Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная поддержка безработной молодежи

Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX в. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 г. во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Принято считать, что безработица — это своеобразная плата за рынок, это издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борьбе (а рынок, как известно, без этого не существует) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась со все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок.

Наиболее адекватно понятие занятости раскрыто в законе «О занятости населения в РФ» (в новой редакции 1996 г.), в ст. 1 которого подчеркивается: «Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход». Статья 2 указывает на то, что занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Безработными (ст. 3) признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, — паспорт и документ об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Не могут быть признаны безработными граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Итак, безработица рассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного и желающего работать населения. С крушением административно-командной системы управления наряду с другими рынками появляется и рынок труда, на котором и происходит купля-продажа рабочей силы. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между работниками и предпринимателями по поводу включения первых в процесс общественного производства через механизм спроса и предложения. При этом должны функционировать важнейшие компоненты рынка труда: свобода предпринимателей (ограниченная лишь законом) в найме работника; свобода граждан в продаже своей рабочей силы и оплаты в соответствии с ее квалификацией. В то же время свобода продажи рабочей силы не может быть обеспечена без гарантий свободы передвижения, выбора места и сферы приложения труда.

Современный рынок труда довольно разнообразен. Современное производство, основанное на информационных технологиях, предполагает гибкость, мобильность в отношениях спрос—предложение на рынке труда. Поэтому в теоретических разработках наших дней для характеристики развитого, цивилизованного рынка труда используется понятие «гибкий рынок труда», где спрос и предложение находятся в оптимальной зависимости, соответствующей нуждам и потребностям современного производства.

Важнейшими элементами рынка труда являются спрос и предложение.

Для того, чтобы определить формы и направления воздействия на рынок труда, необходимо в первую очередь выявить факторы, влияющие на уровень безработицы и типы безработицы. На наш взгляд, факторы можно разделить как минимум на две группы.

Первая группа факторов действует более длительный промежуток времени и воздействует на рынок труда. К данной группе относятся: демографические колебания, создающие избыток либо недостаток рабочей силы; миграционные процессы; уровень культуры, национальные традиции, ценности и, в особенности, культура труда; социально-природные катаклизмы: войны, Революции, стихийные бедствия и т. д.; экономические факторы: тип экономики (рыночная, плановая), экономические кризисы и подъемы, качество социальной жизни, развитость технологий и т. д.; научно-технический прогресс.

Вторая группа факторов носит локальный характер, как правило, ограниченный либо местом, либо временем проявления: процесс суверенизации в России; конверсия военного производства; сокращение армии; изменение форм собственности; либерализация цен; непросчитанные социально-политические решения властей; уровень развития служб занятости и профессионализма ее кадров и многие другие факторы.

Конечно же, каждый из названных факторов может оказывать как отрицательное, так и положительное воздействие на рынок труда.

Многие из названных факторов легли в основу классификации безработицы, выделения ее видов. Структурная безработица связана с закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением выпуска продукции ряда отраслей (например, в связи с социальной переориентацией экономики, уменьшением числа занятых в аппарате управления и т. п.). Проблемы, связанные со структурной безработицей, должны решаться на государственном уровне: принятие общегосударственных и территориальных программ помощи в перераспределении и переподготовке кадров, выплаты пособий на период переподготовки и трудоустройства, поддержки в формировании новых современных ресурсосберегающих отраслей производств, и т. д.

Технологическая безработица связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, с механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочих рук оказывается ненужной, либо требуются люди нового уровня квалификации. С осуществлением технологического переворота число высвобождаемых по этой причине работников будет расти. Их нужно либо полностью переучивать, либо занимать в процессах, не требующих высокой квалификации на основе развития сферы услуг, и т. д. Эту проблему можно решить преимущественно в рамках данного коллектива и за его счет.

«Экономическая», или циклическая, безработица носит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе, или связана с цикличным характером экономики.
Значительное увеличение количества товаропроизводителей, конкурирующих между собой, приведет к увеличению терпящих банкротство, вынужденных перепрофилировать производство или закрываться. При этом возрастает безработица. Такая безработица неизбежна, она является органической составной частью рыночного механизма. Ликвидировать эту форму безработицы невозможно. Ее нужно учитывать и оказывать поддержку (в виде помощи в переквалификации и трудоустройстве, назначении временных пособий) работникам обанкротившихся предприятий (но так, чтобы сохранить стимулы и индивидуальную инициативу в поиске новой работы).

Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления, всегда есть какой-то временной промежуток между уходом человека с одной работы и приходом на другую.

Застойная безработица — это безработица способных к труду людей, которые по каким-то причинам либо не хотят работать, либо длительное время не могут найти работу. В социальном плане — наиболее опасный тип безработицы: является питательной средой для увеличения числа бомжей, лиц без определенных занятий, для роста преступности, проституции, наркомании, алкоголизма.

Скрытая безработица — одна из форм безработицы, при которой работник формально числится на предприятии, но находится в неоплачиваемом срочном или бессрочном отпуске. Имеет разновидности в виде сокращенной рабочей неделе, неполного рабочего дня, оплачиваемой работы при наличие заказа и т. д. В России скрытая безработица достигает огромных размеров, зачастую в два-три раза превышающую явную безработицу.

Женская безработица — один из наиболее распространенных видов безработицы, возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший чем мужчины социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детсадами и т. п.). Принцип справедливости требует, чтобы и мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе в семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости. Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, развивающих рыночную экономику.

Молодежная безработица возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в вуз, техникум или ПТУ либо устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, либо оно не устраивает молодого человека).

Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений. Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство и т. д.

Профориентация подростков и молодежи является одним из приоритетных направлений реализации молодежной политики. В рамках направления мол. политики «Карьера» реализуются проекты, способствующие:

· вовлечению молодежи в профессионально ориентированную деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, трудовых отрядов старшеклассников и других форм занятости молодежи;

· внедрению форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;

· разработке эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;

· развитию взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;

· созданию условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и обеспечению его законных прав и интересов;

· поддержке и популяризации инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, в сфере технологий и научно-промышленных разработок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура работы над проектом | Социальная работа с молодыми мигрантами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.