Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трение в машинах




Процессы старения, протекающие в поверхностных слоях сопряжений

Основной причиной износа и повреждения машин приводящих их к старению, является трение, как результат сочетания различных видов взаимодействия механических, механохимических и механо-электрических процессов, возникающих при относительном перемещении тел.

Виды трения в машинах могут быть классифицированы по не­скольким признакам.

В таблице 3.3. приведена классификация наиболее часто встре­чающихся видов трения.

Дадим определения основным видам трения в машинах, исходя из признака наличия смазки.

Трение без смазки (сухое) - трение при отсутствии введённых смазывающих веществ на трущихся поверхностях.

Граничное трение - трение в условиях тонких слоев смазки (0.1 мкм и менее), когда смазка обладает свойствами, отличными от объ­ёмных (коэффициент трения снижается по сравнению с сухим трени­ем в 2-10 раз).

Жидкостное трение - трение, при котором между трущимися поверхностями имеется смазочный слой, и поверхности не соприкаса­ются.

Газовая смазка (на газовой подушке) - поверхности трения раз­деляет слой газа (в большей части воздух).

Кроме этих основных видов трения имеются промежуточные, например, полусухое, полужидкостное и др.

Влияние смазки на интенсивность изнашивания пар трения об­щеизвестно. При сухом трении имеет место наибольшая скорость из­нашивания, так как здесь создаются условия для возникновения молекулярного взаимодействия и таких явлений, как повышение темпе­ратуры, концентрация давлений на отдельных участках, что интен­сифицирует процесс разрушения поверхностных слоев. При работе деталей машин стремятся избежать сухого трения.

Наиболее желательные с точки зрения предотвращения износа, жидкостное трение или газовая смазка. Жидкостное трение, при ко­тором трущиеся поверхности полностью разделены слоем смазки, может быть обеспечено двумя основными методами: гидродинамиче­ским и гидростатическим (подача смазки под давлением).

Однако жидкостное трение обладает рядом недостатков. Во-первых, оно связано с существенным усложнением конструкции сис­темы смазки. Во-вторых, наличие масляного слоя между поверхно­стями, величина которого зависит от коррозии, может нарушить точ­ность перемещения узла.

В последние годы появились высокооборотные узлы, где по­верхности разделяет слой воздуха, который служит смазкой.

Наиболее характерным для большинства узлов трения является граничное трение, когда слой смазки не превышает 0,1 -0,2 мкм. В этом случае на трение и износ оказывает влияние, как характеристи­ки сопряжённых материалов, так и свойства смазочного слоя. Следу­ет учитывать, что и сама тонкая масляная плёнка, нанесённая на ме­талл, с течением времени изнашивается, теряет свои антифрикцион­ные свойства.

 

Таблица 3.3 – Классификация видов трения.

Признак Виды трения Схема
Кинематика движения Трение I рода (скольжение)     Трение II рода     Трение верчения
Наличие смазки Жидкостное Схема Нагрузка на микровыступы
Граничное
Сухое
Служебные характеристики надежности Нормальное и патологическое    

 

Влияние вида трения на условия взаимодействия микровыступов сопряжённых поверхностей схематично показано в таблице 4. При жидкостном трении каждый участок поверхности нагружен постоян­ным давлением, не изменяющимся при относительном перемещении поверхностей, т.е. статической нагрузкой. Эта нагрузка не в состоя­нии разрушить микровыступы, так как возникающие напряжения на­ходятся в области больших запасов прочности.

При граничном трении, хотя и происходит перераспределение внешней нагрузки, но имеется более нагруженные зоны в месте сближения микровыступов коэффициент асимметрии цикла r = σminmax →1, из-за выравнивания эпюры давлений и поэтому ин­тенсивность разрушения микровыступов значительно снижается. При сухом трении имеет место непосредственный контакт микровы­ступов и нагрузка концентрируется в отдельных зонах. При относи­тельном перемещении напряжений в микровыступах может падать до нуля (σmin = 0) и коэффициент асимметрии цикла равен нулю или имеет малую величину. Здесь создаются условия для усталостного разрушения или пластической деформации микровыступов, что и приводит к усталостному или абразивному, а при наличии окисных плёнок - к окислительному изнашиванию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.