Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсы и потребности как основа экономики




Основные проблемы организации эффективной экономики

Ключевыми проблемами экономической организации, независимо от типа экономической системы — традиционной, плановой или рыноч­ной, – является решение следующих трех воп­росов.

1. Что производить? Проблема выбора или принятия решений о том, какие товары и услу­ги должны быть произведены и в каких количе­ствах. Необходимо учитывать, что поскольку ре­сурсы ограниченны, увеличение производства одних товаров приводит к сокращению произ­водства других.

2. Как производить? Проблема эффектив­ности или принятия решений о том, кто будет производить товары, с помощью каких ресурсов и технологий. Целью является достижение, которое при наличных ресурсах и технологии наи­более полно удовлетворяет человеческие по­требности выпуска.

3. Для кого производить? Проблема распре­деления произведенных товаров между различ­ными домохозяйствами. Доходы распределяют­ся в результате свободного функционирования экономической системы или перераспределяют­ся государством.

Любое экономическое благо производится с целью его потребления, т.е. должно удовлетворять потребности людей.

Потребность – это желание людей иметь какие-либо блага, которые удовлетворяют их желание.

Потребности бывают:

* первичные и вторичные;

* материальные и духовные;

* производственные и личные;

* общественные.

К первичным потребностям относятся самые насущные нужды человека (питание, одежда, обувь); к вторичным – потребности, которые удовлетворяются после того, как будут удовлетворены первичные потребности это потребности досуга – кино, театр, спорт. Первичные потребности в отличие от вторичных не могут быть заменены одна другой.

Материальные потребности – это удовлетворение желания людей в жилье, одежде, обуви, автомобиле.

Духовные потребности – удовлетворение умственных потребностей (произведения искусства, культуры, науки). Среди них выделяют:

Личные потребности удовлетворяемые предметами личного потребления (пища, одежда, обувь);

Производственные потребности – это потребности предприятий, фирм, предпринимателей в средствах производства.

Кроме того, выделяют общественные потребности – школы, больницы, военная техника.

Потребности могут быть насыщаемыми, имеющими четкий предел, и ненасыщаемыми, не имеющими четко обозначенных границ.

Американский ученый Маслоу все человеческие потребности разделил на 5 групп:

* физиологические потребности (сон, прием пищи, жажда);

* потребности в самосохранении (безопасность, защищенность);

* социальные потребности (общение с людьми, любовь, власть);

* потребности в признании человека как личность (статус, авторитет);

* потребности в самоуважении (саморазвитие, самореализация).

При осознании потребности возникает мотивация (стимул) к труду. Потребности в данном случае превращаются в конкретную форму – форму интереса.

Экономический интерес есть форма проявления потребностей. Он реализуется в определенном количестве материальных и нематериальных благ. Личный экономический интерес для предпринимателя – это прибыль при наименьших затратах, а для потребителя – заинтересованность в низких ценах и высоком качестве товаров и услуг.

Средствами для удовлетворения потребностей людей и производства экономических благ (товаров и услуг) являются экономические ресурсы.

Ресурсы – это все то, что используется для производства и реализации товаров и услуг.

Экономические ресурсы – это ресурсы, рассматриваемые с точки зрения редкости и ограниченности.

Редкость означает то, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен.

Ограниченность ресурсов бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная ограниченность характерна для природных и трудовых ресурсов, относительная – для материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Выделяют ресурсы:

* природные (земля, нефть, газ, растения). Среди них различают:

- возобновляемые (леса, почва, растения);

- невозобновляемые (нефть, газ уголь);

- неисчерпаемые (морские приливы и отливы, воздух, энергия ветра и воды);

- заменимые (топливные ресурсы на солнечную или атомную энергию);

- незаменимые (воздух, вода).

* материальные – все то, что создано руками человека.

* трудовые – это население в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательские способности (умение рисковать, интеллект, талант);

* финансовые – денежные средства, которые необходимы для экономической деятельности.

* информационные.

Ресурсы по происхождению бывают двух видов:

* первичные (природные, трудовые, финансовые и материальные);

* вторичные (производные) – ресурсы, которые появились в связи с НТП (информация, технология, организация, управление, инфраструктура).

В западной экономической мысли, в отличие от марксистской, нет различий между ресурсами и факторами производства. Так, ресурсы – это то, к чему еще не прикасалась рука человека (уголь, нефть).

Факторы производства – это ресурсы, приведенные в действие, т.е. в рамках процесса производства ресурсы превращаются в факторы производства, они в отличие от ресурсов всегда имеют собственника.

Неоклассическая теория выделяет 4 группы факторов производства: капитал; труд; земля; предпринимательские способности.

Капитал объединяет материальные, финансовые и информационные ресурсы. Земля в широком смысле означает все природные (естественные) ресурсы. К труду относятся трудовые ресурсы. Предпринимательские способности – это интеллект, талант, способность рисковать и внедрять новшества. Ими обладают 10-15% людей. Эти способности относятся к категории труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.