Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы употребления глаголов. Нормы употребления местоимений


Нормы употребления местоимений

Нормы употребления числительных

Задание 8.Запишите числительные словами, поставив их в нужном падеже. Существуют ли различия в склонении количественных и порядковых числительных?

1. Мы встретились с 1574 подобными случаями. 2. Нарушения отмечены у 175 пациентов. 3. В 478 случаях из 866 диагноз подтвердился. 4. К 284 накладным в течение дня добавилось лишь 11. 5. Из 849 приглашенных журналистов аккредитацию получили около 54. 6. Вес сердца кита достигает 1200 килограммов. 7. В редакцию позвонило около 679 человек.

Задание 9.Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Сформулируйте правило нормативного употребления.

1. Мы ждем вас у своих радиоприемников. (Из сообщения диктора радио.)

2. Я представляю этого героя на своем боевом коне. (Из школьного сочинения.)

3. Я за вас свою работу делать не буду. (Из радиопередачи.)

4. Группа захвата на своей квартире обнаружила украденные накануне преступником антикварные ценности. (Из сообщения диктора радио.)

5. Они не могут заставить забыть его свою любовь. (Из школьного сочинения.)

6. Детям помогут развить свои способности художники, музыканты. (Из статьи в газете.)

7. Полиция задержала его после ареста своих единомышленников. (Из радиопередачи.)

8. Солдаты осваивают свое боевое мастерство. (Из статьи в газете.)

9. Сотрудники УВД обнаружили у себя в квартире труп неработающего. (Из статьи в газете.)

10. Друзья похоронили писателя у себя на родине. (Из статьи в газете.)

11. Мать попросила дочь отнести покупку к себе. (Из школьного сочинения.)

Задание 10.Укажите ошибки в употреблении местоимений.Какое существительное заменяет выделенное местоимение в каждом предложении? Всегда ли однозначно можно понять такие фразы?

1. Словарь был на стуле и рядом с ним лежал карандаш.

2. Мать Оли стала очень нервной, когда она заболела.

3. Марков сказал соседу, что его не было дома.

4. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.

5. Около дома был сквер, он был огражден колючей изгородью.



6. Полиции известно, что убитая вчера вечером молодая женщина не являлась его дочерью, но ей не известно, что у него есть дочь.

7. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Задание 11.От указанных глаголов образуйте формы: а) настоящего времени; б) будущего времени; в) прошедшего времени; г) повелительного наклонения. При наличии вариантов дайте комментарии.

А. Он (полоскать, мурлыкать, щипать, махать, сыпать, мяукать, брызгать).

Б. Я (выздороветь, победить, очутиться, ощутить).

В. Она (глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, отвергнуть).

Г. Ты/Вы (напоить, кроить, выбросить, почистить, уведомить, вылезать, выходить).

Задание 12.Объясните, чем (значением или стилистической окраской) различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). – Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). 2. Но ползут по кругу стрелки, – время движется вперед (Маршак). – Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). – Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). 4. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин). – Из дедовых глаз капают маленькие мутные слезы (М. Горький). 5. Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). – Она мне тихо машет (Огарев). 6. Струя бежит и плещет (Тютчев).Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

Задание 13.Из перечисленных пар глаголов найдите варианты, которые не являются видовой парой.

Грязнеть – грязнить.

Пьянеть – пьянить.

Сыпать – рассыпать.

Решать – решить.

Отвечать – ответить.

Выйти – выходить.

Задание 14.Распределите данные глаголы в колонки: I – глагол несовершенного вида; II – глагол совершенного вида; III – одновидовой глагол; IV – двувидовой глагол.

Хранить, казнить, печалиться, менять, уходить, обещать, женить, засы`пать, искать, обитать, ранить, кричать, хлынуть, печалить, плыть, очутиться, бить, на`резать, класть, положить, воздействовать, идти, ринуться, слышать, задеть, плавать, велеть, запевать, за`сыпать, ловить, обращаться, сочетать.

Задание 15.Составьте словосочетания «глагол + существительное», «прилагательное + существительное», «существительное + существительное», главным компонентом которых стали бы следующие слова.

А. Держаться, добиться, каяться, справиться, следовать, сосредоточиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, удостоиться.

Б. Обидеться, обрадоваться, обрадован, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, отчитаться, препятствовать, тормозить.

В. Полный, наполненный, идентичный, сходный, превосходство, преимущество, уверенность, вера.

Задание 16.Составьте предложения, используя указанные ниже деепричастные обороты.

1. Подчеркивая значимость проекта, …

2. Отвечая на Ваш запрос, …

3. Участвуя в деловых переговорах, …

4. Рассмотрев Ваше предложение, …

Задание 17.Найдите примеры неправильного употребления в речи деепричастных оборотов. Объясните характер ошибки: 1) невозможность употребления деепричастного оборота; 2) несуществующая форма деепричастия; 3) несоответствие грамматических времен деепричастия и глагола; 4) необоснованная однородность деепричастного оборота и глагола; 5) необоснованная однородность деепричастия и глагола. Запишите правильный вариант.

1. Лежа на печи тридцать лет и три года да по щучьему велению только в родных русских сказках дело делается. 2. Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу: не поддержать! 3. Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правительства отправлен в отставку. 4. Я думаю, поконча с этим законом, нам придется писать к нему пояснение. 5. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение. 6. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия, еще хранит надежду на спасение нашей экономики. 7. В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречающиеся в произведениях писателей-классиков XIX века, затрудняя ученикам понимание текста. 8. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов. 9. Многие сомневались, что вернувшийся из Испании футбольный клуб сможет демонстрировать такую же яркую игру, какую он показывал до отъезда, что весь его потенциал вышел на скамейке испанского клуба.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Правописание безударных гласных и приставок

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.