КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опека и попечительство как технологии социальной работы
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей. Опека и попечительство-это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ1. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед нами задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы Района (лично или через подразделения администрации района). Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами, отделами управления) образования субъектов РФ. Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей). Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение. Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на данной территории или на территории других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка в семью (п.3 ст.122 СК). С учетом семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на попечение в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК). Последующее устройство ребенка на основании этих сообщений в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно проходить в строгом соответствии с требованиями закона. Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Под опекой понимают передачу несовершенно-летних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Под попечительством понимают передачу ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые их подопечные не вправе совершать самостоятельно; оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей. Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием, предпочтение отдается близким родственникам. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества личности, способность ее к выполнению обязанностей, отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, и по возможности, желание самого ребенка. Документы, необходимые для оформления опеки (попечительства): - заявление кандидата в опекуны (попечители) на имя главы администрации города (района) о назначении опекуном над несовершеннолетним (указывается ф.и.о., год рождения ребенка) с указанием мотивированных причин учреждения опеки; -документальные свидетельства того, что несовершеннолетний относится к категории детей, лишившихся попечения родителей (копия свидетельства о смерти родителей, заверенная у нотариуса; выписка из решения суда о лишении родителей права на воспитание; справка о заболевании родителей и т.д.); - акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, нуждающегося в защите, с заключением и мотивированным предложением о виде его устройства на дальнейшее воспитание. Этот акт составляется в произвольной форме социальным педагогом, однако в нем должны быть отражены следующие сведения: - заключение о здоровье несовершеннолетнего; - опись имущества, оставшегося после смерти родителей с указанием, кому оно передано на сохранность; прилагается к делу один экземпляр описи имущества с подписью лица, которому оно вручено на сохранность). Опись составляется социальным педагогом в 3 экземплярах; свидетельство (копия) о рождении ребенка; - справка с места жительства кандидата в опекуны (попечителя) о составе его семьи и занимаемой ею жилплощади; - согласие супруга будущего опекуна (попечителя) о приеме в свою семью подопечного; - заключение об отсутствии у кандидата в опекуны и членов его семьи, живущих совместно с ним, болезней, препятствующих помещению в семью подопечного ребенка. Для того чтобы получить это заключение, кандидат в опекуны должен представить медицинские справки из противотуберкулезного диспансера, психоневрологического диспансера, наркологического диспансера, кожно-венерологического диспансера, заключение терапевта (заверенное у главврача). От других членов семьи - справки от терапевта; характеристика на кандидата в опекуны с места работы (заверенная); сведения о братьях, сестрах, близких родственниках кандидата в опекуны; автобиография кандидата в опекуны; - письменное заключение органа управления образованием (по месту жительства несовершеннолетнего или кандидата в опекуны) о назначении гражданина (ф.и.о.), проживающего (адрес), опекуном (попечителем) над несовершеннолетним (ф.и.о.) и назначении опекунского пособия на подопечного ребенка, который не имеет родителей, способных его воспитывать и сод ер жать; - если ребенок по своему возрасту и развитию (10 и более лет) в состоянии выразить свое мнение по вопросу о назначении над ним опеки данного лица, то орган управления образованием должен обязательно учитывать его мнение. Данный акт предоставляется в отдел по образованию, копия хранится у социального педагога. После установления опеки (попечительства) опекун приносит справку о получении пенсии подопечным из пенсионного отдела комитета социальной защиты по месту жительства. Опека и попечительство устанавливаются постановлением администрации города (района) по месту жительства несовершеннолетнего или по месту жительства кандидата в опекуны. Наблюдение за деятельностью опекунов осуществляется органами управления образованием с помощью социального педагога. Незаконные действия опекуна могут быть обжалованы в органах опеки и попечительства любым лицом, в том числе и подопечным. Опекуны также могут быть освобождены от своих обязанностей по личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами. Опекун несет ответственность за судьбу подопечного, отвечает за причиненный ему вред, обязан проживать совместно с ним. Опекунам выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и т.п. подопечным. Органом управления образованием с помощью социальных педагогов осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела подопечных детей дополняются 2 раза в год следующими документами: 1) актом контрольного обследования условий жизни. При выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечных семья берется на особый контроль и посещается чаще. Копия акта контрольного обследования условий жизни и воспитания хранится у социального педагога; 2) справками о здоровье, успеваемости подопечного, выплате алиментов или пенсий по случай смерти родителей, о сохранности его имущества и жилплощади, поступлении дивидендов по акциям (1 раз в год) на его имя. По достижении подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего; по достижении подопечным 18-летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки (попечительства) к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью. Еще одной формой определения ребенка на дальнейшее воспитание является усыновление. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, с участием органов опеки и попечительства. В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи. В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи. Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью - приемным ребенком. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка. Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Деятельность патронатной семьи характеризуется: 1. профессиональная деятельность (по договору) приемных родителей или патронатных воспитателей (начисляется заработная плата, трудовой стаж; патронатные воспитатели проходят специальное обучение); 2. профессиональное сопровождение семей структурами, заключающими с ними договор (органы опеки и попечительства или учреждение, организующее патронатное воспитание) и осуществляющими консультирование (психологическое, педагогическое, юридическое, медицинское и др.) и контроль над их деятельностью. Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |