Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дипломатическое право

ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

Международное право регулирует взаимоотношения между свои­ми субъектами — государствами, международными организациями, конфедерациями, международными органами и иными международ­ными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привиле­гиями.

Совокупность международно-правовых норм, регулирующих пред­ставительство субъектов международного права в международных от­ношениях, участниками которых они являются, и составляет то, что следует именовать собирательно правом внешних сношений.

Дипломатическое право — это институт общего международного права, регулирующий представительство государства в его взаимоот­ношениях с другими государствами и некоторыми международными институциями, в частности международными организациями универ­сального характера.

Дипломатическое право возникло и развилось как обычное право в практике взаимоотношений между государствами, долгое время яв­лявшимися единственными субъектами международного права.Они иныне осуществляются специальными органами внешних сношений, направляемыми одним государством в другое, чтобы представлять по­сылающее государство в принимающем.

Такими органами внешних сношений являются постоянные дип­ломатические представительства, учреждаемые по взаимному согла­сию государств, и специальные (временные, ad hoc) миссии, направ­ляемые государством в другое государство также по их взаимному со­гласию для выполнения определенной задачи, согласованной посыла­ющим и принимающим государствами (главным образом для ведения переговоров).

Нормы, относящиеся к постоянным дипломатическим представи­тельствам и к специальным миссиям, кодифицированы ныне в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвен­ции о специальных миссиях 1969 г.

Функции дипломатического представительства состоят, в частнос­ти:

в представительстве посылающего государства в государстве пре­бывания;

в защите в государстве пребывания интересов посылающего государства (в пределах, допускаемых международным правом);

в ве­дении переговоров с правительством государства пребывания (в ши­роком смысле — с главой государства и правительства, с министерст­вом иностранных дел и другими компетентными органами);

в выясне­нии всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них посылающему государству;

в поощре­нии и развитии дружественных отношений между посылающим и при­нимающим государствами во всех сферах их взаимоотношений.

 

В состав дипломатического представительства может входить дип­ломатический персонал — лица, имеющие дипломатический ранг (со­ветник-посланник, советник, первый, второй и третий секретарь, атта­ше, секретарь-архивариус), военный, военно-морской и военно-воз­душный атташе, а также административный и обслуживающий пер­сонал.

В состав специальной миссии может также входить дипломатичес­кий, административно-технический и обслуживающий персонал.

Порядок назначения членов дипломатического, административно- технического и обслуживающего персонала и их численный состав определяются по соглашению между посылающим и принимающим го­сударствами. Принимающее государство может в любой момент объ­явить члена дипломатического персонала persona non grata — лицом, не пользующимся его расположением, а члена иного персонала — лицом неприемлемым, т.е. требовать отзыва таких лиц посылающим государством из состава представительств или специальной миссии.

Поскольку дипломатическое представительство или специальная миссия осуществляют свою деятельность на территории принимающе­го государства, они с учетом их представительного характера и функ­ций должны пользоваться иммунитетом от его юрисдикции. То же касается и их персонала.

К числу иммунитетов дипломатических представительств и специ­альных миссий относятся, в частности:

неприкосновенность их помещений; иммунитет таких помещений и находящегося в них имущества, а также средств передвижения от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

неприкосновенность архивов и документов в любое время и неза­висимо от их местонахождения.

Иммунитетом от юрисдикции принимающего государства пользу­ется также имущество, права и интересы, которыми дипломатические представительства и специальные миссии владеют и пользуются на территории принимающего государства.

К числу иммунитетов дипломатических агентов (глава дипломати­ческого представительства и члены его дипломатического персонала), представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала относятся, в частности:

неприкосновенность их личности (не подлежат аресту или задер­жанию в какой бы то ни было форме);

неприкосновенность личного помещения, бумаг, корреспонденции и имущества;

иммунитет от уголовной и (с некоторыми исключениями) от граж­данской и административной юрисдикции государства пребывания.

Члены административно-технического персонала пользуются им­мунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и им­мунитетом от гражданской и административной юрисдикции в отно­шении их действий, совершенных при исполнении ими своих обязан­ностей.

Указанные иммунитета предоставляются также членам семей пользующихся иммунитетами лиц, живущим вместе с ними.

Кроме иммунитетов дипломатические представительства и специ­альные миссии (и члены их персонала) пользуются в соответствии с международным правом также определенными привилегиями.

Привилегии — это некие льготные условия деятельности иностран­ных представительных органов (и их персонала), которыми обычно не пользуются национальные юридические или физические лица и которые учитывают официальный международно-правовой статус таких органов и предоставляются им на взаимных началах в целях содейст­вия успешному осуществлению ими своих функций и правомочий.

Такими привилегиями являются, в частности:

право представительных органов иностранного государства сво­бодно поддерживать сношения для всех официальных целей с прави­тельством посылающего государства и с его другими зарубежными органами внешних сношений всеми подходящими средствами, вклю­чая дипломатических курьеров, закодированные или шифрованные де­пеши, а также с согласия государства пребывания пользоваться радиопередатчиком и другими электронными средствами связи;

освобождение представительных органов от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений, занимаемых этими органами, кроме платы за конкретные виды обслуживания;

право ввозить с освобождением от всех таможенных пошлин, на­логов и сборов (за некоторыми исключениями) предметы, предназначенные для использования представительством; право представительства и его главы вывешивать флаг и эмблему посылающего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, и на средствах передвижения, которыми поль­зуется глава представительства.

Дипломатические агенты, представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала поль­зуются, в частности, следующими привилегиями:

свободой передвижения по территории государства пребывания (с предусмотренными исключениями);

освобождением от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за неко­торыми исключениями);

освобождением от всех трудовых и государственных повинностей,.независимо от их характера, а также от военных повинностей (таких, как реквизиции и военный постой);

правом ввоза с освобождением от таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования указан­ных лиц и членов их семей;

освобождением от досмотра личного следующего с ними багажа, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, запрещенные для ввоза или вывоза.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Негосударственная (международная) территория | Консульское право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.