КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы метода бухгалтерского учета
Сущность метода бухгалтерского учета. Лекционный материал темы Метод бухгалтерского учета и его основные элементы Вопросы лекции: 1. Сущность метода бухгалтерского учета. 2. Элементы метода бухгалтерского учета.
Метод любой науки представляет собой совокупность способов, элементов, приёмов применяемых в определённой последовательности и взаимосвязи, при помощи которых она изучает и раскрывает свой предмет. Метод бухгалтерского учёта представляет собой взаимосвязанное двойственное отражение на счетах, балансовое обобщение, оценку и соизмерение юридически доказательной информации об объектах бухгалтерского учёта, выраженной в едином денежном измерителе. К элементам метода бухгалтерского учёта относятся: документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, система счетов, двойная запись, балансовое обобщение(баланс) и отчетность.
Документация - это первичная регистрация и юридическое оформление хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за объектами имущества организации и за всеми операциями и процессами, подлежащими документальному оформлению. Первичная регистрация информации может быть осуществлена как на бумажных, так и на машинных носителях информации, имеющих юридическую силу первичных документов. Документальное оформление операций является важнейшим средством контроля за соблюдением законности их осуществления. По документам проверяется правильность и достоверность оформления поступающих материальных ценностей, их расход на цели производства и прочее выбытие. Начисления и выплата заработной платы также подлежит обязательному документальному оформлению, как и все другие операции по расчётам с физическими и юридическими лицами. С древнейших времён в бухгалтерском учёте известен такой приём проверки достоверности данных учёта реальному наличию имущества как инвентаризация. В учёте могут возникать не преднамеренные арифметические ошибки при оформлении операций, при подсчётах итоговых записей, при измерении и взвешивании объектов. Могут иметь место и хищения, злоупотребления, а также естественные потери (усушка, испарение, распыление и др.). В этих целях для проверки соответствия данных учёта реальному наличию ценностей проводится инвентаризация. Инвентаризация - это специальный способ проверки реального наличия имущества и состояния расчётов, сопоставления их с данными учёта и оформления выявленных расхождений. Инвентаризации подлежат основные средства, нематериальные активы, капитальные и финансовые вложения, незавершённое производство, производственные запасы, денежные средства, а также все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственным лицам. Инвентаризация проводится в плановом порядке, а также при смене материально-ответственных лиц, при смене организационно-правовой формы организации, при установлении фактов хищения, злоупотреблений, порчи ценностей и в ряде других случаев. Выявленные при этом недостачи, в зависимости от причин, относят в учёте на счета затрат или погашают за счёт виновных лиц, а излишки приходуют. Тем самым учётные данные приводят в соответствие с действительным наличием средств организации. В первичных документах сведения о наличии и движении имущества, о выполненных объёмах работ, об отработанном времени и другие сведения могут быть отражены как в денежных, так и в натуральных и трудовых измерителях. Для выражения объектов бухгалтерского учёта в обобщающем денежном измерителе применяют такой приём бухгалтерского учёта как стоимостная оценка. Оценка - это способ выражения в денежном измерении имущества организации, ее источников, обязательств, хозяйственных процессов и финансовых результатов. Оценка должна проводиться единообразно в организациях различной направленности и различных форм собственности, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Так основные средства и нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, в других формах отчётности и регистрах учёта, они показываются по первоначальной стоимости, с отражением одновременно их первоначальной стоимости и сумм износа. Производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления, готовая продукция - по фактической производственной себестоимости ее изготовления. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, переводятся в денежные с помощью цен, расценок, тарифных ставок. Калькуляция - это способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных средств и предметов труда, произведённой готовой продукции, выполненных работ и услуг в денежной оценке. Калькуляция может быть рассчитана как на весь выпуск продукции, объём работ, услуг, так и на единицу продукции, договор, услугу. Калькуляционные расчеты оформляются в специальном документе с указанием статей калькуляции и сумм по ним. Калькуляция используется для определения договорных цен, для целей анализа и планирования, для определения финансовых результатов деятельности организации. В целях последующей группировки и обобщения информации по определённым признакам и на определённую дату все хозяйственные операции подлежат отражению на бухгалтерских счетах. Счёт - это экономическая группировка в виде таблицы текущей информации о состоянии имущества организации, источниках ее образования и хозяйственных операциях с объектами бухгалтерского учёта. Отражению на счетах подлежат все хозяйственные операции, зафиксированные в первичных документах. Любая хозяйственная операция вызывает двойственное изменение либо средств организации (например, переход их из денежной формы в товарную, преобразование из сырья в готовую продукцию и т.д.), либо источников их образования (например, за счёт прибыли формируются фонды и резервы организации), либо вызывают необходимость осуществления расчётов (за поступившие товарно-материальные ценности, за отгруженную продукцию и т.д.). То есть каждая хозяйственная операция объективно требует её отражения методом двойной записи на двух различных счетах бухгалтерского учёта в равных суммах. Обобщая вышеизложенное, отметим, что двойная запись - это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, путём двойственного отражения информации на дебете одного и кредите другого счёта в равных суммах. Тем самым объекты бухгалтерского учёта получают единообразное отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное контрольное и информационное значение. Двойная запись позволяет осуществить балансовое обобщение информации. Суть балансового обобщения в сопоставлении имущества организации, т.е. ее активов с источниками их образования, т.е. с собственным капиталом и обязательствами иначе пассивами в стоимостном выражении на определённую дату. Такой датой обычно является отчётный период (месяц, квартал, год). Результатом балансового обобщения выступает бухгалтерский баланс - как одна из обязательных форм финансовой (допускается употребление термина бухгалтерской) отчётности. Бухгалтерский баланс - это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации в денежной оценке на определённую дату (как правило, на 1-е число месяца). Средства (имущества) организации отражаются в бухгалтерском балансе в двух группировках: с одной стороны - по структуре(видам средств), с другой стороны – по источникам их образования и формирования. Бухгалтерский баланс (ф. №1) вместе с другими формами обязательной финансовой отчётности, а таковыми являются отчёт о прибылях и убытках ф. №2, отчёт об изменении капитала ф. №3, отчёт о движении денежных средств ф. №4, отчет о целевом использовании полученных средств ф. №5 характеризуют финансовое состояние организации и позволяют осуществлять экономический анализ ее производственно-финансовой деятельности. Отчётность - это система сводных показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определённый период (месяц, квартал, год). Показатели отчётности используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения организации на рынке товаров, работ и услуг. Составление и утверждение, в соответствии с законодательством, бухгалтерской отчётности является завершающим этапом учётной работы в организации. Обобщая выше изложенные положения, отметим что, метод бухгалтерского учёта использует четыре пары приёмов отражения информации о своих объектах для познания сущности предмета бухгалтерского учёта в целом, а именно: 1. документация и инвентаризация; 2. оценка и калькуляция; 3. система счетов и двойная запись; 4. бухгалтерский баланс (балансовое обобщение) и отчётность. Все эти приёмы выступают в строгом единстве и в совокупности обеспечивают непрерывное, сплошное, документально и юридически обоснованное системное отражение в бухгалтерском учёте учитываемых объектов в натуральных, трудовых и денежных измерителях на счетах бухгалтерского учёта, в регистрах учёта и формах отчётности. В совокупности это и есть система бухгалтерского учёта.
Литература Основная: 1. Егомостьев Н.А. Теория бухгалтерского учета: учеб.-метод. комплекс для студентов экономических специальностей / Н.А. Егомостьев, Л.К. Ловкис. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 320с. 2. Снитко М.А. Теория Бухгалтерского учета: Учебн. Пособие.-Мн.: Современная школа,2006.-312с. 3. Папковская П.Я. Теория бухгалтерского учета: учеб. Пособие/ П.Я. Папковская, М.А. Снитко. – Минск: РИПО, 2010. – 280 с. 4. Стражев В.И. Теория бухгалтерского учета: учебник/ В.И. Стражев. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш.шк., 2012. – 142с.: ил.
Дополнительная: 5. Папковская П.Я. Сборник задач по теории бухгалтерского учета: Учеб. Пособие.-Мн.: «Амалфея», 2003г. Контрольные вопросы по теме: 1. Метод бухгалтерского учета и его основные элементы. 2. Сущность и значение первичного наблюдения. Документация, как важнейший источник информации хозяйственной деятельности организации. 3. Значение документов в оперативной работе, финансовом контроле и ревизии. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов. 4. Инвентаризация, ее сущность и значение, виды инвентаризации. 5. Сущность и значение бухгалтерской отчетности, ее виды. 6. Оценка объектов бухгалтерского учета, ее цели и принципы. 7. Калькуляция как способ группировки затрат, их измерения и определения себестоимости продукции. 8. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их назначение, строение. 9. Сущность двойной записи на счетах, ее контрольное и информационное значение. 10. Счета синтетического учета, их сущность и назначение. Понятие о субсчетах. 11. Бухгалтерский баланс, его строение и содержание. 12. Оценка активов организации. 13. Заемные источники хозяйственных средств и их характеристика.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |