Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Периодическая печать





 

В Западной Европе становление периодической печати началось в XVI в. В России и Беларуси – с XVIII в. Периодическая печать представляет собой не отдельный вид источников, а специфическую систему передачи и сохранения информации, где коммуникативная функция является определяющей. Именно с зарождением печати связано понятие «средства массовой информации» (к которым сейчас относим радио, телевидение и, возможно, Интернет). Именно в массовом характере собственно и состоит значимость данных средств, придающей им силу «четвертой власти». С появлением периодики любое явление, сказанное слово или характеристика кого-либо могли быть растиражированы на большой территории и в значительном количестве. Это существенно усложнило контроль со стороны власти над информацией и предопределило возникновение новых его форм.

Прежде всего, необходимо учесть цензуру. Она воздействовала не только путем административным, но и фискальным, ибо большая часть изданий распространялась по подписке и существовала сильная финансовая зависимость от розничной продажи. Со временем цензура оформляется в виде государственного института.

В Англии такой контроль возник в XVI в. при королеве Елизавете. Во Франции – в первой четверти XVII в., а в России такая цензура появилась в начале XIX в.

Сложность изучения периодической печати предопределяется не только наличием цензуры, но и многообразием форм изложения материала, выработанного на протяжении ее развития. Это не сумма, а комплекс источников самый разнообразный по жанру, происхождению и характеру информации: официальные сообщения, законодательные документы, публицистика, письма, газетные жанры (заметки, репортажи, интервью) и др. Во всем многообразии жанров собственно периодики исследователи условно выделяют три группы: материалы аналитические, информационные, художественно-публицистические.

Приведенная выше классификация требует также систематизации самих изданий. По периодичности издания подразделяют на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные. Некоторые издания (преимущественно научные) выходят раз в год. Если нас интересует динамика событий (особенно тех, что разворачивались быстро), мы привлекаем ежедневные (реже еженедельные) издания. Здесь больше материалов информационных, имеющих целью оперативно передать знания о событии, факте. Но в такой оперативности кроется причина тиражирования слухов, непроверенной, неточной информации. Заметка (констатация факта без оценки), репортаж, интервью (сиюминутное отношение к событию журналиста и собеседника) – это жанры информационной группы.



Для того чтобы определить оценку обществом тех или иных событий, их итоги более полезны издания еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные. Они содержат по преимуществу аналитические материалы, целью которых является не столько передача информации о событиях, сколько суждений по их поводу.

Издание с меньшей периодичностью подразделяют также по содержанию на научные, художественно-публицистические, отраслевые, сатирические и т. д. Научные издания информируют о развитии взглядов на те или другие процессы, явления в развитии общества, технические и другие проблемы. Художественно-публицистические жанры – очерк, памфлет, фельетон – дают оценку, сочетающую гражданскую и личную позицию, сочетают документализм с литературным вымыслом. Для изучения историографии вопроса издания художественно-публицистические, научно-популярные и научные всегда необходимо различать. Среди изданий такого рода преобладает такая форма периодики как журнал.

Очень важно при изучении периодического издания обратить внимание также на его территориальный охват, тираж, издателей. А также еще раз подчеркнет необходимость всестороннего изучения органа печати как целостного источника, как специфической системы.

 

1.6. Проблемы изучения вещественных и изобразительных источников. Понятия «археологический источник» и «музейный предмет»

Каждая эпоха оставляет за собой след в виде культуры, на основе которой и складывается общественный исторический опыт. Преобладающую часть этих произведений, памятников культуры составляют отнюдь не письменные, а вещественные источники, отображая ту естественную часть, которую мы называем материальной культурой.

Вещи, окружающие нас и наших предков - это предметы созданные человеком для удовлетворения своих многосторонних потребностей. С точки зрения социологии, ни их место в окружающем мире, ни размер не имеют значения; главное - их целесообразность, прямая связь с назначением, т. е. зависимость формы от воли и труда людей. Этот бесконечно многообразный мир (от палки-копалки до космических кораблей) противопоставляется другому миру — миру «не вещей», миру природных объектов

Вещественными источниками называются материальные объекты, созданные трудом человека и отражающие информацию о прошлом. Понятие «вещественный источник» является более универсальным по сравнению с категориями «археологический источник», «музейный предмет» или «музейный экспонат». Археологическими источниками называются те предметы, которые были найдены в результате археологических раскопок. Музейные предметы (экспонаты) -- это вещественные источники, которые находятся в фондах и экспозиции музея. Поэтому вещественные источники включают в себя как археологические источники, так и музейные предметы. Категория «вещественный источник» наиболее близка принятому в западной археологии термину «артефакт», под которым понимается «любой объект, сделанный или видоизмененный человеком».

Вещественные источники классифицируются по следующим критериям: выполняемой функции, материалу изготовления. По функциональному критерию можно выделить следующие группы: архитектурные сооружения, оружие, орудия труда, мебель, посуда, одежда, обувь, транспортные средства, украшения и др., по материалу изготовления -- каменные и деревянные архитектурные сооружения, каменное, бронзовое и железное оружие и орудия труда и т. д.

Понятие артефакта приближает к пониманию вещественного источника. Ибо последний, являясь носителем социальной информации, включает не только «вещи» в обыденном понимании (то, что имеет определенное функциональное значение), но и то, что мы относим к произведениям искусства.



Наиболее распространенные классификации предлагают выделение вещественных и изобразительных источников. Между тем разделить функциональность, присущую вещи и характерную изобразительным источникам эмоционально-эстетическую стороны представляется делом довольно сложным. Примером такого единства являются памятники архитектуры. Создаваемые на всем протяжении истории человека, они представляют не только область эстетическую. Здания и сооружения имеют четкое функциональное назначение, а также выраженную социально-политическую направленность.

История архитектуры начинается с первых шагов строительной деятельности человека, на разных стадиях развития человеческого общества, когда можно наблюдать одновременно появление двух одинаковых типов сооружений и конструктивных приемов в самых отдаленных друг от друга странах, что исторически свидетельствует не о наличии связей, либо заимствований, а о том, что они были вызваны к жизни одинаковыми общественными потребностями при одинаковом уровне развития производительных сил при сходных жизненных условиях.

Развитие архитектуры в последующие периоды совершалось при наличии все более и более развивающегося торгового обмена и культурных связей. Это отразилось на технологии строительства и технике, видах архитектурных сооружений, определило разницу в постройках господствующих слоев и рядового населения. Безусловно, все это создает благодатную почву для исследования. Загадки старых цивилизаций и древних сооружений дают возможность выдвижения различных гипотез и теорий о происхождении человечества (например, загадка египетских пирамид).

История архитектуры является ценным источником по изучению быта и нравов народов мира, дает необходимые сведения по истории градостроительства, а, следовательно, в некоторой мере - и по истории становления централизованной власти.

Если проанализировать количественное соотношение католических и православных храмов, построенных на территории Беларуси, или же рассмотреть типовые проекты культовых зданий, то можно определить положение основных конфессий и политику правительства в отношении религии. Распределив памятники архитектуры по их функциональному назначению, можно охарактеризовать социально-экономическое развитие городов, районов, областей и государства в целом. Анализ декоративного убранства и интерьеров жилых построек дает более конкретное и наглядное представление об имущественном положении граждан.

Форма и средства архитектурного представления являются производными от его назначения, цели, места и времени происхождения. Архитектурные памятники все же отличаются от тех источников, которые основной функцией имеют эстетическую. И это приближает их к вещественным источникам, где сам материал и выразительные средства неразрывно связаны. Вещественные источники представляют собой особую категорию источников с точки зрения фиксирования информации, которая в них выражена как результат практической деятельности людей и выступает в объективно-синтактическом смысле, т. е. как следы практической деятельности, которые нужно перевести в синтактически-субъективную форму (выразить в иной знаковой системе).

Процесс выявления объективно-синтактической информации, заключенной в вещественных источниках (т. е. информации, возникшей вне зависимости от обращающегося к ней субъекта), и перевода ее в синтактически-субъективную форму (форму нашего общения, языковую), очень сложен. Сложна и технология поиска, реконструкции и датировки этих источников, что обусловило раннее выделение археологии и этнологии как самостоятельных наук.

Место вещи в жизни человека всегда менялось, ее роль и отношение к ней зависели от форм мировосприятия наших предков. Древнее восприятие вещи как живого существа, фетишизация и обожествление ее в рудиментарных формах сохранились до наших дней.

В настоящее время, когда современная техносфера моделирует социум по собственному подобию, сохраняется и ритуальное функционирование вещей. Помимо непосредственной практической надобности (функционального назначения) вещь (предмет) имеет и иной (скрытый) смысл. Предмет функционирует в пределах целого, воплощает смысл целого, целое присутствует в предмете, как в своей части. Поэтому вещь в традиционной культуре имеет и непредметное содержание, заявляя о той общности, которой она принадлежит. Вещи, которые соотносятся между собой как части мифического целого, находятся рядом, создавая тем самым мифическое пространство. Исследователь, неподготовленный к восприятию объективно-синтаксической информации вещи сможет лишь описать внешние характеристики и (собственно его пониманию) возможное функциональное предназначение вещи.

Артефакты – продукт мировосприятия, представлений людей о том, как объекты должны выглядеть, и как их можно использовать. Каждая культура имеет свои собственные корни, которые диктуют и определяют форму артефактов. Спустя некоторое время возникает разрыв в традиции, усложняющий понимание дошедших до нас вещей. Л.С. Клейн определяет их как «древности» – объект изучения археологии (их еще называют археологическими памятниками). К археологическим памятникам относят ископаемые орудия труда, оружие, одежду, украшения, поселения и остатки отдельных жилищ, надмогильные и культовые постройки, древние архитектурные памятники и т. д. Следует подчеркнуть, что археологи используют письменные и другие источники, позволяющие дополнить и воссоздать мир вещей изучаемого периода.

Изучая и интерпретируя археологические, вещественные памятники, археологи как бы переводят информацию с «языка вещей» в понятную нам знаковую форму – языковую систему, а также систему графической информации.

Зафиксированная в изобразительных источниках информация об исторической реальности также имеет специфические методы и формы выражения, и в этом смысле в определенной степени является как бы закодированной, а поэтому скрытой и для ее «прочтения» необходима дешифровка, своеобразное «снятие» прикрывающей ее системы изобразительных принципов и методов.

Среди массы изобразительных источников, как известно, выделяют изобразительно-графические и изобразительно-художественные. Среди изобразительно-графических для исследователей (особенно историков) огромное значение имеют карты. Карты являются уникальным историческим источником, потому что содержат географические и исторические факты, сведения о научных знаниях и мировоззрении. Средневековые карты прошли путь от простых схематических рисунков до настоящих произведений (их изучением занимается картоведение). Для изучения карт необходимо иметь понятие о картографической проекции, масштабе, картографическом изображении (обозначений рельефа, растительности, населенных пунктов, дорог) и т. д. Все это требует специальной подготовки исследователя. Изобразительно-художественные источники, ориентированные преимущественно на эмоциональное восприятие имеют прежде всего эстетическое, а не функциональное предназначение (хотя и здесь не все однозначно – возьмем, к примеру, иконы).

И все же восприятие нами информации не адекватно той, которая была вложена создателями произведения. Необходимо знание системы изобразительных принципов и методов, присущих стране в которой были созданы эти источники, эпохе их создания, классовым и религиозным взглядом их создателей, художественным направлениям, к которым эти творцы принадлежали.

Не случайно китаевед Дж. Роули подчеркивает, что «мы редко спрашиваем себя, почему вот эта ваза греческая, а та скульптура индийская, или почему вот эта человеческая фигура должна быть итальянской, а этот пейзаж английским. Хотя характеристики духа самоочевидны, корни их скрыты от взора, ибо они погребены в изначальных ориентациях разных культур. Они – суть нечто недосягаемое, в котором воплощаются мечты и чаяния людей: нечто неизмеримое, которое определяет ответы на три основных измерения опыта: природа, человек, божество».

Предметы таких видов искусства как живопись, графика, скульптура дают необходимую информацию не только о реалиях прошедших веков через серии портретов, батальный жанр, восстанавливают мелкие детали крупных объектов и сюжетов, дошедших до нашего времени, но и помогают нам узнать те исторические факты, которые до сих пор были не известны.

Яркие примеры – скульптурные портреты римских императоров и героев; серия гравюр Ш.А. Дюрерсо о несуществующих ныне Мадридском замке и других французских постройках монархов XVI века и т. д. и т. п.

Следует пояснить ответ и на такой вопрос: что же такое «музейный предмет»? Всякий ли источник является музейным предметом и всякий ли музейный предмет – исторический источник. Суммируя понимание термина различными учеными, можно попытаться определить «музейный предмет» как предмет, извлеченный из окружающей среды, депонированный в музее и обладающий свойствами длительной физической сохранности, носитель семантической и эмоциональной информации. Следовательно, понятие «музейный предмет» уже, ибо далеко не все исторические источники, могут быть включены в состав музейных фондов, а только определенные категории, которые обладают признаками «музейности», «музейной ценности». Вместе с тем в музеях могут экспонироваться вещи, передающие только внешние сходства, являющиеся по сути историческими пособиями, обобщающими характеристики представляемого круга источников.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.