Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики проведения фенологических наблюдений

Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук ( 1867~1918). В1902г. он издал учебник «Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания».

Ученый разделял мысли А.Я. Герда о том, что в младших классах дети должны получать знания о природе как едином целом. При этом основное внимание должно уделяться прин­ципам доступности и наглядности. Ведущими методами обучения Л.С. Севрук считал беседу и рассказ. Причем данные методы, по мнению ученого, должны быть тесно связан­ные с наглядными методами обучения. К наглядным методам обучения Севрук Л.С. относил также проведение опытов самими учащимися. В то время это было единственное методическое руководство по курсу есте­ствознания, в котором сохранялось правило «от неживого к живому».

Разработкой содержания образования в начале XX в. за­нимался известный методист-естественник Иван Иванович Полянский (1872-1930). Он считал, что материалом для первоначального курса природоведения должно быть то, что окружает ребенка (окружающие школу деревья, разводимые человеком растения, домашние животные, на­блюдаемые поблизости пласты земли и камни, соседний ру­чеек и т.п.) и лишь постепенно, по мере умственного развития ребенка можно переносить его воображение к дальним странам.

В 1904 г. И.И. Полянский издал учебник природоведения для начальной школы «О трех царствах природы». В данном учебнике были реализованы взгляды педагога на начальное естествен­но-научное образование. В содержание начального естество­знания Полянский ввел изучение неживой природы, ботани­ки и зоологии. Педагог указывал, что от изучения отдельных предметов природы дети должны переходить к изучению природных явлений, а затем – к выявлению причинно-след­ственных связей между ними.

В его книге «Методика начального естествознания» (1917 г.) большое внимание уделялось раз­витию познавательных процессов младших школьников на уроках естествознания. Важным условием развития логиче­ского мышления детей ученый считал накопление фактиче­ского материала в первых двух классах школы. Этому долж­ны способствовать предметные уроки с натуральными природными объектами. И.И. Полянский предлагал ор­ганизовывать эти уроки так, чтобы дети становились в роли открыва­телей (сами бы наблюдали, сами бы говорили, что они видят, и сами бы п ри содействии учителя доходили до объяснения наблюдаемого, не узнавая предварительно из книги или со слов учителя). Причем Полянский И.И.утверждал, что это основное условие с первых шагов изуче­ния природы. (Полянский И.И. Избранные пед.труды./Под ред. Б.Е. Райкова. — М., 1962.).

Большое внимание И.И. Полянский уделял разработке различных форм организации учебного процесса.Основной формой он считал уроки, которые подразделял на несколько типов:

– уроки изучения нового материала,

–предметные,

– обоб­щающие.

И.И. Полянский указывал, что домашние задания должны быть дополнением к урокам.

Важной формой изучения естествознания наряду с уро­ком он считал экскурсию. По мнению педагога, кругозор наблюдений во время экскурсий должен постепенно рас­ширяться, и к коротким выходам из школы должны при­соединяться экскурсии более отдаленные. На экскурсиях изучается как природа местности, так и различные сторо­ны человеческого быта и знаний.

Огромное значение И.И. Полянский придавал внеурочным наблюдениям за сезонными изменениями в природе. В его книге «Сезонные явления природы» было дано описание фенологических явлений, раскрыты их смысл и значение. Материал книги подавался живо и интересно, призывая к проведению фенонаблюдений в окружающей природе.

Таким образом, И.И. Полянский поднял и частично решил новые проблемы:

· о развитии познавательной деятельности младших школьников,

· о классификации и взаимосвязи раз­личных форм учебных занятий.

В период с 1901 по 1917 г. особенно ярко проявилась дея­тельность известного методиста Валериана Викторовича Половцова (1862-1918). Ему принадлежит заслуга внедре­ния в русскую школу биологического направления.

В.В. Половцов выделил два положения, характеризующих «биологический метод»: «формы должны быть изучаемы в связи с отправлениями, образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания». По существу, эти требования были началом экологического образования школьников. (Полянский И.И. Методика начального естествознания. – СПб., 1917.).

Впервые в истории Петербургского университета В.В. По­ловцов начал читать для студентов лекции по курсу методики естествознания. Они были изданы в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания». Эта книга служи­ла руководством к работе для большинства русских педагогов-естественников. В ней автор предлагал при изучении естест­вознания раскрывать природные связи и отношения, доступ­ные для наблюдения учащихся данного возраста.

Интересен опыт создания учебных пособий для младших школьников известным методистом В.П. Вахтеровым. Его книги для чтения «Мир в рассказах для детей» предназнача­лись для самостоятельного изучения и требовали проведения наблюдений в природе и постановки простейших опытов.

В.П. Вахтеров придерживался взглядов К.Д. Ушинского и А.Я. Герда и боролся против формализма в образовании. Много внимания методист уделял развитию познавательной активности детей при обучении естествознанию. В его основ­ном труде «Предметный метод обучения» (1907) содержатся требования к использованию наглядных пособий, проведе­нию предметных уроков и экскурсий.

Большое значение для развития методики имел выход в 1916 году книги «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» К.П. Ягодовского. Книга содержала теоре­тическую и практическую часть и служила методическим руководством для учителей начальной школы.

Однако внедрение передового опыта преподавания естест­вознания в массовую школу было затруднено. При составле­нии программ и учебников зачастую не учитывались психо­логические особенности младших школьников. Материал был сложен для понимания, оторван от жизни.

В.П. Вахтеров говорил о педагогике начала века как о «по­ле брани», на котором вели борьбу самые разнообразные педагогические системы. Это приводило к появлению совер­шенно противоположных направлений в преподавании естествознания. Кризис педагогики отражал состояние общества в целом накануне революции 1917 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первый период развития методики естествознания | Большинство природоведческих представлений и понятий должно было формироваться непосредственно в при­роде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.