КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трение в машинах
Процессы старения, протекающие в поверхностных слоях сопряжений Основной причиной износа и повреждения машин приводящих их к старению, является трение, как результат сочетания различных видов взаимодействия механических, механохимических и механо-электрических процессов, возникающих при относительном перемещении тел. Виды трения в машинах могут быть классифицированы по нескольким признакам. В таблице 3.3. приведена классификация наиболее часто встречающихся видов трения. Дадим определения основным видам трения в машинах, исходя из признака наличия смазки. Трение без смазки (сухое) - трение при отсутствии введённых смазывающих веществ на трущихся поверхностях. Граничное трение - трение в условиях тонких слоев смазки (0.1 мкм и менее), когда смазка обладает свойствами, отличными от объёмных (коэффициент трения снижается по сравнению с сухим трением в 2-10 раз). Жидкостное трение - трение, при котором между трущимися поверхностями имеется смазочный слой, и поверхности не соприкасаются. Газовая смазка (на газовой подушке) - поверхности трения разделяет слой газа (в большей части воздух). Кроме этих основных видов трения имеются промежуточные, например, полусухое, полужидкостное и др. Влияние смазки на интенсивность изнашивания пар трения общеизвестно. При сухом трении имеет место наибольшая скорость изнашивания, так как здесь создаются условия для возникновения молекулярного взаимодействия и таких явлений, как повышение температуры, концентрация давлений на отдельных участках, что интенсифицирует процесс разрушения поверхностных слоев. При работе деталей машин стремятся избежать сухого трения. Наиболее желательные с точки зрения предотвращения износа, жидкостное трение или газовая смазка. Жидкостное трение, при котором трущиеся поверхности полностью разделены слоем смазки, может быть обеспечено двумя основными методами: гидродинамическим и гидростатическим (подача смазки под давлением). Однако жидкостное трение обладает рядом недостатков. Во-первых, оно связано с существенным усложнением конструкции системы смазки. Во-вторых, наличие масляного слоя между поверхностями, величина которого зависит от коррозии, может нарушить точность перемещения узла. В последние годы появились высокооборотные узлы, где поверхности разделяет слой воздуха, который служит смазкой. Наиболее характерным для большинства узлов трения является граничное трение, когда слой смазки не превышает 0,1 -0,2 мкм. В этом случае на трение и износ оказывает влияние, как характеристики сопряжённых материалов, так и свойства смазочного слоя. Следует учитывать, что и сама тонкая масляная плёнка, нанесённая на металл, с течением времени изнашивается, теряет свои антифрикционные свойства.
Таблица 3.3 – Классификация видов трения.
Влияние вида трения на условия взаимодействия микровыступов сопряжённых поверхностей схематично показано в таблице 4. При жидкостном трении каждый участок поверхности нагружен постоянным давлением, не изменяющимся при относительном перемещении поверхностей, т.е. статической нагрузкой. Эта нагрузка не в состоянии разрушить микровыступы, так как возникающие напряжения находятся в области больших запасов прочности. При граничном трении, хотя и происходит перераспределение внешней нагрузки, но имеется более нагруженные зоны в месте сближения микровыступов коэффициент асимметрии цикла r = σmin/σmax →1, из-за выравнивания эпюры давлений и поэтому интенсивность разрушения микровыступов значительно снижается. При сухом трении имеет место непосредственный контакт микровыступов и нагрузка концентрируется в отдельных зонах. При относительном перемещении напряжений в микровыступах может падать до нуля (σmin = 0) и коэффициент асимметрии цикла равен нулю или имеет малую величину. Здесь создаются условия для усталостного разрушения или пластической деформации микровыступов, что и приводит к усталостному или абразивному, а при наличии окисных плёнок - к окислительному изнашиванию.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |