Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинства и недостатки рынка

Структура рынка и его классификация. Инфраструктура

 

 

В современных условиях рынок из саморегулирующейся системы превратился в регулирующую. Это привело к изменению субъектно-объектной структуры рынка. Сначала поясним содержание терминов "структура", "субъект", "объект" рынка.

Структура (лат. Structura - строение) – неотъемлемый атрибут всех реально существующих экономических объектов и систем. В данном случае под структурой рынка понимается строение и внутренняя форма организации, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между элементами, из которых состоит сам рынок.

Различают объектно-субъектную структуру; функциональную, указывающую на действия элементов; организационную, указывающую на внутреннюю связь и расстановку элементов; структуру социальной ориентации, показывающую общественное назначение элементов.

В экономической теории под субъектом понимают носителя предметно-практической деятельности. Субъект – это активная сторона структуры. Он воздействует на объект. Объект – это то, что противостоит субъекту, более пассивная сторона структуры.

Субъектами современного рыночного хозяйства являются домашние хозяйства, фирмы, банки и государство.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких индивидов. Оно самостоятельно принимает решение и является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей и обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. К домашнему хозяйству относят всех потребителей, наемных работников. Владельцев крупных и мелких капиталов, земли и др.

Фирма – это экономическая единица, которая использует ресурсы для производства продукции с целью ее продажи, принимает самостоятельное решение и стремиться к максимализации прибыли.

Государство представлено на рынке правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

На рынке все экономические субъекты тесно взаимодействуют, образуя взаимосвязанный поток расходов и доходов.

Объектами рынка служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы, социальные выплаты и др.

Классификация структуры рынка. Структура рынка классифицируется по нескольким признакам: экономическому назначению объектов, степени ограничения конкуренции, отраслям народного хозяйства, характеру продаж.

Классификация рынка по объектам представлена на схеме (рис. 4.4.).

 

 


Рис. 4.4. Схема классификации рынка по объектам

 

Структурные элементы, вычлененные по объектам рынка, имеют не только общие черты, свойства, но и самостоятельное значение. В то же время каждый из них имеет особую внутреннюю организацию, особое ценообразование, специфические спрос и предложение, свою конкуренцию, присущие только им институты и инфраструктуру (биржи, банки, аукционы, тендоры, способы транспортировки, охраны, складирования и др.). Например, на первой стадии товары и услуги могут реализоваться на товарно-сырьевой бирже, ценные бумаги – через фондовые биржи, рынку труда присуща биржа труда.

Несмотря на различие внутренней организации, структурные элементы рынка по объектам образуют единую систему, единый живой организм. Малейший сбой в функционировании хотя бы одного элемента по цепной реакции передается на весь организм рынка. Например, в настоящее время при неразвитом рынке земли в российской экономике создает дефицит продовольственных товаров отечественного производства. Это, в свою очередь, увеличивает валютные затраты на закупку продовольствия за рубежом, в то время как эти средства могли бы использоваться в качестве инвестиции в отечественную промышленность и сельское хозяйство. Отсутствие доступа широких слоев населения к кредитам тормозит увеличение предложения товаров широкого потребления, нагнетает спрос на потребительские товары, способствует сохранению высоких курсов иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Элементы рынка неодинаковы по своему значению и происхождению. После разложения натурального хозяйства первым возник рынок предметов потребления, который имеет главное экономическое значение. К рынку товаров и услуг относятся рынки продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и др. без развития рынка теряется цель общественного производства. От состояния потребительского рынка зависит уровень жизни населения. Устойчивость денежного обращения и социально-политическая стабильность общества. Особое место занимает рынок жилья и другой недвижимости.

С развитием мореплавания расширяется торговля и зарождается финансовый рынок. В современных условиях функционирования финансового рынка (ссудного капитала) заключается в обеспечении перелива капитала из одной отрасли в другую.

Внутри финансового рынка, в свою очередь, выделяется денежный рынок, который состоит из предложения и спроса на деньги. Их равновесие составляет ставка процента – цена денег.

Рынок ценных бумаг. Объекты этого рынка подразделяются на два вида: свидетельства о собственности и свидетельства о займе. К первой группе относятся акции, акционерные сертификаты, опционные свидетельства, финансовые фьючерсы, ордера, права или варранты, ваучеры, коносаменты и т.п. Вторую группу ценных бумаг образуют облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, различные государственные и муниципальные долговые обязательства. На российском рынке ценных бумаг функционируют пока далеко не все из перечисленных видов ценных бумаг и акций.

Посредниками на рынке ценных бумаг являются брокеры, инвестиционные дилеры и маклеры. Основной задачей рынка ценных бумаг является обеспечение более полного и быстрого сбора сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца. Организационной формой рынка ценных бумаг является фондовая биржа, которая организует, контролирует и регулирует процесс купли-продажи ценных бумаг.

Валютный рынок. Интенсификация международных обменов, движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы сопровождается нарастанием объемов денежных масс, передвигающихся из страны в страну. Все это вызвало объективную необходимость существования валютного рынка. В условиях рыночной экономики обмен и продажа осуществляется через деятельность крупных коммерческих банков. Основными экономическими агентами внешнего валютного рынка выступают экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов. Их называют "первичными" субъектами валютных рынков. А "вторичными" субъектами валютных рынков выступают правительственные органы, коммерческие банки, валютные брокеры и дилеры. Установившиеся обменные курсы публикуют в периодических изданиях.

Во второй половине ХХ в. в связи с развертыванием научно-технической революции появляется новый вид рынка – рынок научно-технической информации. Объектами этого вида рынка являются открытия прикладных технических наук, разработки новых технологий, новые виды товаров с принципиально иными свойствами и др.

Рыночная структура по отраслевому признаку может классифицироваться на автомобильный рынок, компьютерный, нефтяной и т.д. По характеру продаж – на оптовый и розничный рынки.

Исключительно важное теоретическое и практическое значение имеет классификация рыночной структуры по степени ограничения конкуренции, которая подробно рассматривается в теме 9 "Типы рыночных структур. Конкуренция и монополия".

Классификация рынка в зависимости от внешней среды. До сих пор рассматривалась классификация рыночных структур с точки зрения внутреннего устройства. Значение научной классификации экономических явлений заключается в том, что, во-первых, она позволяет упорядочить и систематизировать уже имеющееся знание об объекте изучения, во-вторых, на основании классификации можно получить новое, ранее неизвестное знание о предмете.

В то же время большое влияние на рынок оказывает воздействие внешней среды, такое как политическое устройство общества, национальные традиции, наличие в обществе преступных элементов и др.

Таблица 4.1

 

Классификация рынка в зависимости от внешней среды

Основные признаки Виды рынков
1. По географическому положению. локальный (местный), региональный, национальный, континентальный и мировой.
2. По степени ограничения конкуренции. совершенный и несовершенный (монополистической конкуренции, олигополистический, чистой монополии).
3. По отраслям. автомобильный, компьютерный и др.
4. По характеру продаж. оптовый, розничный.
5. По отношению к законодательству. светлый (законный), темный (незаконный), рый (полузаконный).
6. По ценообразованию. свободный, монополистический и регулируемый.

 

В зависимости от ценообразования различают три типа рынка: свободный, монополистический и регулируемый.

Свободный рынок характеризуется множеством продавцов и покупателей, конкуренция не ограничивается, происходит свободное ценообразование и свободный перелив капитала из одной отрасли в другую. По характеру свободный рынок идентичен с рыночной структурой совершенной конкуренции.

Монополистический рынок характеризуется доминированием нескольких поставщиков предметов потребления, услуг и средств производств над потребителями, цены монопольно диктуются поставщиками, конкуренция несовершенна или вообще отсутствует.

Регулируемый рынок – рынок, которому свойственны множества поставщиков экономических благ, отношения между поставщиками и потребителями договорные на основе здоровой конкуренции, цены на редкие группы товаров регулируются государством (энергетические ресурсы, тарифы транспорта, связи и др.). Конкуренция ограничена государственным законодательством. В узком смысле слова поведение, а в широком – политика рыночных субъектов исключительно зависит от типа рынка.

Существует классификация рынка с точки зрения территориальных границ или географического местоположения. В этом случае рынок может быть местный (села, района, поселка, города), региона (Восточной Сибири, Дальнего Востока и т.д.), национальный (внутренний), континентальный (западноевропейский, Юго-Восточной Азии, Северной Америки и т.д.) и мировой (внешний). По своему характеру рынок интернационален, не любит границ. По степени зрелости рынок может быть развитый или неразвитый; формирующийся или деформированный. Классификация рынка по признаку его отношения к законодательству выделяет легальный (законный рынок) и нелегальный (незаконный, теневой), серый рынок.

В целом российской экономике присущи все виды рынка, но они неразвиты и глубоко деформированы, монополизированы и т.д.

Инфраструктура рынка – это совокупность отраслей, фирм, организаций, учреждений и их видов деятельности, призванных обеспечить личных и производственных потребностей. На ряду с понятием "инфраструктура" часто употребляется термин "институты", которые представляют собой совокупность норм права или форм общественного устройства.

В общем виде инфраструктура современного рынка можно представить в таблице 4.2.

Таблица 4.2

 

Связь структуры и инфраструктуры

Структура рынка Инфраструктура рынка
1. Рынок товаров, услуг, капитала и недвижимости. Товарно-сырьевые биржи, аукционы, ярмарки, фирмы оптовой и розничной торговли, транспортная система, мосты, трубопроводы, гостиницы, техника технология изготовления изделий и др.
2. Финансовый рынок. Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи, связь и др.
3. Рынок труда. Биржи труда, система оплаты труда, социальное обеспечение и др.
4. Рынок информации. Информационные центры, юридические конторы, рекламные общества, биржевые информации и др.

 

Так выглядит далеко не полный перечень связи структуры и инфраструктуры рынка. Уровень развитости инфраструктуры оказывает большое внимание на конъюнктуры рынка – под которой понимают ситуацию, складывающуюся на рынке, характеризуемая уровнем спроса и предложения, объемами продаж, изменениями цен.

Неразвитая инфраструктура рынка России может замедлить переход ее экономики в смешанную систему.

 

 

 

 

Рынок как определенная система распределения и использования ограниченных ресурсов имеет целый ряд очевидных преимуществ перед другими экономическими системами:

- рыночный механизм обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Он направляет ресурсы через ценовой механизм туда, где они наиболее необходимы обществу, использует те технологии производства, которые удешевляют его издержки. Как отмечал А. Смит, каждый рыночный субъект преследует лишь свою выгоду, свой собственный интерес, не ставя своей целью содействовать общественной пользе. Однако, в конечном счете, он направляется к этой цели, наилучшим образом служа интересам общества. Через рынок стихийно регулируется структура общественного производства и потребностей. Автоматически решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рыночная экономика не знает таких присущих для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;

- рыночную экономику характеризует гибкость и высокая степень приспособляемости производства к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры. Например, в 70-е годы при четырех – шестикратном повышении цен на нефть рынок ответил разработкой альтернативных энергоносителей (атомных, ветряных и др.), внедрением ресурсосберегающей технологии и добычи нефти на дне океана;

- оптимальное использование НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на определенный риск: выпускают товары с новыми потребительными свойствами, вводят новейшие технологии, то позволяет иметь временные преимущества в конкурентной борьбы за счет снижения индивидуальных издержек и получения сверхприбыли. Таким образом, сам рыночный механизм создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства;

- способность к удовлетворению самых разнообразных потребностей, повышение качества и услуг, быстрота корректировки возникающих колебаний цен;

- очевидным преимуществом рыночного механизма является то, что он может функционировать без прямого вмешательства государства. Рынку нужна только экономическая свобода, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу выбора продавцов и покупателей, свободу ценообразования. Отсюда всемерное развитие инициативы, творчества. Рынок в должной мере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, строго дифференцирует доход каждого и тем самым постоянно поддерживает действенные стимулы к труду. Командно-административная система, провозглашая на словах принцип распределения доходов по труду, на практике осуществляет жесткий централизованный контроль за их уровнем, что неизбежно порождает уравнительное распределение, не создающее должных стимулов к труду.

Однако рыночная экономика имеет и отрицательные стороны. К ним относятся следующие:

- рыночная экономика не имеет механизма защиты окружающей среды, сохранения природных ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана, редких видов животных и т.д.;

- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, образование, общественный транспорт, фундаментальные научные исследования и др.);

- рынок беспощаден к слабой части населения (детям, инвалидам, пенсионерам и матерям-одиночкам);

- рынок не гарантирует право на труд, доход и не обеспечивает перераспределения доходов. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Рынок постоянно снижает уровень занятости, вытесняя из производства слабых контрагентов;

- рынок и рыночные отношения являются благоприятной средой для возникновения мафии и мафиозных структур, проведения махинаций. Теневая экономика существует во всех странах с рыночной экономикой и занимается игро- и наркобизнесом, торговлей оружием и т.д.;

- рыночная экономика, особенно неразвитая и свободная, характеризуется нестабильностью, неравномерностью развития отдельных регионов и отраслей и подвержена кризисам пере – или недопроизводства, инфляции;

- в рыночной экономике возникают ситуации, когда чисто рыночные механизмы оказываются не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Эти случаи получили название "провалы" (фиаско) рынка (market failures).

Выделяют четыре типа фиаско рынка:

- монополия (их разновидности);

- несовершенная информация;

- внешние эффекты;

- общественные блага.

 

 

Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности

 

 

5.1. Спрос

 

 

Спрос (demand) – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за необходимые им товары.

В экономической теории различают платежеспособную и экономическую потребность. Платежеспособная потребность означает объем возможной покупки товаров и услуг в зависимости от наличия денег у покупателя, от цены, дохода, вкусов и предпочтений. А экономическая потребность, как это было указано раньше, нужда человека в чем-либо, которая определяется биологической природой человека. Она в принципе безгранична, но это не значит, что один человек может потреблять какой-то товар в неограниченном количестве. Существует понятие научно-обоснованный медицинский уровень потребления, который может быть насыщенный и ненасыщенный.

Функционирование спроса объясняется законом спроса (law of demand), который гласит: при прочих равных условиях объем спроса на товар изменяется в обратной зависимости от его цены. Закон спроса имеет табличную, алгебраическую и геометрическую модели.

Алгебраическая модель.

Qd = f (P, P2, j, Pn, I, T, W) (5.1.)

 

где Qd (quantity of demend) - объем спроса на (количество);

f - функция;

P (price) – цена на данный товар;

P2, j, Pn - цена на другие товары;

I (income) – денежный доход;

T (tastes) – вкус или сложившаяся привычка покупателей;

W (wealth) – накопленное богатство.

В естественных науках термины обозначаются латинскими и греческими буквами, а в мировой экономической науке термины обозначаются буквами английского алфавита, поскольку английский язык является международным экономическим языком. При этом каждое понятие имеет английское видовое и родовое название.

Величины (P, P2, j, Pn, I, T, W) получили название детерминантов. Причем I, T, W называют еще и неценовыми факторами.

Графическая модель. Допустим, что все детерминанты, факторы, оказывающие влияние на спрос, кроме цены на данный товар, неизменны, тогда каждому значению цены на товар соответствует определенное значение объема спроса Qd.

Такая зависимость носит название функции спроса от цены Qd = f (P) (5.2.), от дохода Qd = f (I) (5.3.).

 

Рис. 5.1. График формирования линии спроса

 

Линия dd, изображенная на рисунке 5.1. получила название линией спроса ( demand curve ). Причем в микроэкономическом анализе она колеблется от бесконечного до нулевого наклонов, а в обычном анализе имеет отрицательный наклон (см. рис. 5.5.)

Линия спроса имеет два свойства.

Первое. При движении линии спроса от точки А к точке В вправо увеличивается объем спроса от Q до Q2 одновременно уменьшается цена P до P2; наоборот, при е движении влево вверх объем спроса уменьшается от Q2 до Q с одновременным повышением цены. В данном случае имеем изменение объема или величины спроса (рис. 5.2.).

 

 

Рис. 5.2. График изменения объема спроса

 

 

 


Рис. 5.3. График изменения "самого спроса" при постоянной цене P

 

Предположим, что изменяется значение одного из неценовых детерминантов спроса, например, дохода населения. Если доход увеличивается, то каждой возможной цене товара будет соответствовать большой объем спроса (мы предполагаем, что вкусы, привычки населения не изменились). Следовательно, произойдет сдвиг линии спроса вправо из положения dd в положение dd (рис. 5.3.). Напротив, уменьшение дохода приведет к смешению линии спроса влево в положение d2d2. В этом случае говорят об изменении "самого спроса".

Следовательно, следует четко различать объем спроса и самого спроса. Термин "изменение самого спроса" связывается с изменением положения линии спроса вправо или влево, в то время как термин "изменение объема спроса" относится к какой-либо отдельной точке, скользящей по линии спроса.

Индивидуальный и групповой спрос. До сих пор мы говорили об общественном спросе, который формируется из индивидуальных и групповых спросов. Индивидуальный спрос колеблется в большом диапазоне, другими словами, он связан с множеством факторов, таких как уровень дохода, вкус, пол и возраст, уровень образования, национальные традиции.

Как показывает рис. 5.5., диапазон колебания индивидуальных спросов происходить от горизонтальной линии d4 до вертикальной линии d3. Горизонтальная линия d4 означает, что некоторые индивидуумы покупают данный товар только в пределах цены Р, но не выше; вертикальная – d3 – при любой цене в пределах Р. Однако рыночная цена не может подняться выше так называемой максимальной цены спроса, по которой субъект согласен приобрести данное количество товара в единицу времени. Кривая d показывает более сильную зависимость спроса от цены, чем кривая d2. Отсюда заключаем, что чем больше угол наклона кривой спроса к оси цен Р, тем больше его зависимость от цен.

 

 


Рис. 5.5. График диапазона Рис. 5.6. График суммирования

Колебания индивидуаль - спроса различных потребителей

ных спросов

 

Итак, на рынке появляются различные потребители со своими определенными намерениями приобрести какие-то товары, с присущими только для них кривыми спроса, который, в свою очередь, зависит от их совокупного дохода, привычки и наклонностей. В этом проявляется так называемый суверенитет потребителя.

Для примера возьмем трех потребителей: А, В, С (рис. 5.6). Индивидуум А – богатый, В – среднего достатка и С – бедный с низким доходом. Если будем совмещать их линии спроса на одном графике, то получим А – линия богатых, В – людей со средним достатком и С – бедных (рис. 5.6).

Совокупный спрос на данный товар может быть представлен пунктирной линией. Из индивидуальных кривых спроса потребителей складывается совокупный, общий спрос по каждому из множества благ. Общий спрос показывает производству, какое их количество требуется на рынке.

Генезис закона спроса. Генезис – происхождение закона спроса – экономисты объясняют тремя эффектами, возникающими при снижении цены на товар.

1."Эффект роста выгоды". Любая покупка товаров представляет собой равенство между расходом (Р) на приобретение и полезностью (П) от этого приобретения (Р = П). Следовательно, при снижении цены уменьшаются расходы покупателя при прежней полезности товара.

Например, покупаем мандарины по цене 5 р. за штуку

- 5 р. расходуем из соб-ти + 5 р. приобретаем полезности

естественного кармана (со = (со знаком плюс)

знаком минус)

 

Если цена мандарина снизилась до 3 р. за штуку, тогда имеем

- 3 р. расходуем из + 5 р. приобретаем

собственного кармана полезности

в последнем акте потребители выгадывают полезности на + 2 р., чем раньше.

2. "Эффект дохода". На рынке при снижении цены на один конкретный товар у потребителя появляется возможность приобрести его в большем объеме на ту же сумму денег. В то же время рыночные цены на другие товары остаются неизменными, следовательно, эти товары становятся дороже, чем подешевевшие.

Это равносильно увеличению денежного дохода потребителя. Понижение цены данного товара сделало нашего потребителя реально богаче, чем до снижения цены. Это позволяет безусловно расширить, увеличить объем спроса именно на подешевевший товар, в чем и заключается смысл "эффекта дохода".

3. "Эффект замещения". Как указано в пункте 2, удешевление одного какого-то товара можно рассматривать как некоторое увеличение дохода потребителей. Если до снижения цены товара А некий потребитель покупал его в количестве Х, то после снижения цены того же товара А, он покупает его в том же количестве Х, но тогда в его распоряжении появляется некоторая излишняя сумма денежных средств, которые можно расходовать на покупку более ценных и полезных товаров или дополнительных единиц подешевевшего товара. Таким образом, при замещении других товаров подешевевшими увеличивается объем спроса всех потребителей. В этом заключается идея "эффекта замещения".

Проанализировав представленные эффекты, можно заключить, что снижение цены на отдельный товар, как рост цены, вызывает многочисленные экономические последствия.

Закон спроса – величайший закон рынка, так как он воздействует на формирование поведения покупателей и продавцов. Это, в свою очередь, позволяет предсказывать и прогнозировать логику их поведения на рынке.

Некоторые противоречия и исключения закона спроса. В реальной жизни наблюдается обратная ситуация закону спроса, однако их объяснения вполне укладываются в рамки этого закона:

а) при повышении цен на некоторые товары спрос увеличивается. Это встречается в том случае, когда стремительно растут цены в связи с инфляцией. Каждому покупателю нетрудно понять, что большие затраты сегодня многократно сэкономит завтра. Здесь основной причиной повышения спроса является не рост цен, а ожидание, предположение еще большего роста цен на данный товар. Данный факт полностью подчиняется действию закона спроса;

б) на рынке наблюдается снижение цены на какой-то товар, однако согласно закону спроса не наблюдается повышения спроса на этот товар. Этот случай объясняется опять же фактором ожидания цен. Глупо покупать сегодня то, что завтра будет стоить еще дешевле. Данный случай также отвечает требованиям закона спроса;

в) спрос на некоторые группы товаров почти не реагируют на общее повышение или снижение цен. Такой устойчивый спрос наблюдается на такие традиционно дорогие товары, как золотые изделия, предметы украшения, прикладного искусства антиквариаты и недвижимость. Объяснение заключается в их высокой ликвидности, способности спасать денежные сбережения в любой ситуации. Это также легко укладывается в логику закона спроса. В приведенных пунктах показаны случаи, которые объясняются самим законом спроса.

Однако при снижении (равно как и при повышении) цен на некоторые товары динамику спроса уже невозможно объяснить законом спроса.

 

 

Рис. 5.7. Замедление объема спроса при одновременном снижении цены

Во-первых, при снижении цены на общедоступные товары как хлеб, молоко, картофель (в богатых странах мопеды и велосипеды) сначала объем спроса пропорционально повышается согласно закону спроса, но достигнув определенного объема спроса Q (рис. 5.7), его увеличение замедляется (от Q до Q2). Снижение цены от Р2 до Р не дает ощутимого увеличения объема продажи этих товаров. Дальнейшее снижение цены Р может вообще не дать увеличения Q.

 

Рис. 5.8. Наклон линии спроса товаров Гиффена

Во-вторых, существует так называемые низшие товары Гиффена, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкосортные сигареты, ливерные колбасы и др.). Их называют товарами Гиффена по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837 - 1910), который описал случай, когда при всеобщем снижении цены на низшие товары спрос уменьшается, а при повышении – увеличивается. Это, по-видимому, объясняется тем, что при всеобщем снижении цен срабатывает эффект замещения, а при всеобщем повышении цен бедные семьи вынуждены больше потреблять низшие товары, отказываясь от нормальных продуктов, поэтому спрос на них увеличивается. (рис. 5.8)

 

5.2. Соотношение закона спроса и теории предельной полезности

 

Сущность теории полезности и ее значение. Теория предельной полезности представляет собой идеологическую противоположность трудовой теории А. Смита, Д. Риккардо и К. Маркса, ее родоначальники – Э. Беем – Баверк (1851 - 1914) и К. Менгер (1840 - 1921) – видные австрийские ученые.

Теория предельной полезности товара позволяет провести более точный анализ спроса при изменении общего рыночного равновесия поведения потребителей в рыночной среде. Она дает исчерпывающие ответы на следующие вопросы: "Какими правилами руководствуются покупатели при покупке товара?", "Какие цели они при этом ставят?", "Сколько единиц товара они приобретают и почему?". На подобные вопросы трудовая теория К. Маркса не может дать ответа.

Теория австрийских экономистов опирается на следующие основные положения:

1) потребитель всегда стремится получить максимальную полезность, используя свой ограниченный доход;

2) полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (ее называют предельной полезностью), меньше полезности предыдущей единицы товара. Этот тезис получил название "первый закон Госсена" или закон убывающей предельной полезности.

Под полезностью понимают способности товара удовлетворять потребность. Причем понятие полезность исключительно субъективно. Например, полезность сигарет для курящих представляет определенную единицу, а для некурящих их полезность равна нулю. Для определения полезности товара экономисты ввели условную единицу "ютиль". Для пояснения сущности теории предельной полезности рассмотрим следующий пример: некий потребитель кушает некоторое количество яблок. С увеличением количества съеденных яблок по мере насыщения потребности предельная полезность постепенно убывает (табл. 5.1). Каждое дополнительное съеденное яблоко приносит все меньшее дополнительное удовлетворение или, иными словами, все меньше увеличивает общую полезность.

Таблица 5.1

Общая предельная полезность съеденных яблок.

 

Количест во яблок, шт. Общая полезность (сумма предельных полезностей), ютиль Предельная полезность (полезность каждого дополнительного яблока), ютиль
     
     
     
     

 

Последнее, четвертое яблоко в результате насыщения потребности вообще не приносит пользы.

По данным таблицы 5.1 построим график. Обозначим общую полезность яблок через ТU, предельную полезность – МU, а общее количество – Q (рис. 5.8, а, б). По мере увеличения количества потребленных яблок общая полезность возрастает (заштрихованные прямоугольники, рис. 5.8, а), но прирост полезности – предельные полезности (незаштрихованные прямоугольники) с каждой новой порцией яблок сокращается (рис. 5.8, б), пока не дойдет до нуля (насыщения). На рис. 5.8, б в виде прямоугольника показана предельная полезность яблок МU, которая по мере увеличения убывает.

 

 

а) Общая полезность б) Предельная полезность

Рис. 5.8. График полезности товара (в ютилях)

 

Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезности зависит от количества потребления данного товара и степени потребности в нем.

Любую величину можно выразить через развитие единицы измерения. В данном случае 1 ютиль полезности условно оценили в 2 рубля. Тогда данные таблицы 5.1. будут выглядеть как – таблицы 5.2.

Таблица 5.2.

 

Полезность, выраженная в денежных единицах

(1 ют = 2 рублям).

 

Количество яблок, шт. Общая полезность, р Предельная полезность, р
     
     
     
     

 

Представим теперь данные таблицы 5.2. графически (рис. 5.9).

 
 

 

 


а) Общая полезность б) Предельная полезность

Рис. 5.9. График изображения полезности в денежных единицах

 

Зрительно сравниваем содержание графиков на рисунке 5.8 а, б и на рисунке 5.9 а, б. Оказывается, что графическое изображение полезности в ютилях и рублях ничем не отличается.

Чтобы проследить мотивацию потребителя на рынке, попробуем определить объем спроса покупателя при различных значениях цены на одно яблоко. Предположим, что доходы потребителя, его вкусы, цены на другие товары остаются без изменения.

Допустим, цена одного яблока равна 5 р. Сколько яблок купит покупатель по этой цене? Очевидно, он будет сопоставлять полезность денег, которую он при этом теряет, с полезностью приобретаемого товара.

Покупая одно яблоко, покупатель теряет сумму, равную 5 р., и приобретает полезность яблока, также равную 5 р. Таким образом, от этого обмена он не терпит убытка. Купит ли наш потребитель второе яблоко по данной цене? Именно в этой ситуации прослеживаются мотивы поведения покупателя. Если он купит второе яблоко, то полезность денег, которую он теряет, опять-таки равна 5 р., но приобретает только 3 р. полезности. Как видно, он теряет полезность величиной в 2 р. Следовательно, он откажется от покупки второго яблока.

Сколько же яблок купит наш потребитель по цене 4 р. за штуку? Очевидно, два. Первое яблоко принесет ему увеличение полезности на 1 р. (5 р. приобретает, 4 р. теряет). Второе яблоко дает эквивалентный обмен полезностей, а третье уже приносит убытки.

Предполагая последовательно цены яблок за штуки, равные 5, 4, 3, 2 р., мы получим результаты, сведенные в таблице 5.3.

Таблица 5.3.

 

Объем спроса на яблоки в зависимости от цен.

 

Цена яблока, р Объем спроса, шт.
   
   
   
   

 

Данные таблицы 5.3 выражают закон спроса.

Сравнив рис. 5.9 с рис. 5.8, б, можно сделать следующие выводы. Линия предельной полезности является также линией спроса. Теория предельной полезности выводит закон убывания объема спроса с ростом цены, иными словами, теория предельной полезности соответствует закону спроса.

По данным графиков на рис. 5.8 и 5.9 кажется, что полезность товара можно измерить в деньгах или ютилях, т.е. с количественной точки зрения. Такой подход получил название кардинализм.

Однако кардиналистический подход не увенчался успехом в экономической науке, т.к. сама полезность изначально выводит субъективно.

Поэтому был предложен другой подход к измерению полезности, основанный на предпочтении или безразличии (без измерения полезности в единицах, базирующихся на качестве товара). Такой подход называется ординализмом.

Таким образом, переход от количественного анализа полезности товара к качественным показателям получил название переход от "кардинализма к ординализму". Инструментом такого анализа служат так называемые кривые безразличия, которые широко используются неоклассической школой при наследовании многих микроэкономических анализов.

Кривые безразличия. У человека множество потребностей, но их можно классифицировать как неотложные, первичные, вторичные и т. д. при удовлетворении потребностей он начинает с самой неотложной, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов предельные полезности употребляемых благ станут одинаковыми. Проще говоря, последние 10 р. затраченные, например, на мясо, должны представлять ту же полезность, что и последнего 10 р. затраченные на хлеб или апельсины. Это положение получило название второй закон Госсена или условие потребительского равновесия, которое выражается формулой:

где МИ, МИ2, ….МИn – предельные полезности отдельных товаров;

Р, Р2, …..Рn – цена отдельных товаров.

Указанное равновесие может быть показано графически с помощью кривых безразличия. Безразличие не означает равнодушие. Любые комбинации товаров одинаково хороши для потребителя, так как они приносят одинаковую полезность.

Для простоты рассуждения абстрактно представим комбинацию двух товаров.

Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление двух товаров А и В. По оси ординат отложим полезность товара А в ютилях, по оси абсцисс – полезность товара В в ютилях (рис. 5.10).

Соединив точки пересечения проекции полезности товаров А и В, получим плавную кривую АСВ.

Некоторые комбинации этих товаров дают одинаковую общую полезность. Например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, что три товара А и два товара В: 1А + 4В = 4А + 1В. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К комбинациям товаров А и В потребитель безразличен.

 

Рис. 5.10. График кривой Рис. 5.11. График кривых

безразличия безразличия

Произвольно возьмем точку К выше кривой АСВ. Как показывают данные рис. 5.10 комбинация в точке К принесет больше полезности, чем комбинация С, потому что К = 3А + 3В, а С = 3А + 2В. Следовательно, К > С. Но точка К находится вне кривой безразличия. Из приведенного рассуждения можно заключить, что любая точка, лежащая выше кривой безразличия АСВ, будет предпочтительнее для потребителя, чем комбинация в точке С. Также любая точка, лежащая ниже кривой безразличия, например, точка D, является менее предпочтительной.

Кривые безразличия имеют четыре свойства:

1. Можно провести всевозможные комбинации товаров А и В.

2. Две кривые безразличия не могут пересекаться.

3. На основании свойств 1 и 2 можно построить карту кривых безразличия.

Если возьмем более высокий или более низкий уровни потребления товаров А и В в зависимости от половозрастных групп населения, то карта кривых безразличия представит собой множество непересекающихся кривых (рис. 5.11).

4. Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, так как уменьшение одного компенсируется увеличением другого.

Рассмотрим особые конфигурации кривых безразличия.

Взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Взаимозаменяемыми называют товары, которые служат для удовлетворения одинаковых или сходных потребностей, например, сигареты различных марок. Взаимодополняющие – это товары, которые потребляются совместно, например, сигареты и спички.

Кривые безразличия совершенной взаимозаменяемости выражаются в прямую линию (рис. 5.12, а). При жесткой взаимодополняемости каждому уровню потребления соответствует одна определенная комбинация. Увеличение количества одного товара без увеличения количества другого не изменяет полезности этой комбинации для потребителя.

Представим кривые безразличия для двух крайних случаев: при совершенной взаимозаменяемости, когда потребителю все равно, например, какие сигареты курить, кривые безразличия вырождаются в прямую линию, то есть рассматриваются как один товар (рис. 5.12, а); при жесткой взаимодополняемости. Когда на один товар требуется определенное количество других товаров, например, для одной автомашины требуется 4 колеса или для одного стола – 6 стульев, кривые безразличия представляют собой две прямоугольные линии (рис. 5.12, б).

Такие ситуации редки на практике. Большинство реальных кривых безразличия находятся между двумя крайними положениями, а многие являются взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. Например, все продукты питания и вся одежда по сезонам и т.д.

 

 

 


Рис. 5.12. Графики кривых безразличия при двух крайних случаях:

а) совершенная взаимозаменяемость;

б) взаимодополняемость.

 

Бюджетная линия и равновесие потребителей. Мы рассматривали такую сторону потребительского выбора, как желание. Теперь остановимся на другой стороне – возможности потребителя. Для анализа возможностей пользуются бюджетной линией (линией цен).

Предположим, что потребитель имеет фиксированный денежный доход. В день тратит 6 р. Товар А стоит 1,5 р., товар В – 1 р. Если наш потребитель потратит деньги только на покупку товара А, то можно купить 4 ед., а если купить на все деньги товара В, то получится 6 ед. Отсюда ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 р. Н а рис. 5.13 прямая линия KL – это линия возможностей потребления или бюджетная линия потребителя.

 
 

 


Рис. 5.13. График бюджетной линии

 

 

Рис. 5.14. График реакции бюджетной линии на изменение цен и дохода:

а) реакция на изменение цен;

б) реакция на изменение дохода.

 

Значение анализа бюджетной линии также заключается в прослеживании реакции потребителя на изменение цен и дохода. На рис. 5.15 точки М и N – доступные наборы товаров для потребителя с доходом до 6 000 р. в день, а точки D и E – недоступные при имеющемся бюджете.

Снижение цен на товар В приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью АО. В случае повышения цены товара В – к аналогичному повороту по часовой стрелке (рис. 5.13, а).

При увеличении дохода потребителя происходит сдвиг бюджетной линии вправо, при уменьшении – влево (рис. 5.13, б). Теперь на бюджетную линию наложим карту кривых безразличия, кривая U2 касается бюджетной линии в точке М (рис. 5.14).

 
 

 


Рис. 5.15. Графики кривых безразличия и бюджетной линии

 

Это означает, что наш потребитель с постоянным доходом получит небольшую полезность в данной комбинации товаров А и В. Это еще одно равновесие потребителя, у него нет мотива замены равновесного набора товаров.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Товар. Возникновение, сущность и функции денег | Закон предложения. Рыночная цена
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.22 сек.