Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организованность как мера организации системы определяется по отклонению или степени несоответствия текущего состояния организации целевому организационному состоянию

Тектология: насколько целое больше суммы частей – настолько оно организовано.

 

Тема 2. Классификация организаций и организационных отношений

 

Признаки классификации организации.

Типология организаций.

Социальные и хозяйственные организации.

Организационно-правовые формы организаций.

Объединения организаций.

Классификация, внутренняя и внешняя среда организационных отношений.

Жизненный цикл организаций.

Организация – основная единица («ячейка») экономики. Организация - группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общей цели.

Характеристики:

1) ресурсы;

2) зависимость от внешней среды;

3) горизонтальное разделение труда, дифференциация функций, специализация (производство, финансы, маркетинг и т.д.);

4) наличие структуры, подразделений;

5) вертикальное разделение труда – специализация управления;

6) необходимость управления.

Классификация организаций важна по трем причинам:

- нахождение сходных организаций по каким либо параметрам – минимум методик для их анализа и совершенствования:

- возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.

- принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношения к налоговым и другим льготам.

По правовой форме:

1. Юридическое лицо

2. Неюридическое лицо - подразделение

3. Неюридическое лицо – предприниматель

4. Неформальная организация граждан

Основные признаки классификации:

-отношение к власти - правительственные и неправительственные

Статус правительственных организаций дается официальным органам власти, на которых распространяются привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.

-отношение к главной цели - общественные и хозяйственные

Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества во внутренней среде, а хозяйственные - во внешней для организации среде.

-отношение к прибыли - коммерческие и некоммерческие

Коммерческие организации строят свою деятельность на получение максимальной прибыли в интересах учредителей, а некоммерческие организации - удовлетворении общественных потребностей.

-отношение к бюджету - бюджетные и внебюджетные

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС.

Внебюджетные организации - самостоятельно изыскивают источники финансирования.

-по форме собственности – государственные, муниципальные, общественные, частные, со смешанной собственностью

-по уровню формализации - формальные и неформальные

Формальные организации - зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества, которые выступают как юридические лица или неюридические лица (филиал). Неформальные организации - незарегистрированные в государственных органах организации

-по отраслевой принадлежности (промышленные, сельско-хозяйственные, транспортные и т.д.);

-по самостоятельности принятия решений: головные (материнские), дочерние и зависимые;

-по размеру и численности членов (крупные, средние, малые).

Существует тенденция разделения организаций на две части - управленческую и предпринимательскую, каждая из которых представляет юридическое лицо. Управленческая организация в форме учреждения сосредотачивает у себя стратегическое управление, маркетинговые функции и функции учета. Предпринимательская организация в форме ООО, ОАО и др. концентрирует обслуживающие и производственные функции. Кроме организационных преимуществ такое разделение уменьшает налогообложение всей организации.

Такое учреждение относится к некоммерческим организациям и осуществляет координацию работы всех бизнес-единиц этой группы.

Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

- межличностные, бытовые отношения;

- отношения по уровням управления;

- отношения к человеку общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

- Материальное стимулирование и ответственность;

- Прожиточный уровень, льготы и привилегии

Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов и общества во внешней для организации среде.

К хозяйственным организациям относятся:

- Юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций)

- Неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций на базе индивидуально-трудовой деятельности.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности:

- государственную,

- муниципальную,

- общественную,

- арендную,

- частную,

- групповую, в том числе и смешанную, когда государство имеет только часть акций, а остальные принадлежат частным лицам - физическим или юридическим.

Хозяйственные организации принято разделять на 4 группы:

- микро

- малые

- средние

- крупные.

Критериями такого разделения могут служить:

- численность персонала

- стоимость имущественного комплекса

- значение выпускаемой продукции

- доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

- По времени действия: бессрочные и временные.

- По сезону активного действия, что дает возможность организации набирать персонал на циклический срок.

- По масштабу производства: единичное, серийное и массовое типы производства

- По специализации производства: специализированные и универсальные.

- По номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство.

Организационно-правовые формы организаций.

 

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ в стране создаются и функционируют следующие организационно-правовые формы малого предпринимательства:

- Хозяйственные товарищества

- Хозяйственные общества

- Производственные кооперативы

- Государственные унитарные предприятия

- Муниципальные унитарные предприятия

Хозяйственные товарищества

Полное товарищество

– участники заключают договор о совместном ведении хозяйственной деятельности.

Источник формирования имущества – вклады участников

Не требуется устав.

Создаётся и действует на основании учредительного договора.

Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям.

Каждый участник уплачивает налоги со своего дохода.

Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Смешанное (коммандитное) товарищество или товарищество на вере.

Наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесённых ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности.

Не требуется устав.

Создаётся и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товариществами.

Хозяйственные общества.

Общество с ограниченной ответственностью.

Учреждается одним или несколькими лицами.

Уставный капитал разделён на доли, что зафиксировано в учредительных документах.

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесённых ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью

Участники отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Акционерные общества.

Уставный капитал АО делится на определённое количество акций.

Участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытое АО.

Участники ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

ОАО может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.

ОАО публикует открытый годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков.

Закрытое АО.

Акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц.

ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами.

ОАО и ЗАО имеют устав, в котором помимо традиционных сведениях указаны условия о категориях выпускаемых обществом акциях, их номинальная стоимость и количество, размер уставного капитала общество, права акционеров, состав и компетенция органа управления общества, порядок принятия им решений.

Дочернее общество.

Дочерним признаётся хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним по сделкам, заключенным последним во исполнение его указаний.

Зависимое общество.

Другое, преобладающее или участвующее общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала ООО.

Производственные кооперативы.

ПК или артель – добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии.

В ПК объединяются имущественные паевые взносы его членов.

Сферы деятельности: производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

ПК имеет устав.

ПК не вправе выпускать акции, каждый его член имеет один голос при принятии решения общим собранием.

Унитарные предприятия.

УП – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. Имущество УП неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами.

Имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Юридическим лицом признается организация, которая: зарегистрирована в установленном порядке;

- имеет расчетный счет в банке;

- имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

- отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

- выполняет возложенные обязанности;

- имеет самостоятельный баланс или смету;

- может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юрлица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов перечисленных для юрлица.

Ключевые элементы организации

Миссия – вербальное (словесное) выражение социально значимого, стратегического функционального назначения организации.

Цели (желаемые результаты) – конкретные направления реализации миссии. Цели должны быть непротиворечивыми.

Стратегия - долговременный замысел, определение на перспективу направления развития и деятельности организации.

Бизнес-процессы – процессы, связанные с производством товаров и услуг.

Структура – фиксированные взаимосвязи между элементами.

Системы – процедуры, стимулирующие функционирование и развитие организации (система ответственности, информационная система, система обратной связи, система мотивации, система обучения).

Люди и квалификации – важнейший ресурс.

Организационная культура – комплекс правил, норм, традиций поведения, отношения.

Внешняя (деловая, бизнес-) среда

Все силы и факторы внешней среды организации можно разделить на 2 большие группы:

- СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (МИКРОСРЕДА)

- СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (МАКРОСРЕДА)

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации:

-Поставщики (сырьё, материалы, капитал)

-трудовые ресурсы,

-законы и учреждения государственного регулирования (местные, федеральные, международные)

-потребители

-конкуренты (прямые, косвенные)

Под средой косвенного воздействияпонимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но тем не менее сказываются на её деятельности и управлении ею:

-Экономические – состояние экономики

Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. Из истории, к примеру, известно, что киноиндустрия процветала, когда экономика находилась в плачевном состоянии.

-Научно-технические и технологические (научно-технический прогресс),

ТЕХНОЛОГИЯ является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

-Социокультурные

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Растущее осознание важности спорта и хорошего питания привели к быстрому распространению, например, спортивных кроссовок, витаминных добавок и центров избавления от избыточного веса. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.

-политические

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.

Другой элемент политической обстановки — это группы особых интересов и лоббисты. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рывки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности.

-международные

Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Международная среда обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

Руководители могут исходить из некорректной предпосылки о сходстве деловой практики дома и за границей.

-групповые

Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней населения района, города, области, в которых та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. В каждом городо, области существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. В некоторых из них политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения.

Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местными контактными аудиториями - финансируют школы, занимаются благотворительной деятельностью и т.п

Жизненный цикл организаций.

Развитие любой системы циклично.

Концепция жизненного цикла применима к организации, товару (продукту), семье и т.д.

ЖЦ организации – период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как

- создание

- рост (развитие)

- зрелость (стабильность)

- упадок.

Стадия жизненного цикла накладывает отпечаток на цели и задачи, принимаемые решения и способы их выполнения.

Особенности стадий:

-создание – этап предпринимательства

-рост – этап формирования коллектива, развития коммуникаций, время активных контактов и высоких обязательств

-зрелость – этап формализации правил, возрастания роли высшего руководства, роли иерархии в системе

-упадок – поиск путей выхода из кризиса

ЖЦ организации увязан с жизненным циклом производимого продукта.

Модель двух S-образных кривых.

Залог успеха – предупреждение кризиса, переход на новый вид продукции, на новую S-образную кривую.

 

 

 

1 – кривая текущих улучшений. Стратегия – лучше делать то, что уже делаем

2 – кривая будущих новшеств

 

А – точка перехода на новый виток развития

В – начало спада

Проблемы:

- необходимо поддерживать кривую 1, чтобы кривая 2 прошла стадию развития

- необходимо планировать перемещение ресурсов с 1 к 2, поскольку рост требует инвестиций

- неоднозначность и противоречия при использовании двух стратегий

Традиционное определение менеджмента - это управление рыночными структурами в условиях рыночной экономики.

Менеджмент - это наука или управленческая практика? Если это управленческая практика, там законов вообще быть не может. Если существует некая наука, тогда практики заявляют, что никаких законов там нет.

Функции менеджмента одинаковы. Это планирование, организация, мотивация, контроль. Другой вопрос, что в каждой стране эти четыре функции реализуются с отчетливой национальной спецификой.

С другой стороны, менеджмент - это некая практика, которая меняется с развитием общества.

Менеджмент развивается в общем так же как и другие науки. Когда возникает новая теория, она не отрицает свою предшественницу. Поэтому новая практика вовсе не отрицает полностью то, что было раньше. Скажем, тейлоровские идеи, научный менеджмент, то с чего, собственно говоря, все начиналось, до сих пор применимы к простому исполнительскому труду при проектировании рабочего места и т. д. Но ограничиваться этим в наши дни просто заведомо невозможно.

По поводу определения что такое менеджмент. Есть эта наука или нет этой науки?Менеджмент, бизнес-школы, система факультетов менеджмента могут привести к тому, что, в общем-то, в основной массе, через некоторые десятилетия у нас будут везде профессиональные менеджеры. Но институционально природу общества они изменить все равно не смогут. Не ждите от менеджмента того, что должны решать институциональные преобразования общества. Это первое.

Как формировалась техническая наука?. И те же самые споры, что и по поводу менеджмента сейчас, были в середине XIX века по поводу изобретательства техники. Ведь Эдисон просто талант. Не было закономерностей, не было технической науки. Была экспериментальная физика и ряд изобретателей, которым сегодня ночью одно приснится, завтра другое, и вот так методом таланта и рациональных методов они решали вопросы новых изобретений, и в общем-то подготовили начало ХХ века. Но к началу ХХ века, когда произошло обобщение, сформировались модели технической науки. Это так называемая теория машин.. Все, что касается сопромата и т. д. - это технические науки, они действительность, и потом возникли конструирование, проектирование как виды постоянной и научной технической деятельности. Вот мы, наверное, и в области менеджмента пока находимся на этом этапе. Не надо бояться говорить, что здесь нет закономерностей. Мы движемся к формированию общематериальных моделей, принципов деятельности. Когда говорят, что есть основные функции менеджмента, но есть национальные формы проявления их, то я сказал бы, что в этом и есть постепенное движение. И поэтому наша наука иная наука. Она междисциплинарна по своей природе. Она не может ограничиться только знанием экономики.

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (рис. 2.1.).

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Вклад различных направлений

 

Школа научного управления
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.

 

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

Принципы управления Анри Файоля

 

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкция.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6 Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорция между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, ио было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно,хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Наука управления или количественный подход

Математика, статистика, инженерные науки и связанные сними области знания внесли существенный вклад в теорию управления.

Исследование операций, математическое моделирование, теория игр и пр.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок, фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков. Связующие процессы

Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, давайте сначала определим, что такое система.

СИСТЕМА — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Даже для монастыря — чтобы действовать в течение длительного времени — необходимо, чтобы приходили люди и поступали продукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

 

 

Рис. 2.3.Организация - открытая система.

 

ПОДСИСТЕМЫ. Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, — каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из болеемелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Проржавевший проводок от аккумулятора не подает ток в электросистему автомобиля, вследствие чего не может работать вся машина. Точно также работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления — главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ. Рис. 2.3. представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукциюили услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

В оригинале contingency approach — вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Используя наиболее адекватный термин «ситуационный подход», не следует путать его с «методом ситуаций» (case method), широко применяемым в обучении менеджеров путем анализа конкретных примеров, случаев из практики управления. Метод ситуаций — основа методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса, самой престижной в США, где накоплены многие сотни глубоко проработанных ситуаций по разнообразнейшим аспектам управления. Такой подход характерен для весьма влиятельной и эмпирической школы в управлении, где опыту придается большее значение, чем научным методам

Практически все элементы науки управления взаимосвязаны между собой: менеджмент, теория управления, теория организации, организационное поведение, «Управленческие решения» и т.д.

 

Тема 3. Организация и управление

 

Соотношение между понятиями «организация» и «управление».

Система управления организацией.

Задачи управления современной деловой организацией.

Ресурсы организации.

Структура системы управления организацией (методология, процесс, структура и техника управления организацией).

Функциональное содержание организации.

Формирование функциональной и организационной структуры управления.

Типология организационных структур управления.

Самоорганизация и самоуправление, их виды и элементы.

Синергетическая концепция самоорганизации.

 

Соотношение между понятиями «организация» и «управление»

Управление – процесс формирования и реализации целенаправленного воздействия на объект-систему, основанный на обратной связи, на информационном обмене между субъектом и объектом управления.

Под управлением в контексте теории организации понимается целенаправленное управление развитием сложных динамических систем.

Если говорить об организации как о процессе, то это – одна из функций управления.

Если говорить об организации как о явлении, то организация может выступать как субъектом, так и объектом управления.

Обратная связь – саморегулирование системы.

Обратная связь – воздействие результатов функционирования системы (объекта) на характер этого функционирования.

Различают положительную и отрицательную обратную связь.

Положительная ОС обычно приводит к неустойчивой работе системы, отрицательная – к ее стабилизации. Именно отрицательная ОС порождает движение вперед, прогресс, конкурентную борьбу.

«Отклонение от нормы служит стимулом возвращения к норме».

Развитие системы (организации) – реализация целевой функции, отклонение от нее и возвращение на заданную траекторию развития.

Механизм управления организацией объединяет 2 взаимосвязанные функции – самоуправление и саморазвитие.

Самоуправление – самостоятельное реагирование системы на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование.

Саморазвитие – накопление информации, выработка новых целей развития и изменение структуры.

Самоорганизация.

Самоорганизация – процесс, приводящий в результате кооперативного взаимодействия подсистем к образованию более эффективных структур с позиции системы.

Т.о, самоорганизация в определенном смысле – эволюция.

Условиями самоорганизации являются:

- проток энергии через динамическую систему

- гетерогенность, разнообразие системы

- отбор – исключение или разрушение отбракованных подсистем или элементов.

Существует два основных подхода к исследованию самоорганизации:

- кибернетический подход подразумевает наличие заранее определенной цели, к которой система стремится самостоятельно, самоорганизуется вокруг нее;

- синергетический подход – механизм не требует цели, самоорганизованность системы проявляется как эффект кооперации между элементами системы.

Поведение и кибернетических и синергетических самоорганизующихся систем выглядит целенаправленным, но в первом случае эта цель задается заранее, а во втором система сама выбирает путь своего развития к более высокой организации.

В настоящее время понятия синергетики и самоорганизации часто используются как синонимы. Самоорганизация и синергетика изучают то, как во времени и в пространстве из хаоса возникает организация (процессы самоорганизации), а также противоположные процессы (самодезоорганизации) в сложных неравновесных открытых динамических системах любой природы.

Самоорганизация системы – процесс изменения ее состояния (или характеристик), который происходит без целенаправленного начала, каковы бы ни были источники целеполагания.

Рынок можно рассматривать как универсальный механизм самоорганизации систем.

Механизмы самоорганизации (Дарвин):

-Изменчивость.

Изменчивость как процесс можно наблюдать в любой социально-экономической системе (организации). Система теряет стабильность, переходит из одного канала эволюционного развития в другой.

-Наследственность.

Наследственность системы – зависимость ее будущего от настоящего и прошлого. Существует термин «память системы».

-Отбор.

Отбор происходит по определенным законам, критериям и правилам, нарушив которые система уничтожит себя.

Система отбраковывает те варианты развития своих элементов, которые препятствуют ее собственному развитию или сохранению стабильности.

Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Как явление техническая самоорганизация - это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, которые обеспечивают заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванный обеспечивать соматическое (телесное) построение объекта (как явление).

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентаций, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация ­конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

Чем жестче система управления, тем меньше простора для творчества и самоорганизации. Однако мы должны достигать поставленной цели. С одной стороны, эффекты самоорганизации достигаются с помощью неформального сотрудничества, несанкционированной деятельности, с другой – с помощью четко обозначенной цели и целеустремленными, четко организованными действиями управляющих.

Эволюция самоорганизации социальных систем предполагает:

- наличие заранее определённой цели

- гибкость, изменчивость и адаптивность структур управления

- диверсификацию, децентрализацию, повышение производительности, сопричастность

- многоцелевое использование производственных мощностей, передачу информации, знаний

- сочетание управления и самоуправления

- самообразование, самовоспитание, самоконтроль

- саморазвитие как переход на новый уровень организации

Саморегулирование – самостоятельное реагирование системы на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

Любой системе присуще самоуправление. Под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо социальной системы. В отличие от регламентного управления в самоуправлении иерархия подчинения или отсутствует либо слабо выражена. Самоуправление предполагает выбор целей, формирование сопутствующих им задач, разработку средств и методов их решения.

Выделяют три принципа самоуправления:

- Принцип вторичности. Самоуправление не может быть первичным в организации.

- Принцип сочетания управления и самоуправление управления.

- Принцип мягкой регламентации. Процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и положениями организации.

Самоорганизующуюся система – система, в которой накопление опыта, запоминание и структуризация информации выражается в изменении структуры системы и уровня ее организации.

Виды СС:

- самонастраивающаяся система – накопление опыта (запоминание информации) выражается в изменении параметров, существенных для цели системы – изменение предложения в соответствии со спросом

- саморазвивающаяся система – самостоятельно вырабатывает цели развития и критерии их достижения, изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики в заданном направлении

- самообучающаяся система – в процессе развития проходит процесс обучения, накапливая опыт, обладает способностью

Гибкие системы управления

Чем меньше регламентирована программа и структура управляемой подсистемы, тем выше её способность приспособления к реальным условиям.

В ряде случаев самоорганизация эффективнее, чем формальная целенаправленная организация и управление.

Система управления организации.

Набор проблем, стоящих перед любой организацией характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления (СУ) организации.

Система управления организации представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, обеспечивающих процесс целенаправленного управления и заданное функционирование организации.

СУ - сложное образование процессов и явлений, совершенствование которого может идти с различной степенью детализации.

Можно предложить следующий набор элементов входящих в СУ и состоящий из 4 подсистем:

- методологии,

- процесса

- структуры

- техники управления.

Методология управления включает:

- цели,

- законы и принципы,

- методы и функции,

- технологии управления и практику управленческой деятельности.

Процесс управления представляет:

- систему коммуникаций,

- разработку и реализацию управленческих решений,

- информационное обеспечение.

Структура управления включает

- функциональную

- организационную структуру,

- схемы организационных отношений,

- профессионализм персонала.

Техника управления включает:

- компьютерную и организационную технику,

- офисную мебель,

- сети связи,

- систему документооборота.

Ресурсы управления (организации):

- Человеческие ресурсы

- Капитал

- Материальные ресурсы

- Технологические ресурсы

- Информация

Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления - механизм управления. Состояние элементов системы управления организации непосредственно отражается на эффективности ее функционирования в целом. Основная задача системы управления - ­формирование профессиональной управленческой деятельности (ПУД), которая рассматривается как процесс и как явление.

Процесс ПУД - совокупность действий (выполнение функций, использование методов и др.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление ПУД - объединение элементов (цели, программы, средства и др.) для реализации миссии организации на основе определенных правил и процедур. Узаконенные и общепринятые правила и процедуры перерастают в стандарты. В теории управления ПУД рассматривается как сочетание науки и искусства. Формализация многих процессов и явлений в системе управления организации несомненно будет идти - это неизбежный процесс развития науки. С другой стороны общественное сознание не приемлет жесткой системы стандартизации в деятельности социальной системы, таким образом, этот процесс будет идти весьма сложно.

Функциональное содержание организации.

Функции и организационное оформление в виде структур управления находятся в диалектическом единстве. При создании новой организации функции выступают основой формирования структуры. При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой служит структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. При этом структура принципиально не меняется, так как сохраняются ключевые подразделения и должности.

Процесс формирования механизма новой организации, профессиональный подход заключается в реализации 6 этапов:

1. Формирование временной группы по созданию организации

2. Составление набора необходимых функций управления и производства.

3. Проверка набора функций управления по методике функционально­стоимостного анализа.

4. Распределение этого набора на четыре группы: активизирующие, тормозящие, нейтральные и потенциальные и их анализ. Активизирующие направлены на реализацию текущих программ собственника; тормозящие - это дань старым подходам и традициям; потенциальные направлены на реализацию стратегических программ собственника; нейтральные - это функции влияние которых на процесс производства и управления минимален и они важны с социальной стороны производства.

5. Создание функциональной структуры управления.

6. Создание организационной структуры управления на базе фукциональной.

В действующих организациях парадокс заключается в том, что оставленный набор активирующих функций начинает со временем перераспределяться на перечисленные выше четыре группы. Все перечисленные группы функций должны присутствовать в общем наборе функций процветающей организации и при этом важны их пропорции.

Профессиональный подход в действующих организациях заключается в реализации следующих 8 этапов:

1. Создание группы развития организации на конкурсной основе

2. Составление набора необходимых функций управления и производства

3. Проверка набора функций управления по методике функционально­стоимостного анализа.

4. Разделение этого набора на 4 группы и его анализ.

5. Составление функциональной структуры управления

6. Сравнение этой структуры с существующей.

7. Внесение корректив в набор функций.

8. Внесение корректив в структуру управления организацией.

В общем виде, функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Полезность, необходимость функции должна служить критерием для ее дальнейшего анализа.

Функции, выполняемые в организации можно разделить на 3 большие группы:

1. Производственные

2. Управление производственными функциями

3. Управление управленческой деятельностью

К производственным относятся функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров, услуг, информации и знаний.

Производственные функции выполняют специалисты.

К функциям управления производственными функциями относятся функции по планированию, прогнозированию, организации, координации, стимулированию и контролю деятельности работников, занятых в основном, вспомогательном и обслуживающих производствах.

Функции управления производственными функциями выполняют менеджеры.

К функциям управления управленческой деятельности относится стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность.

Функции управления управленческой деятельностью выполняют работники, имеющие в своем распоряжении менеджеров и направляющие их деятельность в соответствии с целями и миссией организации - руководители.

Функции управления производством и функции управления управленческой деятельностью реализуют набор процедур управленческой деятельности осуществляемых объектом управления. Для выполнения необходимо получить задание или его сформулировать, провести информационную работу, подготовить варианты решений, принять, согласовать и утвердить решение, организовать и контролировать его выполнение, сдать выполненную работу заказчику или использовать ее в своей организации.

Приведенная совокупность процедур находится во взаимосвязи, каждая из процедур находится во взаимосвязи. Каждая процедура должна включать набор операций. Отсутствие какой-либо процедуры или операции может привести к низкой эффективности выполнения функций или к их невыполнению. Процесс специализации и кооперации управленческой деятельности при водит как к дроблению так и к объединению функций управления.

Каждые функция, процедура и операция имеет три главных параметра:

- трудоемкость;

- сложность;

- стоимость.

Трудоемкость определяется в часах.

Сложность имеет 3 уровня: низкий, средний и высокий. Уровень определяется характером выполняемых операций.

Стоимость определяется на основании калькуляции всех видов операций, составляющих конкретную функцию управления (КФУ). Каждая КФУ представляется как набор общих функций: планирование, организация, активизация, и контроль - основные из них. А также включают другие общие функции: прогнозирование, координации, информирования и т.д.

Каждая общая ФУНКЦИЯ управления, составляющая КФУ, включает набор процедур: подготовка, согласование, принятие, утверждение и организация выполнения решения. Приоритет процедур, составляющих ФУ, определяет уровень обязательности их исполнения. В рамках этого необходимо выделить административные, технологические и патронажные ФУ. Функция считается административной. Если среди составляющих ее процедур приоритетна процедура «Принятие решения» или «Утверждение решения». Для технологической - наличие среди процедур, составляющих функцию, приоритетных процедур «Подготовка решения», «Согласование» или «Организация выполнения решения». Если в наборе нет приоритетных процедур, то это патронажная ФУ. Наличие административной общей ФУ в КФУ также придает ей этот же статус.

Формирование функциональной структуры управления.

В системе формирования функциональной структуры использование единичных самостоятельных функций существенно упрощает этот процесс. Это понятие относится как к конкретным, так и общим функциям управления. Выделение (формирование) единичной самостоятельной конкретной функции управления (ЕСКФУ) заключается в соблюдении двух условий:

- рассмотрение набора КФУ, используемых в большой группе организаций

- наличие в каждой КФУ полного набора общих функций управления.

Базовый набор КФУ составляют:

1) управление производством продукции (товара, услуг, информации и знаний)

2) управление бухучетом;

3) управление техническим и социальным развитием;

4) управление техническим и социальным обеспечением

5) управление технической, информационной и правовой безопасностью

6) управление трудом и заработной платой

7) управление персоналом

8) управление реализацией

9) управление маркетингом

10) управление экономикой

11) управление финансами

12) стратегическое управление

13) представительская деятельность

14) консультационная деятельность

Отраслевой набор включает функции, характерные для конкретной отрасли народного хозяйства. В рамках отраслевых функций могут включаться и функции характерные для подотраслей.

Групповой набор состоит из функций, определяемых правовой формой организации. К типовому набору могут присоединяться специфические функции управления: управление внешнеэкономической деятельностью, управление подсобным хозяйством. В качестве стандартов на общие функции предлагается их набор, составляющих соответствующую ЕСКФУ, паспорт, стандарт на единичную самостоятельную общую функцию управления включает название функции, трудоемкость и уровень сложности функции.

Процедуры принятия, подготовки решения и организация его выполнения являются внутренними для типового звена, а согласование и утверждение внешними. В типовом звене процедуры утверждения и согласования могут разветвляться на несколько звеньев структуры.

Принципы формирования типового функционального звена управления. Это первый шаг при практической организации проектирования функциональной структуры организации.

Рассмотрим основные принципы:

- Принцип однозначности - каждое типовое звено должно отражать только одну единичную самостоятельную общую функцию.

- Принцип детерминированности - в типовом звене процедура принятия решения должна иметь одно входное и одно выходное воздействие. Границы этих воздействий должны быть определены правами, компетентностью и ответственностью.

- Принцип стабильности: изменение трудоемкости функций в заданном диапазоне (нормативный уровень) не должно отражаться на структуре связей типового звена с другими звеньями.

- Принцип ограниченности типовое звено должно быть вписано в соответствующую среду своего функционирования, в которой оно должно усиливать действие закона единства системы управления.

- Принцип совершенствования: в типовом звене должны быть заложены возможности для снижения трудоемкости выполнения функций и повышения качества ее выполнения.

- Формирование функциональной структуры управления из типовых звеньев дает хорошие результаты для небольших организаций, где число функций управления не превышает 200.

- При увеличении их числа сложность функциональных структур существенно возрастает, поэтому для организаций со значительно большим числом функций предлагается метод агрегирования в рамках единичной самостоятельной конкретной функции управления.

По совместимости функции бывают одинаковые, однотипные и разнотипные. К однотипным относятся функции, выполняемые разными людьми по одинаковым правилам. К однотипным относятся функции, выполняемые по разным правилам (технологиям), но относящиеся к одной сфере деятельности. К разнотипным относятся функции, выполняемые по разным правилам и относящиеся к разным сферам деятельности. В практике организации функциональной подготовки организации важное значение имеет совместимость.

Возможные варианты распределения функций, процедур или операций среди работников:

1. Работник выполняет одну функцию. Количество и профессионализм работников определяются сложностью и трудоемкостью функции с одной стороны и нормой рабочего времени и квалификацией работника с другой стороны.

2. Работник выполняет несколько функций в течение отчетного периода (месяц, квартал, год). Основная задача менеджмента в данном случае – определение приоритетных задач и оценка деятельности персонала в первую очередь по степени достижения приоритетных целей. Количество и профессионализм работников определяется не только сложностью и трудоемкостью функции, но и различием в сложности и совместимости функций. Здесь возможны следующие ситуации:

а) все функции одинаковы;

б) функции имеют разный характер совместимости (одинаковые, однотипные, разнотипные) и разную сложность выполнения.

Организационная структура

ОС – упорядочена совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Ключевые понятия ОС:

- Элементы

- Связи, с помощью которых поддерживаются отношения между элементами. Существуют горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласовании и являются одноуровневыми. Вторые – связи подчинения.

- Уровни

- Полномочия

Принципы формирования ОС:

1. Принцип иерархичности уровней управления – каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

2. Принцип целеполагания – ОС должна отражать цели и задачи организации

3. Принцип соответствия полномочий и ответственности

4. Принцип разделения труда между органами управления и объемом их полномочий

5. Принцип ограничения полномочий миссией и целями организации, факторам внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами.

6. Принцип адаптации к внешним и внутренним изменениям.

Задачи ОС:

1. Координация всех функций менеджмента.

2. Определение прав и обязанностей исполнителей.

3. Предопределение способности организации к выживанию и развитию

4. Определение поведения сотрудников и стиль управления.

В структуре управления различают линейные и функциональные связи.

Линейные – связи по поводу принятия и реализации управленческих решений, движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или структурными подразделениями, отвечающими за деятельность организации.

Функциональные связи – связи, сопряженные с отдельными функциями управления.

Типология ОС.

Механический (механистический) тип – использование формальных правил и процедур, централизованное принятие решений, узко определенная ответственность, жесткая иерархия власти, объективная система вознаграждения.

Линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная ОС.

Условия существования: четкие и доступные цели, возможность контроля, общепризнанный лидер.

Органический тип – слабое или умеренное использование формальных прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 18. Международные договоры | Типы организаций по взаимодействия «организация – личность»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.467 сек.