КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психотехнологии в социальной работе с молодежью
Психосоциальные технологии: превентивные (профилактика психических и социальных девиаций); реабилитационные (восстановление психики после деструктивного влияния); социализирующие (повышение социальной адаптации); коррекционные (исправление негативных тенденций в психике); интегративные (повышение целостности психики). Применяется психологическая диагностика и коррекция в социальной работе с молодежью. Психокоррекционные методы: арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия, социально-психологический тренинг, дневниковые методы и др. Опыт развития технологий социальной работы в XX в. дает все основания выделить в специфическую группу методы оказания помощи нуждающимся, использующие психолого-ориентированные теории и психотехнологии. Современная стратегия психосоциальной работы ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия, направленные на изменение жизненной ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. Анализ технологий современной массовой практики социальной работы за рубежом показывает, что доминирующей по-прежнему является психодинамическая модель. Она использовалась на протяжении более 70 лет, начиная с 20-х гг. Основные понятия этой теории, опирающиеся на психоанализ. Интегративность психодинамической модели позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению индивидуально-личностных проблем клиента. Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка специфики возникшей проблемы, диагностика степени ее актуальности, использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи. Таким образом, технологии социальной работы, основанные на психодинамической теории, используют методики защиты клиента, распространенные в психотерапии, медицинской практике. Основу экзистенциальной модели социальной работы, использующей соответствующие подходы, составляет принцип, согласно которому при анализе поведения клиента необходимо учитывать, как клиент воспринимает и интерпретирует окружающий его мир и как он оценивает свой социальный статус. Социальные работники, использующие технологии, основанные на этой модели практики, большое внимание уделяют рассмотрению специфики требований клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (например, семье) и непосредственном социальном окружении, считая, что именно там надо искать многие причины наступившего кризиса. Дальнейшее развитие экзистенциальная модель социальной работы получила в связи с возрастанием внимания к девиантным отношениям и поведению. В частности, социальные работники стали активизировать работу в «социальных сетях», среде обитания клиента, анализируя причины возникающих конфликтов при его общении с другими людьми. В соответствии с этим социальный работник должен учитывать личностные конструкции, имеющиеся у клиента, что помогает понять причины поведения клиента, приведшего к его личностному дискомфорту. Следует иметь в виду, что проблемы клиента во многом детерминированы именно его прошлым опытом. Эффективность данной модели социальной работы наглядно проявляется при решении проблем этнических групп, у представителей которых возникают конфликты в связи с тем, что их личностные реконструкции внешнего мира, основанные на их прошлом социальном опыте, и их новое социальное окружение вступают в противоречие. По-видимому, положительного результата можно достичь, используя эту модель и при работе с группами социального риска, многие представители которых относятся к так называемым недооцененным группам. Важным в этом случае является изменение смысла жизни клиента. Один из основных принципов гуманистической модели социальной работы — стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своего личностного статуса понять самих себя и характер влияния окружающего мира. При использовании этой модели социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному восприятию возникшей ситуации или мира в целом. Одна из действенных методик в этом случае — оптимизация взаимоотношений социального работника и клиента. Причем социальному работнику следует прибегнуть к технологии «активного слушания», основные компоненты которой — эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений. Одна из особенностей этой модели социальной работы — недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник должен, во-первых, объяснить клиенту, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно, только общаясь с другими людьми, и что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему выбрать стратегии действия, подчеркивая важность определения каждым человеком своего предназначения в жизни. Ситуативно-ролевая игра может применяться в процессе подготовки специалистов в области социальной работы. Некоторые исследователи считают, что социальные работники должны играть определенную роль, обусловливающую тактику их взаимоотношений с клиентом в процессе общения: роль посредника, Друга, наставника. Эти роли могут изменяться на разных этапах общения социального работника с клиентом. В этой связи существенно важны установки и практика определенного стиля общения, коммуникаций людей в соответствии с представлениями об их социальной роли в жизни. В технологическом плане весьма значительными являются методы освоения известных образцов поведения, моделей общения людей, играющих различные и идентичные роли. Коммуникативная модель социальной работы занимает особое место — с одной стороны, она объединяет различные психологические исследования средств, механизмов вмешательства в проблемы клиентов; с другой стороны, она является как бы связующим звеном между различными теориями социальной работы; кроме того, она способствует пониманию социальными работниками своей основной задачи. Особое место этой модели социальной работы обусловлено спецификой самой коммуникативной теории социальной работы, которая, являясь комплексно-интегративной, использует данные различных психологических, социальных и социально-психологических исследований (например, в технологиях социальной работы используются различные теории личности — эго-психология, бихевиористские теории и др.). Коммуникативная модель социальной работы как бы обобщает все теории коммуникаций и оттеняет все достоинства или недостатки аспектов, которые рассматриваются в них. В коммуникативной модели социальной работы, так же как и в ролевой модели, существенно важным является учет обстоятельств взаимодействия людей, исполняющих те или иные роли. Главная проблема в этой связи — следование определенным ролям и отклонение от них в различных и сходных социально-психологических ситуациях. На этой основе и разрабатываются оптимальные технологии социальной работы. Но коммуникативная модель помимо ролевых проблем учитывает структуру средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия схем, характера общения людей в процессе коммуникации. В этом смысле коммуникативная модель является основанием для выявления всех связей клиента и определения их эффективности, особенно в тех группах и ситуациях, которые являются ценностно-значимыми для индивида (это прежде всего семья и другие группы первичного окружения личности). В процессе общения с клиентом социальный работник должен убедить его, что проблемы часто возникают из-за того, что человек неадекватно воспринимает информацию, неудачно выбирает ее. Оценка этой информации часто непонятна другим людям, вследствие чего и обратная связь может восприниматься неадекватно. В данном случае возникает блокировка информации. Социальному работнику в таком случае важно найти причины этой блокировки и устранить возникшие «поломки» оценки и обработки информации. В связи с этим социальный работник должен владеть методиками выявления характера коммуникативных отношений (которые могут быть симметричными, комплиментарными и иметь вид симметричной «эскалации»), имеющихся у клиента. Одна из технологий, используемых социальным работником, предпочитающим коммуникативную модель социальной работы, — обучение клиента самовыражению и смысловому восприятию. Овладение этими компонентами коммуникативного процесса очень важно для клиента, так как именно общение способствует вхождению клиента в различные социальные группы, освоению их норм, обычаев, принятие или непринятие которых влияет на характер взаимодействия внутри этих групп. Социальный работник должен вовремя прогнозировать возможные интерпретации информации, которую он собирается предоставить клиенту. Существенным моментом в этой связи является умение социального работника анализировать и реконструировать информацию, получаемую от клиента, для выявления мотивационно-целевой направленности коммуникативных программ и взаимодействий клиента. Таким образом, коммуникативная модель как бы нейтральна по отношению к другим моделям социальной работы, так как ее методы способствуют повышению эффективности использования других моделей практики социальной работы. [1] Ст. 117. Общественные и религиозные организации (объединения) Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // Электронное периодическое издание Законодательство России. Январь 2007 [2] Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ // Электронное периодическое издание Законодательство России. Январь 2007 [3] О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: федеральный закон от 28.06.95 г., № 98- ФЗ (со всеми последующими изменениями и дополнениями) // Электронное периодическое издание Законодательство России. Январь 2007 [4] О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: федеральный закон от 28.06.95 г., № 98- ФЗ (со всеми последующими изменениями и дополнениями) // Электронное периодическое издание Законодательство России. Январь 2007.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |