Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала





Психологическое становление профессионала

Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий

v Психологическое становление профессионала

v Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала

Становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Профессионал в человеке моложе личности и индивида. Так, вначале (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются:

- общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам труда);

- затем на их основе (чаще в школьном возрасте) возникают специальные способности (гуманитарные, технические и др.);

- позднее (обычно в юношеском возрасте) начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессии);

- в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в профессии).

Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал - это нередко нерасцветшая или угасающая личность.

Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий:



- в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями;

- может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, "ноу-хау";

- структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами - то, что было условием, становится результатом, то, что было средством, позднее может стать условием и др.

Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе.

Неучет этих динамичных процессов опасен для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведениях несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

Профессионалом можно считать человека, который:

- овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям;

- изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии;

- стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности;

- способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Возрастное становление профессионала происходит в контексте общих тенденций возрастного развития, которое описано выше. Так, каждый возрастной этап профессионального развития отличается качественным своеобразием:

- "профессиональный" возраст (зрелость человека как профессионала) может не совпадать с хронологическим, а также с психологическим возрастом;

- становление профессионала на возрастной шкале характеризуется неравномерностью его отдельных сторон; отдельные возрасты сензитивны, наиболее чувствительны к разным видам профессиональной деятельности;

- существует возможность появления кризисов профессиональной деятельности в переходные периоды возрастного развития (от молодости к зрелости, от зрелости к пожилому возрасту);

- с возрастом усиливаются тенденции пластичности, компенсаторности в ходе развития профессионала.

 

 

Литература

Основная литература

1. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2012. – 608 с.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.Н. Лентьев. – 5-е изд.; М.: Смысл, «Академия», 2010. – 511с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 713с.

 

Дополнительная литература

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здорового человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. –352 с.

2. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.

3. Немов Р.С. Общая психология Том I. Введение в психологию: учебник / Р.С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 739с.

4. Немов Р.С. Общая психология Том II. Психология личности: учебник / Р.С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 745с.

5. Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. –352с.

6. Психологи: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 799с.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.