Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция контроля за использованием и охраной земель




 

Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель являются: обеспечение соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

В условиях рыночной экономики и наличия в России земельного рынка государственный контроль не утрачивает свою значимость, а приобретает новые направления и методы, поскольку собственникам и пользователям земельных участков предоставляется право самостоятельно хозяйствовать на своих земельных участках. В то же время Конституция РФ (ст. 36 ч. 2) предписывает владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами без нанесения ущерба окружающей среде и без нарушения прав и законных интересов иных лиц.

Государственный контроль за использованием и охраной земель представляет собой также многоаспектную функцию, в составе которой можно выделить следующие направления:

 

а) организация проверок, экспертиз и иных действий, направленных на выявление фактов, представляющих нарушения земельного законодательства. Например, если при проведении экспертизы намечаемого к строительству объекта была установлена неизбежность его отрицательного влияния на состояние земель, то строительство данного объекта запрещается законом;

б) принятие мер по предотвращению и пресечению нарушений земельного законодательства.

Так, органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, вправе делать представления соответствующим организациям и должностным лицам об устранении нарушений, применять в пределах своей компетенции наказания, предусмотренные за нарушения земельного законодательства, и т.п.

Контроль за использованием и охраной земель — это деятельность компетентных государственных органов по проверке соблюдения всеми землепользователями и иными лицами правового режима земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим, охватывает все категории земель и распространяется на всех землепользователей. Он не ограничен какими-либо сроками.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в Российской Федерации представительными и исполнительными органами власти на местах, а также специально уполномоченными на то органами: Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и ее органами на местах, а также другими государственными органами (ст. 71 ЗК РФ). Для усиления контроля и повышения уровня его экологической направленности введен мониторинг земель.

Правовые формы земельного контроля. Контрольная деятельность государственных органов земельного контроля протекает в установленных законом правовых формах во избежание произвола и безответственности должностных лиц в своей работе. Эта деятельность осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от19.11.2002 №833 «О государственном земельном контроле», которым утверждено Положение о нем.

Его осуществляют: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его органы на местах; МПР России и его органы на местах; Минсельхоз России; Госстрой России.

Повседневная деятельность по осуществлению госземконтроля за использованиием и охраной земель возложена на инспекторскую службу в составе органов специальной компетенции.

 

Руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости является главным государственным инспектором по использованию и охране земель, его заместители — государственными инспекторами по использованию и охране земель (одновременно председателями территориальных органов), их заместители — должностными лицами других специально уполномоченных государственных органов, на которые возложена функция контроля за охраной и использованием земель. Названные должностные лица имеют право самостоятельно рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства и принимать по ним решения.

Независимо от цели проверки (по плану, по жалобе) закон дает право госинспектору совершать ряд правовых действий, в их числе:

 

-проверка законности основания пользования землёй;

-обследование фактического состояния использования земель или их неиспользования в соответствии с целевым назначением и статусным положением субъекта землепользования.

Госземконтроль осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. В его компетенцию входит соблюдение земельного законодательства и требований по охране и использованию земель: соблюдение порядка переуступки права пользования землей; предоставление достоверных сведений о состоянии земель, использование земель по целевому назначению; выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и т.д.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственный контроль совместно с МПР России и его территориальными органами; с Минсельхозом России в отношении земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 10.01.2003).

Госземкадастр России осуществляет государственный контроль совместно с Госстроем России за обеспечение организации и охраны земель в городских и сельских поселениях.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда России (съемки, обследования и изыскания).

Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются федеральным законом и законами субъектов РФ, а до их принятия — Правительством РФ и государственными органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 67 ЗК РФ)

 

Мониторинг земель является составной частью наблюдений за состоянием окружающей среды. Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель в земельном фонде РФ.

В зависимости от целей и территориального охвата осуществляются федеральный, региональный и местный (локальный) мониторинги земель.

В соответствии с международными научно-техническими программами Россия может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.

 

При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:

 

• эволюционные (связанные с естественноисторическими процессами развития); цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);

• антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и др.).

 

Основными задачами, мониторинга земель являются:

 

• своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

• информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.

В содержание мониторинга земель входят систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка состояния землепользовании, угодий, полей, участков, а также процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозий, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление, зарастание и закустаривание сельскохозяйственных угодий, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами).

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.

Мониторинг земель ведется Федеральным агентством земельного кадастра объектов недвижимости при участии Министерства сельского хозяйства, Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также других заинтересованных министерств и ведомств.

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части земель.

В зависимости от целей наблюдения и охватываемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ (ст. 67 ЗК РФ).

Базовый и периодический мониторинг земель ведется в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, городах комитетами по земельным ресурсам, землеустройству республик в составе Российской Федерации, органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга.

Указанные органы ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие органы исполнительной власти доклады о состоянии земель в регионе.

Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, специально уполномоченные органы государственной власти по контролю за использованием и охраной земель, а также органы местного самоуправления (ст. 71 ЗК РФ).

Согласно ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами. Он осуществляется в соответствии с законодательством РФ1 и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, решений, затрагивающих закрепленные Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляется общественными инспекторами, назначаемыми специально уполномоченными органами государственной власти по контролю за использованием и охраной земель из числа лиц, знающих земельное законодательство и имеющих опыт работы в области охраны окружающей среды.

На предприятиях, в учреждениях и организациях проводится производственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 73 ЗК РФ).

Порядок государственного, производственного и общественного контроля за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель определяется Правительством РФ.

В ходе земельного контроля проверяется законность предоставления земельных участков, их размеры, правильность использования земли в соответствии с целевым назначением. Контроль охватывает также систематическую проверку соблюдения всеми землепользователями земельного законодательства, условий и порядка эксплуатации земель. Проверяется правильность ведения государствен-ного учета земель и регистрация землепользовании.

Органы государственного контроля вправе давать всем землепользователям предписания об устранении нарушений правил пользования землей и в случае надобности привлекать виновных к ответственности. Из подконтрольности всех землепользователей вытекает их обязанность допускать представителей уполномоченных на то органов государства к проверке использования земли и безоговорочно подчиняться требованиям об устранении обнаруженных нарушений.

Местная администрация не только осуществляет непосредственный государственный контроль за использованием земли, но и предоставляет и изымает земельные участки, дает заключения о предоставлении и изъятии земельных участков, производимых вышестоящими органами, выдает землепользователям государственные акты на право пользования землей; принимает решения о предоставлении во временное пользование различным землепользователям земли сельскохозяйственного назначения; организует проведение работ по землеустройству, контролирует осуществление указанными субъектами мероприятий по повышению плодородия, борьбе с эрозией, загрязнением и заболачиванием почв.

Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный земельный контроль, являются: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и ее органы на местах; Министерство природных ресурсов РФ и его органы на местах.

Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти.

Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации является руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а его заместители и начальник Управления государственного контроля за использованием и охраной земель Федерального агентства являются заместителями Главного государственного инспектора. Все эти должностные лица несут персональную ответственность за организацию и осуществление земельного контроля в Российской Федерации, а государственные инспекторы по использованию и охране земель соответствующих территорий и их заместители — на этих территориях.

В равной мере это относится к председателям соответствующих комитетов субъектов РФ, городов и районов.

Специально уполномоченные органы государственного контроля за использованием и охраной земель осуществляют его в соответствии со своей компетенцией, которая определена Положением о нем.

 

Они:

 

- организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений;

- принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;

- участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;

- вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;

- информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;

- участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиоративных, рекультивирован-ных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.

 

В указанном Положении определены права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Эти лица несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.

Убытки, причиненные землепользователям неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих земельный контроль, возмещаются в порядке, установленном законодательством.

Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих земельный контроль, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.

В Положении определены сроки наложения штрафов за нарушения земельного законодательства специально уполномоченными на то органами государства, осуществляющими земельный контроль, — двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных случаях — не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

 

Органы Федерального агенства кадастра объектов недвижимости налагают штрафы:

 

- за самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель;

- нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

- использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;

- систематическое невнесение платежей за землю;

- захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;

- нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;

- искажение сведений о состоянии и использовании земель;

-нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;

- уничтожение межевых знаков;

- уклонение от исполнения и несвоевременное исполнение выданных должностными лицами органов, осуществляющих земельный контроль, предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Органы Министерства природных ресурсов РФ налагают штрафы за следующие нарушения:

- самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения;

- захламление земель;

- загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;

- порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и охрану почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

- невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения, а также за нарушение установленного режима использования указанных земель с особыми условиями использования;

- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Министерства и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Органы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству налагают штрафы:

- за самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель городов и других поселений;

- самовольное строительство;

- использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель;

- проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;

- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами агентства и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства;

- нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора РФ, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ налагают штрафы:

- за несоблюдение санитарного законодательства при использовании земельных участков, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон при проектировании и эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов производства, за предотвращение загрязнения земель возбудителями паразитарных и инфекционных заболеваний;

- самовольное строительство в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм по охране почв;

- проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;

- загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, заражение возбудителями бактериальных и инфекционных заболеваний;

- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

В соответствии с действующим земельным законодательством установлено, что впредь до принятия нового земельного законодательства РФ граждане, должностные и юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

- за нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель, противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель, граждане — от одного до трех, должностные лица — от трех до десяти, юридические лица — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;

- за нарушение установленного режима использования природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, граждане —от трех до пяти, должностные лица — от пяти до десяти, юридические лица — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

- за нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематическое невнесение платежей за землю граждане и должностные лица — от трех до десяти, юридические лица — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

- за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства, граждане — от пяти до десяти, должностные лица — от десяти до двадцати, юридические лица — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель РФ и другие должностные лица, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель, имеют право вести самостоятельно дела о нарушениях земельного законодательства. При этом они должны руководствоваться следующим порядком перерасчета размеров штрафов, установленных ЗК РФ и выраженных в твердых суммах.

Дела о земельных правонарушениях, указанных в Положении, рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством об административных отношениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих органов согласно их компетенции, установленной в Положении.

Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства при наложении их органами Государственного земельного кадастра России поступают на формирование специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству:

 

- органами Министерства природных ресурсов РФ и органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ Об охране окружающей среды и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в ред. от 30.06.2003)1 — на формирование внебюджетных экологических фондов;

- органами Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ — в соответствующие бюджеты.

При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлений должностных лиц или комиссий, специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный земельный контроль.

Взыскание денежных средств с иностранных и международных организаций предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании арбитражного суда или суда общей компетенции.

 

Органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости взаимодействуют:

 

- С Министерством природных ресурсов и его органами на местах в части осуществления государственного контроля за охраной земель; сохранения и воспроизводства плодородия почв и улучшения природной среды; определения ущерба, нанесенного уничтожением или ухудшением качественного состояния земель; проведения экспертизы, программ, схем и проектов использования земельных ресурсов; подготовки предложений по консервации загрязненных и деградированных земель;

- Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ и его территориальными органами в части осуществления контроля над градостроительной деятельностью, связанной с земельными отношениями в городах.

Органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном законом, взаимодействуют с прокуратурой, органами суда, финансовыми, налоговыми органами в целях повышения эффективности земельного законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.