, когда считалось, что «Герцен звал Россию к топору», хотя на самом деле он считал, что в будущей России должны быть все элементы современной деятельности. Н.Г. Чернышевский приоритетным считал содействие исполнению всеобщего желания – отмену крепостного права в 1888 году. То, что нашли у них их последователи, это то, что они захотели найти, а не то, что было реально в их работах. Поэтому А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский были известны со слов Ленина, а книга Н.Г. Чернышевского «Что делать?» была для Ленина книгой, которая его «перевернула» и сделала революционером. Они выступали за организацию всенародного натиска на самодержавие с целью принудить его к преобразованию. Это основывалось на предполагаемой их близости к крестьянству. Свободное крестьянство может открыть путь к социализму, и Герцен связывал будущее страны с крестьянским социализмом, а Чернышевский считал, что все слои должны работать в направлении просвещения масс. В этой ситуации подготовка к реформам оказалась под острыми критическими взглядами самых разных социальных сил. Разные политические деятели, представители всевозможных сословий и групп по-всякому видели то, какими должны быть реформы и, соответственно, они же сличали свои планы с тем, что предполагалось сделать реально.

После проведения реформ большая часть населения осталась недовольна. Крестьяне говорили о подмене грамот, помещики были недовольны перспективой остаться без работников, буржуазия была недовольна, ибо реформы не давали простора для её деятельности, и, разумеется, была недовольна интеллигенция. Больше всего была недовольна радикальная интеллигенция, считавшая, что нужно бороться за свержение царского самодержавия, недовольна была и демократическая интеллигенция, которая считала реформы лишь первым шагом к освобождению народа. Кроме того, нужно отметить, что в каждой из реформ таились не только возможности, но и скрытые первоначально опасные элементы, поэтому незнание российского общества реформаторами привело к тому, что реформы оказались под огнем всеобщей критики. И вот получилось так, что большая часть добрых слов о реформах и о царе-реформаторе – слова, сказанные лишь накануне реформ. Когда же началось проведение реформ, то больше было критики и недовольства, и это немаловажный показатель. Был сделан значительный шаг вперед, подготовка и реализация реформ – во многом переворот в стране. Глубокую характеристику дал В.О. Ключевский: «Реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению. Ещё менее были подготовлены умы к их восприятию, но более всего положение осложнялось необходимостью одновременного исполнения реформ. Быстро менявшееся общество не поддавалось сознательному руководству. Личность теряла устойчивость, способность предусматривать последствия своих поступков и сложилось положение, с которым не в силах были справиться. Александр II совершил великую, но запоздалую реформу России. В величии реформы – великая историческая заслуга императора, в запоздалости – великое историческое затруднение русского народа».

Каковы же последствия реформ для страны? Получили реформаторы то, чего они ожидали? Пореформенное развитие было неоднозначным, даже непредсказуемым. Рост посевных площадей и производства свидетельствовал об общем росте. Но интенсивность сельского хозяйства была низкой, поэтому урожай и потребление продуктов были в четыре раза ниже, чем на Западе. В 1880-е гг. по сравнению с 1850-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт увеличился в 4,5 раза. Россия вышла на первое место по экспорту зерна, и с 1877 г. внешнеторговый баланс России стал активным. Но достигнуто это было принудительными мерами, различные платежи крестьян составляли 56 % государственного бюджета, и развернувшаяся в стране индустриализация во многом осуществлялась за крестьянский счет. Значительная часть разорившихся крестьян втягивалась в промышленность. Всё это входило в планы реформаторов.

Но совершенно неожиданно для них в обществе усилился раскол, обострявшийся с каждым днем. Крестьяне, сохранившие свой уклад, и те, кто ушёл в город, смертельно ненавидели купцов, скупщиков, т.е. удачливых предпринимателей, тех, кого называли «кулаками». Об этимологии слова кулак существуют разные версии. Это и

– Труженик, который не успевал дойти до подушки, и клал под голову кулак.

– Есть люди, которые своей пятернёй готовы всё захватить и не разжимают, всё становится их собственностью, зажимается в кулак.

– Человек зажавший «на опохмел».

Литература конца XIX в., несла в массовое сознание представление о богаче, как о злодее. Духовная элита оказалась не в состоянии освоить новое явление. Чего совсем не ожидали реформаторы, так это возрождения общинных идей у крестьянства. У крестьян была склонность сохранить древние формы жизни, сохранить общинные уравнительные переделы земли и распределение разверстки. Реформы вызвали очередной раскол общества. Внутри крестьянства идёт определенная конфронтация, которая будет усиливаться, особенно когда её подтолкнёт П.А. Столыпин. Тогда распространился слух о «черном переделе», крестьянский глаз с вожделением смотрел на помещичьи поместья. Но это не стало бы решением проблемы или незначительное решение только на небольшое время.

Многие дворяне не смогли перестроиться на буржуазный лад, к 1877 г. их площади уменьшились на 30 %, а к 1910 г. на 55 %. Но и для крестьян рост производительности не был самоценным, они не понимали, что можно увеличить производительность своего участка земли, и при появлении средств, тратили их на покупку земель, а не техники и удобрений. В собственности общин в 1877 г. находилось 6,3 % всей частной земли. А в 1910 г. уже 25 %. И к этому времени (вместе с надельной) крестьяне пользовались и владели 70 % всей обрабатываемой земли, но при этом их враждебность к помещикам не ослабевала, поэтому крестьянин неуклонно шёл к торжеству догосударственного идеала, которое как казалось, наступило в 1917 г.

Реформа создала специфический источник накопления капитала. В 1866 - 1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков и обществ взаимного кредита. Ещё в 1860 г. был организован Государственный банк, сложилась система коммерческого обмена. В пополнении банка стали участвовать крупнейшие европейские банки. Система коммерческого кредита была внедрена за несколько лет. Иностранные займы и прямые инвестиции шли, прежде всего, на железнодорожное строительство, которое приносило огромные прибыли. Поэтому наблюдается бум железнодорожного строительства. За 20 лет выросла в 10 раз протяженность железных дорог, грузооборот в 6 раз, увеличился экспорт хлеба, решались задачи военно-стратегического порядка, создавалась производственная инфраструктура, инициировалось развитие промышленности. Там, где прокладывались железные дороги, там начиналось промышленное строительство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.