Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды социальной групповой работы

Стадии развития групповой работы

Типология социальной групповой работы

Социальная групповая работа за рубежом так многообразна, что представить полную классификацию используемых подходов просто невозможно. Первая классификация социальной групповой работы была сделана в 60-е гг. Дж. Клейном. Систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для того времени, легла в основу следующей классификации:

1. Группы досуга.

2. Образовательные группы:

• группы семейного образования;

• группы профессиональной ориентации;

• группы свободного выбора.

3. Социальные группы, нацеленные:

• на сохранение адаптивных моделей;

• на изменение адаптивных моделей.

4. Терапевтические группы.

Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования, к основным целям социальной групповой работы можно отнести:

— посреднический обмен между клиентами;

— общение;

— самоосознание существующих проблем;

— реалистичное оценивание своих проблем;

— принятие социальных норм и ценностей.

Групповая работа имеет определенные фазы активности, каждая из которой несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Существуют различные периодизации группового развития, одну из них предложил Г.Конопка4.

Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется через следующие фазы:

1-й этап — целенаправленное, теплое, основанное на понимании профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;

2-й этап — управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;

3-й этап — установление вербальной коммуникации между членами группы;

4-й этап — установление невербальной коммуникации между членами группы;

5-й этап — целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.

Группы, восстановления. Данные группы организуются в микросоциуме (коммъюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, имеющих общие конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к участию в различных развлечениях, играх, совместному обсуждению информации, касающейся политики, экономики, культуры и т.д.

Группы, восстановления умений. Основная цель этих групп помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести их. Такие группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от различных спортивных игр, таких, как баскетбол, теннис и т.д., до занятий прикладным искусством (гончарное дело, керамика и т.д.).

Образовательные группы. Социальная работа в образовательных группах строится на основе общего интереса клиентов к определенной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семей. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, вопросы внутренней и внешней политики и т.д.

Посредничество. В основе этой деятельности лежит теория социальных систем, групповая теория и теория малых групп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощи включает: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентом в группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизация потребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в роли посредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается, через лечебные возможности группового процесса. В процессе группового взаимодействия проясняются истинные мотивы проблемы клиента. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.

Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.

Идеология групп самопомощи формируется на следующих основаниях:

— Люди с общей проблемой лучше могут понять и помочь друг

другу.

— Группа — это эффективная среда, где оказывается помощь в самостоятельном решении проблем, вследствие чего происходит формирование чувства собственного достоинства.

— Совместное решение проблем дает ощущение уверенности в своих силах.

— Члены группы в процессе проигрывания проблем вырабатывают необходимые роли для успешного функционирования.

— Эмпатическое общение в группе способствует самопомощи. Группа организуется на принципах поддержки и демократического участия. Основные стратегии группы самопомощи можно представить в следующей последовательности:

— обеспечение принятия групповой принадлежности;

— обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;

— обеспечение возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленных задач;

— обеспечение возможности брать ответственность в группе;

— обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.

В качестве примеров можно привести группы Анонимных алкоголиков (клиенты, страдающие алкогольной зависимостью), Анонимных депрессантов (индивиды, страдающие депрессиями), Анонимной семьи (родители, имеющие детей инвалидов), группы Американская диабетическая организация (клуб диабетических больных). Национальная организация женщин (женщины, борющиеся за свои права).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная работа с группой | Социальная диагностика: цели, этапы проведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.