Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые и совместные предприятия


Сектор Малого предпринимательства является не­отъемлемым, объективно необходимым элементом лю­бой развитой хозяйственной системы. В секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основ­ная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса.

Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние на:

. формирование конкурентной среды;

. внедрение новых технологий;

. освоение новых рынков, которые крупные компа­нии считают недостаточно емкими, расширяя, тем са­мым,

ассортимент потребительских товаров;

. рост занятости населения;

. защиту окружающей среды;

. стимулирование повышения эффективности произ­водства крупных компаний (косвенным образом) и т.Д.

Возникновение и существование малых предпри­ятий возможно благодаря следующим условиям:

. региональная дифференциация рынка;

. необходимость специализированного ремесла;

. важность персонального обслуживания;

. удобство обслуживания;

. нерегулярность спроса;

. оперативность и гибкость структур и др.

Назначение малого бизнеса в экономической систем государства состоит в том, что он помогает строить свя­зи

крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, ма­лые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т,.д.

Ученые разных стран предпринимали попытки, уста­новить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причина – некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран:

. статистическая структуризация экономик;

. содержание экономического и социального законодательства; , '

. претензии на получение льгот со стороны государ­ства

. масштабы хозяйствования и емкость рынка и др.

Один из самых авторитетных экономистов австрий­ский ученый Х. Плайтнер в качестве основных при­знаков малых предприятий предложил следующие:

1. Предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником.



2. Предприятие изготавливает продукцию по инди­видуальным желаниям покупателей.

3. Контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны.

4. Предприятие располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность.

5. Организация производства незначительно форма­лизована.

6. Предприятие может быстро реагировать на изме­нения окружающей среды.

В разных странах существуют различные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Общеупотребительные:

. средняя численность персонала (занятых работни­ков);

. размер уставного капитала;

. величина активов;

. объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показате­лей, по которым предприятия относятся к субъектам малого

предпринимательства, превышает 50.

Международная Организация экономического со­трудничества и развития (ОЭСР), в которую входят эко­номически высокоразвитые страны, приводит следую­щую :классификацию предприятий по численности:

.. до 19 чел. - весьма малые;

. до 99 чел. - малые;

. от 100 до 499 чел. - средние;

. свыше 500 чел. - крупные.

Одной из причин значительных колебаний конкретных границ структур, относимых к малым в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формиро­ваний в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса наблюдается выше и наоборот (табл. 1.6).

 

Таблица 1.6. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в развитых странах

Страны Критерии
Франция Средняя численность занятых до 500 чел.
  Оборот не ниже 200 млн франков
Швеция Средняя численность до 200 чел.
Япония Уставный капитал до 100 млн иен
  Средняя численность до 300 чел.
США Число занятых до 500 чел.
  Активы не свыше 5 млн дол.
  Прибыль не более 2 млн дол.

Как видно из таблицы, наиболее общим показателем, на основе которого те или иные субъекты хозяйствования относятся к субъектам малого предпринимательства, яв­ляется численность персонала (занятых работников). Не является исключением и Республика Беларусь.

Малое предпринимательство в Беларуси в соответ­ствии с законодательством существует в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям в нашей стране относят предпри­ятия со среднесписочной численностью работников:

. в промышленности и на транспорте - до 100 чел.;

. в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 чел.; .'

. в строительстве и оптовой торговле - до 50 чел.;

. в других отраслях производственной сферы, обще­ственном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 чел.;

. в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 чел.

Малые предприятия и предприниматели, осущест­вляющие свою деятельность без образования юридичес­кого лица, занимающиеся несколькими видами де­ятельности, относятся к субъектам малого предприни­мательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отве­чающим за реализацию государственной политики в об­ласти статистики.

В случае превышения субъектом малого предприни­мательства установленной среднесписочной численнос­ти работников он лишается льгот, предусмотренных ­законодательством, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение.

Российским законодательством определены два кри­терия для отнесения к категории «малых предпри­ятий»: численность занятых и удельный вес в учреди­тельском капитале.

В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к чис­лу малых предприятий относятся предприятия с пре­дельной численностью работающих в:



. промышленности, строительстве и на транспорте­100 чел.;

. сельском хозяйстве и научно"технической сфере ­60 чел.;

. оптовой торговле - 50 чел.;

. розничной торговле и бытовом обслуживании - 30чел.;

. остальных отраслях и других видах деятельности ­- 50 чел.

Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить свя­зи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, ма­лые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и Т.д.

Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, ос­новными из них являются:

. независимость действий;

. гибкость и мобильность принятии оперативных решений;

. быстрое адаптирование к особенностям местных условий; .

. шансы на быстрый материальный успех;

. совмещение нескольких профессий и др.

В то же время можно выделить следующие существенные недостатки по сравнению с крупными предпри­ятиями:

. более высокий уровень риска;

. отсутствие навыков управления и некомпетент­ность руководителей; ,

. высокая зависимость от макрофакторов;

. сложности при поиске партнеров, инвесторов и Т.д. Малые предприятия из-за недостатка собственных

средств испытывают ряд характерных трудностей:

. сложность технического перевооружения и реконс­трукции; ,

.сложность в приобретении современного дорого­ стоящего оборудования;

. трудности с кадрами;

. слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресурсами, кредитами и Т.п.

Действие малых предприятий оказывает существен­ное влияние на экономику любой страны. Система госу­дарственной поддержки малого бизнеса в Республике Бе­ларусь строится с учетом положений, разрабатываемых

Правительством в Программе государственной подде­ржки малого предпринимательства. Базовыми элемен­тами данной системы выступает сформированная сеть инфраструктурной, информационной и финансовой под­держки субъектов малого предпринимательства. Систе­ма государственной поддержки заключается в формиро­вании и развитии инфраструктуры для предпринима­тельства, установлении щадящего налогового режима, оказании различных видов финансовых, управленчес­ких, технических, информационных услуг и Т.д.

Совместное предприятие является наиболее интенсивно развивающейся формой международного эконо­мического сотрудничества, его отличает наличие как национального, так и иностранного капитала. Это само­стоятельный в организационном, финансовом и право­вом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капитала двумя или более независимы­ми друг от друга партнерами, которые, 'совместно вла­дея им, пользуются результатами его деятельности. Уч­редителями совместных предприятий могут быть как юридические, так и физические лица.

Целями создания совместных предприятий являются:

. привлечение инвестиций

. использование высоких технологий, новейшей тех­ники;

. совершенствование организационной структуры (менеджмент, маркетинг); .

. интеграция в мировую экономику и Т.д.

Совместные предприятия, принимая различные пра­вовые формы, могут быть образованы или путем его уч­реждения, или в результате приобретения иностран­ным инвестором доли участия (пая, акций, вклада) в ра­нее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций. При этом обязательным условием для об­разования и государственной регистрации является внесение иностранным участником в качестве вклада в уставный фонд средств в размере не менее 20 000 дол. США в эквиваленте. Государственную регистрацию совместных предприятий осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

В процессе своей деятельности данные субъекты хозяйствования пользуются всеми льготами, установлен­ными законодательством для юридических лиц. Кроме того, в соответствии с Инвестиционным кодексом Респуб­лики Беларусь, производственные предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30% :

. освобождаются от уплаты налога ца прибыль в те­чение 3 лет с момента объявления ими прибыли;

. вправе без лицензии и дополнительных разреше­ний экспортировать продукцию (работу, услуги) соб­ственного производства.

Величина уставного фонда, права и управление со­вместным предприятием регулируются в соответствии с законодательством в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-правовые формы предприятий. Выбор организационно-правовой формы предпри­ятия производится с учетом взаимодействия формы предприятия и его характеристик | Создание, ликвидация и реорганизация предприятий

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.