Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности трудовой деятельности





Приоритеты интересов и стимулов к труду

Переход к рыночным отношениям многое изменил в обществен­ной организации труда, причем главными явились изменения в прио­ритетности интересов и стимулов к труду. В «дорыночные времена» наиглавнейшими провозглашались народно-хозяйственные, общена­родные интересы. На втором месте были коллективные интересы. Как самые незначительные было принято декларировать личные интересы отдельных работников.

Рыночные отношения предполагают иерархию приоритетности инте­ресов полностью противоположную: личные интересы — самые главные. Если они реализованы, то соответственно будут реализованы и интересы коллективов. Успех конкретного трудового коллектива, реализация его ин­тересов обусловливают реализацию общенациональных интересов.

Признание личных интересов важнейшими в современных услови­ях — это признание важности и значимости проблем мотивации трудовой деятельности, стимулирования труда, а также необходимости повы­шения статуса работника в системе социально-трудовых отношении.

Отношение человека к труду складывается под воздействием внутрен­них и внешних регуляторов. Наиболее эффективную отдачу работника можно ожидать лишь тогда, когда созданы условия для их совпадения и слияния. В основе внутренней регуляции поведения человека лежат по­требности интересы, ценности, мотивы. Данные внутренние побудитель­ные силы

Первичным источником мотивации трудового поведения работ­ников являются потребности — определенная нужда, надобность субъекта (работника, коллектива, общества) в чем-либо для своего нормального функционирования.

С этой точки зрения труд можно рассматривать как деятельность че­ловека, цель которой состоит в удовлетворении его потребностей. При­знание первичности потребностей означает, что они являются фунда­ментальными источниками трудовой активности. Сложность системы потребностей обусловливается всей совокупностью общественных от­ношении. Выделяют три группы общественных потребностей исполь­зования совокупного общественного продукта: 1) потребности произ­водства; 2) жизненные нужды людей; 3) личные потребности человека.



Между производством и потреблением имеются внутренние связи. Потребление выступает внутренним мотивом развития производства. С одной стороны, производство, создавая предметы потребления, по­буждает потребность в них, с другой — потребность выступает как внутренне побуждающий мотив производства, его предпосылка.

На формирование общественных потребностей влияет множество факторов: историко-этнических, климатических, географических, со­циально-демографических, экономических. Но основное значение имеет уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс. Преобразуя предметы и средства своего существования, че­ловек развивается, разнообразнее становятся его личные потребности.

Личные потребности человека, выступающие первичными, пред­стают в следующем виде:

• материальные (физиологические, биологические), т.е. потребности в пище, одежде, жилище, личной безопасности существования, отдыхе;

• духовные (интеллектуальные), т.е. потребности в знаниях, при­общении к науке, культуре, искусству;

• социальные, т.е. потребности, связанные с отношением человека к другим членам общества и к самому себе. Приобретаемые человеком в результате его жизненного и трудового опыта, они представляют собой потребности в общении, причастности к той или иной группе, надежно­сти, прочности своего положения, самоуважении, свободе, уверенности в завтрашнем дне, сознании собственной значимости, творчестве.

Следует отметить, что связь потребностей и деятельности человека носит двусторонний характер: потребность стимулирует деятельность, выступает как ее первопричина, одновременно сама деятельность ста­новится предметом потребности (например, в творческом, содержа­тельном труде), а также вызывает своими результатами (создание но­вых продуктов) формирование новых потребностей.

Структура личных потребностей меняется в зависимости от воз­можности удовлетворения материальных потребностей, что выражает­ся в изменении объема потребностей, способов их удовлетворения под влиянием развития производительных сил общества.

Необходимость удовлетворения материальных потребностей при­водит к тому, что труд выступает в качестве возможного их получения. У человека вырабатывается такое отношение к труду, когда он воспри­нимается как средство удовлетворения потребностей физического су­ществования. Удовлетворение духовных и социальных потребностей в сфере труда — в общении, знаниях, творчестве и т.п. — превращает труд в самоцель.

Как мы установили, основным источником удовлетворения мате­риальных потребностей является труд. Вместе с тем в процессе труда могут удовлетворяться и потребности в общении, саморазвитии, по­знании, информации.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.