КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русский язык и культура речи
Учебное пособие
Под редакцией профессора Б.Г.Бобылева
Рекомендовано Ученым Советом ОрелГТУ в качестве учебно-методического пособия
Орел – 2006 УДК 811.161.1’271 + 811.161.1’38] (07) ББК 81.411.2 – 7я7 Р 89
Рецензенты: зав. кафедрой русского языка как иностранного ОГУ, доктор филологических наук, профессор М.С.Зайченкова, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку ОГУ Л.Д.Беднарская
Р 89 Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под ред. проф. Б.Г.Бобылева Орел, 2006. – 81с. Авторский коллектив: Б.Г.Бобылев, О.Н.Коломыцева, С.В.Кошелева, В.В.Мишечкина, Г.Н. Федина, З.Ф. Чернышева.
Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта “Русский язык и культура речи” для нефилологических специальностей с учетом региональной специфики и особенностей организации учебного процесса в ОрелГТУ. Содержит краткие справочные сведения по культуре речи, стилистике и риторике, изложенные в доступной форме, вопросы и задания для семинарских и практических занятий, образцы деловой документации. Предназначено для студентов Орловского государственного технического университета всех отделений и специальностей. Может быть использовано студентами других вузов, а также абитуриентами и старшеклассниками.
УДК 811.161.1271+811.161.138 (07) ББК 81.411.2 – 7я7 . ОрелГТУ, 2006 Русский язык и культура речи.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. Занятие 1. Понятие культуры речи………………………………………………... Занятие 2. Орфоэпические и акцентологические нормы………………………… Занятие 3. Лексичекие и фразеологические нормы………………………………. Занятие 4. Грамматические нормы………………………………………………… Занятие 5. Система функциональных стилей. Разговорный и публицистический функциональные стили…………………………………………………………… Занятие 6. Научный функциональный стиль……………………………………… Занятие 7. Официально-деловой стиль……………………………………………. Занятие 8. Основы риторики……………………………………………………….. Литература……………………………………………………………………. Приложение 1. Грамматические нормы современного русского языка….. Приложение 2. Строевые слова реферативного текста……………………. Приложение 3. Образцы служебной документации……………………….. Приложение 4. Тропы и фигуры красноречия……………………………… Приложение 5. Материал для самостоятельной работы студентов………. Приложение 6. Грампрактикум……………………………………………… Приложение 7. Тематика рефератов…………………………………………
Введение
Способность говорить и понимать речь является изначальной способностью человека, отличающей его от других живых существ. Разум и язык тесно связаны и взаимообусловлены. «Человек разумный» (Homo sapiens) предстает перед нами прежде всего как «человек говорящий» (Homo eloquens). Развитие языковой способности человека обусловливает его общее развитие и, в то же время, является важной предпосылкой общественного прогресса. Согласно Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Во всем мире сегодня речевые действия рассматриваются как важный резерв социально-экономического развития. Наша страна в этом плане также не является исключением. Изучение культуры речи и стилистики на всех факультетах и отделениях университетов России сегодня обусловлено необходимостью соединения научных знаний с языковыми, формирования способности студентов свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве. Умение грамотно и эффективно строить свою речь – необходимая предпосылка подготовки специалистов высшей квалификации любого профиля. По определению современных лингвистов, речевое поведение представляет собой «визитную карточку человека в обществе». Овладение культурой речи позволяет избежать помех в общении, когда внимание обращается на неграмотную, косноязычную форму высказывания, а не на его содержание. Знание правил стилистики помогает общаться не только грамотно, но и целесообразно, учитывать задачи речи и особенности сферы ее использования. Наконец, знакомство с основами риторики способствует выработке умения быстро воспринимать речь во всех видах слова, а также умения создавать монолог, вести диалог и управлять им. Настоящее пособие призвано способствовать организации семинарских и практических занятий по курсу "Культура речи и стилистика" на всех отделениях и факультетах Орел ГТУ. Содержание и построение пособия определяется структурой рабочей программы курса, разработанной на кафедре русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета. В данной программе, рассчитанной на 34 часа, 16 часов предусмотрено для практических занятий. Таким образом, материал курса распределяется по восьми разделам. В начале каждого раздела дается краткое изложение теоретических сведений по теме (данные материалы носят ориентировочный характер и должны быть дополнены студентами за счет сведений, полученных из лекционного курса и рекомендованной учебной литературы). После этого следуют вопросы, обеспечивающие контроль усвоения теоретического материала. Основную часть разделов пособия составляют задания, нацеленные на выработку конкретных речевых навыков и умений студентов. Среди них – навыки правильного произношения и ударения, стилистически грамотного письма, умения сжато излагать текст, составлять аннотации, рефераты, деловые бумаги, навыки эффективного общения с аудиторией и др.. Задания отличаются различным уровнем сложности и составлены таким расчетом, чтобы обеспечить возможность выбора с учетом профиля и уровня подготовки студентов. В конце пособия помещен список использованной литературы и Приложения, где дается необходимый справочный материал по разделам пособия. Авторы разделов: Б.Г. Бобылев – Введение, Занятия 1 и 6, Занятие 2 (в соавторстве с В.В.Мишечкиной), Занятие 8 (в соавторстве с С.В.Кошелевой), Приложения 1,3,6. З.Ф.Чернышева Занятие 7, Приложение 2. Г.Н. Федина – Занятие 4, Приложения 4 и 5. С.В. Кошелева – Занятие 3, Занятие 8 (в соавторстве с Б.Г.Бобылевым). В.В. Мишечкина Занятие 2 (в соавторстве с Б.Г.Бобылевым), Литература. О.Н. Коломыцева –Занятие 5.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |