КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Основные формы международного бизнеса
В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся: - лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента; - сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров; - контракт-менеджмент - передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента; - франчайзинг – выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки; - стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения "эффекта масштаба", либо с другими целями; - совместное предприятие – одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями; - многонациональная компания – наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля. Формой международного бизнеса являются предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Организация и деятельность компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, но зарегистрированных по российскому законодательству, определяются законодательством нашей страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству. Эти компании вынуждены практически «врастать» в экономику страны базирования. Они не могут избежать взаимоотношений с российской кредитно-банковской системой, налоговыми органами, с национальными поставщиками энергоресурсов и т.д. Если говорить о преимуществах данной организационной формы ведения международного бизнеса, то следует отметить, что практически любой бизнесмен предпочитает полностью владеть предприятием в другой стране, поскольку в этом случае упрощается контроль за его работой и нет необходимости делиться прибылью с кем-либо. До тех пор, пока нет других совладельцев, руководство свободнее в принятии мер, которые неоптимальны для конкретных операций в конкретной стране, но наилучшим образом работают на пользу компании в целом. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам, как и совместные предприятия, могут создаваться путем регистрации новой компании или путем приобретения местных предприятий, имущественных комплексов, в том числе и в процессе приватизации. Следующей формой международного бизнеса являются представительства, филиалы иностранных юридических лиц. За рубежом рассмотренные выше предприятия с иностранными инвестициями в случае, если они созданы транснациональными корпорациями, обычно называются зарубежными филиалами (англ. foreign affiliates) материнских компаний. К филиалам помимо организационных форм с закреплением юридического статуса относятся и отделения, в российской терминологии соответствующие представительствам. Отделение (англ. branch, division) хотя и регистрируется в зарубежной стране, но не имеет самостоятельного баланса, его баланс включается в состав баланса материнской компании. Отделение отвечает по обязательствам материнской компании (она также отвечает по обязательствам отделения), полностью (на 100%) принадлежит материнской компании и не является юридическим лицом. Отделения, организованные фирмами за рубежом, традиционно не включают в прямые (и вообще в зарубежные) инвестиции, хотя они владеют и управляют собственностью за рубежом. Под постоянным представительством иностранного юридического лица с точки зрения российского законодательства понимается филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое место регулярного осуществления деятельности, связанное с представлением своих интересов или интересов других юридических лиц и осуществлением деятельности по извлечению дохода на территории соответствующей страны, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции. Следовательно, постоянное представительство - это регулярная деятельность иностранного юридического лица посредством своего обособленного подразделения на территории РФ, приводящая к возникновению объекта налогообложения прибыли (дохода). Термин “постоянное представительство” применяется для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Главное достоинство рассматриваемой формы организации международного бизнеса заключается в том, что материнская компания может полностью контролировать деятельность представительства (филиала). Но эта форма сопряжена с достаточно большой степенью риска и обязательств, недостатком является и невозможность привлечь местных партнеров и их капиталы. Обычно ею пользуются на рынках с наивысшим потенциалом. Крупные транснациональные компании предпочитают, как правило, создавать в странах с бурно развивающимся рынком филиалы, находящиеся в их полной собственности. Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и на 100% принадлежащие иностранному инвестору) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом надо отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами компаний с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели ставятся при создании компании, каким видом бизнеса она собирается заниматься, от числа учредителей, размера уставного капитала и т.п. Принятая в мировой практике терминология, отражающая организационные формы ведения международного бизнеса: Joint venture - совместное предприятие. Joint stock company - компания, акции которой котируются на фондовой бирже. Public company - публичная компания. Компания, имеющая разрешение на продажу акций широкой публике с целью привлечения капитала. В Великобритании каждая публичная компания должна иметь минимум 50000 фунтов уставного капитала и обозначение “Public Limited Company “ (PLC) после названия компании. Limited - ограниченная ответственность акционеров. Обозначение частной или публичной компании с ограниченной ответственностью. Limited partnership - ограниченное партнерство. Партнерство, состоящее из ведущих партнеров без ограниченной ответственности и партнеров с ограниченной ответственностью (коммандитное товарищество). Partnership - партнерство, товарищество. Объединение, включающее в себя, как правило, от двух до двадцати членов, занимающееся тем или иным видом деятельности с целью получения прибыли. Company limited by shares - наиболее распространенная форма компании (акционерные общества), ответственность акционеров которой (в случае банкротства компании) ограничена номинальным количеством акций, принадлежащих акционерам (внесенным капиталом). Private limited company (LTD) - частная компания с ограниченной ответственностью, без права выпуска акций на рынок. Ответственность акционеров ограничена внесенным капиталом. Такая компания может включать, как правило, до пятидесяти членов. Holding company - холдинговая компания. Компания, владеющая контрольным пакетом акций другой компании (более 50%). Subsidiary company - дочерняя компания. Компания, контрольным пакетом акций которой владеет другая компания. Аssociated company, associate - ассоциированная (зависимая) компания, отличающаяся от дочерней тем, что находится под более слабым контролем материнской компании, так как той принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). Corporation - корпорация. Крупная компания с несколькими дочерними компаниями. Consortium - консорциум. Объединение независимых компаний с целью выполнения определенного контракта или проекта. Conglomerate - конгломерат. Объединение большой группы компаний, часто международных, с различными профилями. Multinational corporation (MNC) - транснациональная (многонациональная) корпорация
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |