КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология социальной работы с молодыми людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками
Злоупотребление спиртным (бытовое пьянство) и алкоголизм не одно и то же. Бытовое пьянство выражается в чрезмерном употреблении спиртных напитков. Они могут употребляться систематически небольшими дозами или нерегулярно большими. При бытовом пьянстве нет тяги к алкоголю, а при алкоголизме есть. Это болезненное состояние, требующее наркологического лечения. Больной не может прекратить или регулировать прием алкоголя. Организм постоянно требует его. Эта болезнь приводит к деградации личности. Наркомания – это зависимость человека от психоактивных веществ. Лучшая борьба с алкоголизмом и наркоманией это профилактика. Она м. б. Первичной, вторичной, третичной. Первичная профилактика может включать в себя технологии: Информационные технологии - телефонное консультирование: а) телефон "горячей линии", задача которого - широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью, об учреждениях, занимающихся лечением, реабилитацией и социальной адаптацией зависимых людей; б) телефон поддержки для зависимых от алкоголя и наркотиков и членов их семей. Эта служба действует в круглосуточном режиме, на телефоне работают сертифицированные консультанты по химической зависимости; в) телефон "доверия", отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают специалисты, профессиональные психологи. Также можно назвать такой источник какInternet, который сегодня изобилует антинаркотической и антиалкогольной информацией. По интенсивности воздействия на психику Internet значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование информационного ресурса Internet просто необходимо. Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики. На любой территории можно внедрить следующие способы: · Технология "выдавливания" наркоманов из определенного района. Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что в другом районе число наркоманов увеличивается. · Волонтерское движение. Достаточно специфическая технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низкого порога воздействия на распространителей и потребителей психоактивных веществ. · Технология "натравливания". Обладает высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности. · Группы поддержки, или группы созависимых, - традиционная и эффективная форма работы по третичной и, отчасти, - вторичной профилактики наркомании и алкоголизма во всем мире. Здесь применяется жизненный опыт родственников алкоголиков и наркоманах. Группы поддержки - это массовое движение. Психологическая работа с созависимыми (равно как и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния психического здоровья общества. Также к технологиям профилактики алкоголизма и наркомании можно отнести образовательные технологии. К ним относятся: · Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения. · Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, ПТУ, техникумов. Основная цель обучения родителей - научить их выстраивать свои отношения с детьми, избегая конфликтов. Освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней. Формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей. · Программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, действующих в образовательных учреждениях и центрах "Семья". Данный тип образовательных программ строится по принципу "тренинг тренеров". Здесь следует придерживаться специальных аспектов химической зависимости и ее профилактики. · Обучение руководителей предприятий тактике административных мер по профилактике наркомании и алкоголизма в трудовых и творческих коллективах. Образовательные программы для учащихся школ, ПТУ, лицеев, техникумов, студентов вузов. Программы профилактики наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков должны осуществляться только высокопрофессиональными специалистами. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с негативными явлениями. Сюда можно отнести клубную работу, временное или частичное трудоустройство подростка. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков: 1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития; 2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению; алкоголя; 3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами; 4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость; 5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации. Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций. Первая функция деятельности социального педагога — диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, — реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий. Вторая функция — прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации. Третья функция — образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы. Четвертая функция деятельности социального педагога — правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка. Пятая функция — организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму. Шестая функция — коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией. В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики: – медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье; – образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности; – психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |