КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Малые и совместные предприятия
Сектор Малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. В секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основ ная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса. Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние на: . формирование конкурентной среды; . внедрение новых технологий; . освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя, тем самым, ассортимент потребительских товаров; . рост занятости населения; . защиту окружающей среды; . стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.Д. Возникновение и существование малых предприятий возможно благодаря следующим условиям: . региональная дифференциация рынка; . необходимость специализированного ремесла; . важность персонального обслуживания; . удобство обслуживания; . нерегулярность спроса; . оперативность и гибкость структур и др. Назначение малого бизнеса в экономической систем государства состоит в том, что он помогает строить связи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т,.д. Ученые разных стран предпринимали попытки, установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причина – некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран: . статистическая структуризация экономик; . содержание экономического и социального законодательства;, ' . претензии на получение льгот со стороны государства . масштабы хозяйствования и емкость рынка и др. Один из самых авторитетных экономистов австрийский ученый Х. Плайтнер в качестве основных признаков малых предприятий предложил следующие: 1. Предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником. 2. Предприятие изготавливает продукцию по индивидуальным желаниям покупателей. 3. Контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны. 4. Предприятие располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность. 5. Организация производства незначительно формализована. 6. Предприятие может быстро реагировать на изменения окружающей среды. В разных странах существуют различные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Общеупотребительные: . средняя численность персонала (занятых работников); . размер уставного капитала; . величина активов; . объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, приводит следующую:классификацию предприятий по численности: .. до 19 чел. - весьма малые; . до 99 чел. - малые; . от 100 до 499 чел. - средние; . свыше 500 чел. - крупные. Одной из причин значительных колебаний конкретных границ структур, относимых к малым в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формирований в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса наблюдается выше и наоборот (табл. 1.6).
Таблица 1.6. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в развитых странах
Как видно из таблицы, наиболее общим показателем, на основе которого те или иные субъекты хозяйствования относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников). Не является исключением и Республика Беларусь. Малое предпринимательство в Беларуси в соответствии с законодательством существует в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям в нашей стране относят предприятия со среднесписочной численностью работников: . в промышленности и на транспорте - до 100 чел.; . в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 чел.;.' . в строительстве и оптовой торговле - до 50 чел.; . в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 чел.; . в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 чел. Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал. Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики. В случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной среднесписочной численности работников он лишается льгот, предусмотренных законодательством, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение. Российским законодательством определены два критерия для отнесения к категории «малых предприятий»: численность занятых и удельный вес в учредительском капитале. В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих в: . промышленности, строительстве и на транспорте100 чел.; . сельском хозяйстве и научно"технической сфере 60 чел.; . оптовой торговле - 50 чел.; . розничной торговле и бытовом обслуживании - 30чел.; . остальных отраслях и других видах деятельности - 50 чел. Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить связи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и Т.д. Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, основными из них являются: . независимость действий; . гибкость и мобильность принятии оперативных решений; . быстрое адаптирование к особенностям местных условий;. . шансы на быстрый материальный успех; . совмещение нескольких профессий и др. В то же время можно выделить следующие существенные недостатки по сравнению с крупными предприятиями: . более высокий уровень риска; . отсутствие навыков управления и некомпетентность руководителей;, . высокая зависимость от макрофакторов; . сложности при поиске партнеров, инвесторов и Т.д. Малые предприятия из-за недостатка собственных средств испытывают ряд характерных трудностей: . сложность технического перевооружения и реконструкции;, .сложность в приобретении современного дорого стоящего оборудования; . трудности с кадрами; . слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресурсами, кредитами и Т.п. Действие малых предприятий оказывает существенное влияние на экономику любой страны. Система государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь строится с учетом положений, разрабатываемых Правительством в Программе государственной поддержки малого предпринимательства. Базовыми элементами данной системы выступает сформированная сеть инфраструктурной, информационной и финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Система государственной поддержки заключается в формировании и развитии инфраструктуры для предпринимательства, установлении щадящего налогового режима, оказании различных видов финансовых, управленческих, технических, информационных услуг и Т.д. Совместное предприятие является наиболее интенсивно развивающейся формой международного экономического сотрудничества, его отличает наличие как национального, так и иностранного капитала. Это самостоятельный в организационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капитала двумя или более независимыми друг от друга партнерами, которые, 'совместно владея им, пользуются результатами его деятельности. Учредителями совместных предприятий могут быть как юридические, так и физические лица. Целями создания совместных предприятий являются: . привлечение инвестиций . использование высоких технологий, новейшей техники; . совершенствование организационной структуры (менеджмент, маркетинг);. . интеграция в мировую экономику и Т.д. Совместные предприятия, принимая различные правовые формы, могут быть образованы или путем его учреждения, или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций, вклада) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций. При этом обязательным условием для образования и государственной регистрации является внесение иностранным участником в качестве вклада в уставный фонд средств в размере не менее 20 000 дол. США в эквиваленте. Государственную регистрацию совместных предприятий осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь. В процессе своей деятельности данные субъекты хозяйствования пользуются всеми льготами, установленными законодательством для юридических лиц. Кроме того, в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, производственные предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30%: . освобождаются от уплаты налога ца прибыль в течение 3 лет с момента объявления ими прибыли; . вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работу, услуги) собственного производства. Величина уставного фонда, права и управление совместным предприятием регулируются в соответствии с законодательством в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |