Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки и сущность молодежных проблем

Технология социальной работы с молодежью в пенитенциарных учреждениях.

Пенитенциарный относящийся к наказанию, преимущественно уголовному. В системе органов внутренних дел (МВД) на смену инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), подразделениям по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) пришли подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). Приемники-распределители для несовершеннолетних преобразованы в центры временной изоляции. В последние годы активно развивается движение специалистов по закреплению особого направления в юриспруденции — ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция — система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, т.е. охватывающих ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права. Согласно другому подходу — система норм и институтов, которые связаны с ребенком как субъектом правонарушений, т. е. в которых ребенок выступает как субъект криминального поведения, с одной стороны, и объект профилактического, судебно-следственного и пенитенциарного воздействия, с другой.

Исправительными учреждениями, согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г.), являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Согласно минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), которые были приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г., целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение ухода, опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки, чтобы помочь им в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе. Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должна обеспечиваться вся необходимая помощь —социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, интересов и полноценного развития.

В России еще только зарождается опыт социальной работы с заключенными. Во вновь принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г. указываются три цели наказания:

— восстановление социальной справедливости;

— исправление осужденного;

— предупреждение совершения новых преступлений. В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации были утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т. д.) и заключать браки в СИЗО, были введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий.

Кроме того, новыми правилами заключенным разрешается участвовать в отправлении религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви, в пенитенциарных учреждениях России активно действуют и представители других конфессий. Религиозная деятельность в пенитенциарных учреждениях представлена тремя формами: в виде культовой деятельности, духовно-просветительской работы, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.

В соответствии с исправительно-трудовым законодательством в исправительно-трудовых колониях осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных:

— повышается их социальный статус;

— препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которой подвержены большинство попавших в заключение;

— открывает возможности реализации внутренних потенциалов заключенных, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения;

— помогает выработать адекватную самооценку и т.д. В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе, как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании не предусмотрена должность социального работника. Однако социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается специфическими чертами6:

— она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

— ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

— она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;

— она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

— она не прекращается с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;

— социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях.

В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники, призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д.

Основными задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Обязанностью социального работника является также работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи.

Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.

Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента. Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д.

Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются прежде всего в оказании помощи заключенным:

— в осознании необходимости изменения своей судьбы. Установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки;

— в анализе своих противоправных поступков и потребностей;

— в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта;

— в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например умения принимать ответственные решения;

— в решении административных и финансовых вопросов. Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В статье 6 Исправительно-трудового Кодекса выделяются пять основных направлений исправления и перевоспитания заключенных7:

— режим отбывания наказания — система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного, которая направлена на достижение целей наказания;

—общественно-полезный труд — выступает в качестве обязанности осужденного и права лица, содержащегося под стражей;

— воспитательная работа: к ней относятся культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание;

— общеобразовательная подготовка;

— профессиональная подготовка;

— оперативная деятельность — направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.

Особое внимание следует обратить также на организацию свободного времени заключенных, необходимо создавать возможности для пробуждения их собственной инициативы, знакомить их с реальностью проведения свободного времени вне стен учреждения с последующим обсуждением.

Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов, денежных расчетов. Для этого производится распределение ролей в пределах сложившихся групп. В Дании и Голландии распространен опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10—12 человек (ведение общей кассы для осуществления необходимых покупок, приготовление еды, стирка, уборка помещения и т.д.). Самообслуживание представляет собой серьезную основу развития личной ответственности.

К задачам социального работника в пенитенциарных учреждениях относится также содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным.

Все эти мероприятия и формы работы предусматривают прежде всего установление и развитие социально-полезных связей между заключенным и внешним миром. Все социальные связи, которые поддерживает заключенный можно условно разделить на социально-полезные, социально-нейтральные и социально-негативные. При определении социально полезных связей необходимо учитывать следующие критерии: заключенный стремится к их устойчивости и стабильности, возлагает определенные надежды на их сохранение и развитие в будущем; эти связи способствуют таким изменениям в личности и поведении заключенного, которые приближают его к социально приемлемым стандартам. Таким образом, социально-полезные связи имеют три особенности: заключенный является их активным субъектом; они имеют большое значение для заключенного; они позитивно влияют на самого клиента. Объектом социально-полезных связей могут выступать семья, близкие и друзья, представители бывшего трудового коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления. Задача социального работника — выступать активным посредником, всячески способствовать развитию социально-полезных связей заключенного.

Все эти формы работы уже представлены в деятельности учреждений лишения свободы за рубежом.

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем:

• она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости;

• ее объектом являются лица с высоким ндексом социального неблагополучия и повышенной стрёссогенностью;

• режим отбывания наказания, т.е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания;

• общественно-полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей;

• воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание);

• общеобразовательная подготовка:

• профессиональная подготовка:

• оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлении.

Каждое из этих направлений содержит компоненты социальной работы. Однако социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельную деятельность. которая не является средством исправления и перевоспитания заключенных, а обеспечивает успешное развитие этих процессов.

Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы России являются:

«развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром» повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, помощь в изменении социального статуса;

«помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой — влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого;

• содействие в обеспечении приемлемых сопиально-бытовых
условий предварительного заключения и отбытия наказания;

• помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

• содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т.д.;

• организация и обеспечение социальной защиты тех катего-
рий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т.л.);

• помощь заключенным в поиске социально приемлемой для
них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.);

• помощь в разрешении и изображении конфликтных ситуаций;

• социальное развитие и прогноз развитие учреждения;

• содействие социально-правовой защищенности персонала.

Этот перечень свидетельствует о том, что некоторые задачи свойственны только социальной работе, другие являются пограничными между социальной работой и оперативной деятельностью, воспитательной и образовательной работой, психологией и психиатрией.

Работа с заключенными осуществляется в несколько этапов:

1 этап – При поступлении осужденного в колонию социальный педагог изучаются его документы, документы суда, его личность и причины отклонений в поведении. На этой основе планируется работа с осужденными, определяются формы и методы этой работы.

2 этап – является главным. Реализуется составленная программа. Оказывается помощь подопечному в адаптации к группе, предусматривается возможность конфликта с другими заключенными. Эффективность выполнения программы зависит от ряда причин:

– особенностей осужденного;

– срока пребывания в колонии;

– коллектива, в который он попал;

– воспитательных возможностей учреждения.

3 этап – Заключительный. По отбытии наказания заключенным оцениваются результаты всей работы коллектива колонии.

Задачи социальной работы с осужденными:

– помощь осужденным в преодолении кризиса в связи с нахождением под арестом;

– помощь в составлении плана организации свободного времени на период лишения свободы;

– представление интересов осужденных, исполнения посреднических функций между осужденными и администрацией;

– контроль за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, помощь в проведении профилактики заболеваний;

– предупреждение рецидивов;

– разработка предложений об улучшении положения в местах лишения свободы, содействия в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий;

– помощь в социальном развитии заключенного несовершеннолетнего, включая повышение его социальной культуры, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;

– содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, наркологии, психиатрии и др.;

– организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (инвалиды, несовершеннолетние и т.д.);

– помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, социального интереса;

– поддержание контакта между осужденным и их родственниками, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

– подготовка осужденных к освобождению:

а) помощь в поиске родственников и налаживании утерянных связей, помощь в организации свиданий;

б) юридическая консультация осужденных об их правах и обязанностях;

в) помощь с трудоустройством и жильем;

г) предупреждение родственников освобожденного.

При освобождении должны быть выполнены следующие моменты:

1) осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, личные документы, ценные бумаги, документы об освобождении и его трудовой деятельности;

2) до истечения срока необходимо уведомить местные органы самоуправления и федеральную службу занятости по месту жительства осужденного о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоустройстве и имеющихся специальностях;

3) осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются деньгами или продуктами питания;

4) при отсутствии одежды, необходимой по сезону или средств на её приобретение, осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства.

Поэтому необходимо создать систему социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Эта работа должна включать социальную реабилитацию и постпенитенциарную адаптацию.

Социальная реабилитация должна предусматривать не только комплекс мер социального характера (оказание содействия в восстановлении родственных связей, оформлении и получении документов, трудовом и бытовом устройстве), но и мероприятия социально-педагогической направленности.

В постпенитенциарный период осуществляется социальная адаптация. Она помогает освободившемуся осужденному включают в реальные социальные процессы и отношения.

В постпенитенциарный этап у освободившегося может возникнуть необходимость в получении помощи:

– в оформлении документов;

– в поиске работы;

– в поиске места проживания и прописки;

– в решении проблем здоровья;

– в налаживании отношений с родственниками;

– в решении психологических затруднений;

– материальной помощи.

Все проблемы решаются в разных учреждениях и инстанциях, требуют обращения к разным специалистам. Оказание социальной помощи бывшему осужденному должно включать социально-педагогическую составляющую, направленную на развитие адаптационных механизмов.

Специфика молодежных проблем:

-в молодежной популяции существует более тесная связь между медико-биологическими характеристиками субъекта и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении мир взрослых;

-молодое поколение характеризуется собственным набором социальных проблем, свойственных ему в большей степени, чем всем другим социальным группам;

-молодежные проблемы в большей степени влияют на перспективы развития общества (например, преступность среди несовершеннолетних в большей степени повлияет на нравственные нормы, нежели чем преступность среди группы населения в возрасте 40-65 лет);

-подростки, молодежь в большей степени чувствуют, сопереживают свои неудачи, это происходит из-за недостатка жизненного опыта и повышенной эмоциональности, что значительно снижает их способность цивилизованно решать конфликтные ситуации;

-молодежные проблемы в большой степени связаны с общими социальными проблемам, противоречиями общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль социальных работников в микрорайоне | Пятый фактор – отсутствие навыков самопрезентации и поведение молодых специалистов на рынке труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.