КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руководитель — организатор системы управления
Перед каждой организацией обычно стоит много различных задач: текущих и перспективных, административных и функциональных. Решение этих задач интегрирует в своей деятельности центральная фигура управления — руководитель. Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимодействие с подчиненными строит в рамках установленных целей. Основными принципами управления, организации деятельности хозяйствующих субъектов, от которых зависит успех управления, согласно А. Файолю, являются: • принцип рационального разделения труда (позволяет повысить квалификацию и уровень качества выполнения работы); • принцип четкой регламентации полномочий и степени ответственности каждого работника (право отдавать распоряжения и нести ответственность за результаты); • принцип строгой дисциплины (полное взаимопонимание между персоналом и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации); • принцип единоначалия (распоряжения только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю); • принцип единства руководства (коллектив должен иметь единую цель, единый план, одного руководителя); • принцип подчиненности личных интересов общему (руководитель должен уметь добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы работников, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом);
• принцип справедливого вознаграждения работников (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей); • принцип централизации в системе управления (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать наилучшие результаты); • принцип четкой регламентации полномочий в цепи руководителей (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным); • принцип справедливости в разрешении конфликтных ситуаций; • принцип стабильности рабочих мест (стабильность персонала, работники должны находиться в стабильной ситуации); • принцип поощрения инициативы низовых работников (менеджеры должны стимулировать подчиненных, выдвигающих идеи). За последние годы роль руководителя претерпела множество изменений. Большинство из них связано с усложнением организаторской деятельности, с фундаментальными переменами в технике, технологии, стиле жизни, личных ожиданиях, характере общественных отношений. Деятельность руководителя обусловлена как действием законов организации, так и закономерностями управления. Руководитель является элементом производственной, государственной и социальной систем общества, он должен подчинять свою деятельность тенденциям их развития. Специфика труда руководителя состоит в том, что большинство экономических, технических, производственных и других задач, которые встают перед ним в его работе, он решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи. Деятельность руководителя включает три основных аспекта, (направления): • производственно-экономический; • социально-психологический; • организационно-управленческий. И если первые два содержат проблемы, которые ставит перед руководителем объект управления, то третий аспект связан с проблемами, которые возникают по поводу того, что сам руководитель является центральным звеном субъекта управления, системы управления.
Первая группа проблем, определяющая содержание деятельности хозяйственного руководителя, связана с организацией решения производственно-экономических вопросов. Руководитель, воздействуя через систему управления на производственный механизм, должен прежде всего обеспечить его функционирование, решение долгосрочных и краткосрочных целей, повышение эффективности производства и т.д. Проблемы социально-психологического характера связаны с тем, что руководитель должен формировать трудовой коллектив, организовывать его работу, способствовать развитию его социальной и трудовой активности, а также всестороннему развитию личности каждого работника организации. В коллективе складывается весьма сложная система социальных отношений, с которыми руководителю приходится иметь дело, разрешая конкретные социальные проблемы. Преодолевая организационно-управленческие проблемы, руководитель выступает как реорганизатор системы управления, руководит проектированием новой и модернизацией действующей системы, организует функционирование, т.е. обеспечивает работу, связанную с непрерывным развитием системы управления и ее совершенствованием. Такая функция управления, как организация, предполагает создание системы, в которую логично вписываются три компонента: • работающий человек; • экономические отношения; • технические средства. Деятельность руководителя в организационном аспекте довольно подробно рассматривается в специальной литературе и сводится к следующим двенадцати основным принципам: точно поставленные идеалы и цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, дис-петчирование, нормы и расписания, нормализация условий, нормирование операций, писаные стандартные инструкции, вознаграждение за производительность. Среди конкретных форм организации деятельности руководителя выделяют: • делегирование полномочий;
• создание организационной структуры предприятия; • регламентирование профессиональных функций, прав и обязанностей работников — юридическое оформление через должностные инструкции и трудовые контракты прав и обязанностей; • нормирование трудозатрат и сроков выполнения определенных работ — установление научно обоснованных нормативов выполнения работ; • инструктаж работников; • принятие управленческих решений, выдача распоряжений, руководство. В современных условиях главной задачей руководителя является обеспечение функционирования системы управления в целом, интегрирование в единое целое усилий всех работников, всех функций управления, всех подразделений аппарата управления. Для этого необходимы: • постановка задач перед организацией; • разработка экономического плана — определение путей решения поставленных задач, руководство разработкой плана развития организации; • разработка организационного плана достижения поставленных задач, руководство выработкой системы методов управления объектом, разработка структуры системы управления, ее процедур и технологии функционирования, решение кадровых вопросов (организационный план); • формирование на основе организационного плана системы управления; • организация работы аппарата управления, принятие и реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности с помощью различных методов руководства, координация деятельности, разработка системы оценки и организация контроля за работой аппарата управления. Управлять эффективно можно только в том случае, если реагировать на изменения, происходящие в производстве, и по возможности, предвидя их, создавать условия для решения назревших проблем. Поэтому на руководителя ложится обязанность не только создать систему управления и организовать ее работу, но и планомерно, научно обоснованно изменять ее. Эти задачи в определенной мере разноплановы, и нередко интересы текущего управления вступают в конфликт с необходимостью вносить изменения. Но руководитель должен уметь поддерживать баланс между устойчивостью и динамичностью.
В современных условиях эффективная организация системы управления является главным источником повышения эффективности деятельности организации. Руководитель должен не только заниматься анализом научно-технических и производственно-экономических задач интенсификации производства, но и глубоко изучить их организационно-хозяйственные аспекты. Именно на этой основе проектируются пути комплексного совершенствования системы управления организацией, включая технологию, информационное обеспечение, организацию этой сложной системы. При этом привлекают внимание две важнейшие стороны процесса управления: 1) умение определять оптимальные объемы и структуры всего комплекса данных, разработка наилучшей сети коммуникаций, способов хранения и обновления информации во многом обеспечивают эффективность системы управления, ее способность своевременно и правильно реагировать на изменения условий На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств. Различают два вида психологической совместимости: • психофизиологическую, которая подразумевает сходство в направленности психофизиологических реакций, синхронизацию темпа психической деятельности людей; • социально-психологическую, которая является следствием оптимального сочетания типов поведения человека и основывается на интересах, потребностях, ценностных ориентациях и т.д. Различные виды управленческой деятельности связаны с различной психофизиологической и социально-психологической совместимостью. Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми. При создании коллектива нужно начинать с постановки ясных целей. В развитии коллектива в целом и отдельных работников важное значение имеют как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы. Постановка перед коллективом задач, требующих активной работы всех членов и связанных с профессиональным ростом, создает благоприятный климат, сплачивает коллектив, дает возможность раскрывать по-новому его потенциал. Руководитель должен быть в курсе потребностей своих работников и иметь четкую программу создания коллектива, а также последовательности прохождения этапов развития. При этом важно, чтобы были известны способности каждого человека и возможности их использования; организационное строение группы соответствовало выполняемой задаче; развита самодисциплина. Нужно, чтобы каждый работник представлял себе цели совместной деятельности. По мере развития коллективы проходят определенный ряд последовательных этапов. На первом этапе происходит притирка людей, они присматриваются друг к другу, определяя свое место в коллективе. Творческая коллективная работа практически отсутствует, а взаимодействие происходит формальным образом. Поэтому на первом этапе организаторская роль руководителя состоит в сплочении персонала организации. На втором этапе в ходе конкурентной борьбы за лидерство возникают разного рода группировки, разногласия, проявляются сильные и слабые стороны людей. Коллектив ищет пути для достижения согласия и улучшения взаимоотношений. Роль руководителя в данной ситуации состоит в создании условий для скорейшего преодоления конфликтов, в управлении этими процессами. Третий этап — экспериментирование — характерен поиском новых методов работы. На этом этапе проявляется тенденция к экспериментированию, возрастает потенциал коллектива. Задача руководителя состоит в том, чтобы позволить реализовать накопленную энергию, способности и ресурсы людей в реальное повышение производительности труда. На четвертом этапе — роста эффективности — в зависимости от конкретных задач управленческие функции переходят от одного работника к другому. Накопленный опыт успешного решения проблем и использования ресурсов позволяет максимально эффективно осуществлять работу. Возникающие проблемы рассматриваются реалистически, а решение осуществляется творчески. Последний, пятый этап — зрелости — характерен тем, что коллектив демонстрирует значительные стабильные результаты работы и устанавливает высокие стандарты поведения. В коллективе формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, отношения складываются в основном неформально, межличностные разногласия быстро устраняются. Основная задача руководителя — помочь своим работникам успешно пройти все стадии развития на пути к зрелости, полное тью раскрыть свой потенциал, расширить границы полномочий в процессе выполнения людьми своих обязанностей. Проведенный специалистами анализ эффективности работы организаций позволил выявить некоторые ограничения, которые чаще всего препятствуют эффективной работе коллектива. Непригодность руководителя. Руководитель либо не способен по своим личным качествам, либо не желает использовать коллективный подход, сплотить сотрудников, настроить их на эффективные методы работы. Неквалифицированные сотрудники. Это связано с несбалансированностью функций работников, отсутствием сочетания профессиональных и человеческих качеств. Для эффективного функционирования группы предлагается следующее распределение ролей: «поставщики идей», «аналитики», «направляющие», «планирующие», выполняющие роль «сдерживающего фактора» и несколько исполнителей. В зависимости от специфики коллектива определяется комбинация ролей. При этом допускается совмещение одним сотрудником нескольких из перечисленных ролей. Неконструктивный климат. Наличие людей с различными ценностными установками и жизненными планами. Отсутствие преданности задачам коллектива и высокой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой о благосостоянии отдельных членов группы. Нечеткость целей. Отсутствие ясного видения целей приводит к недостаточному согласованию личных и коллективных целей, неспособности руководителей и членов коллектива к компромиссу. Как следствие необходимо периодически корректировать поставленные цели, чтобы работники не теряли представления о перспективах своей деятельности и ожидаемых результатах. Низкие результаты работы. Если при положительном климате и эффективном руководстве не удается получить результаты, отвечающие потребностям организации, то такой коллектив не оправдывает своего существования. Повышение результативности работы группы способствует высокой самооценке членов коллектива и росту личных профессиональных качеств, позволяет человеку почувствовать свою ценность. Неэффективность методов работы. Методы работы должны обеспечивать эффективный процесс принятия решений в коллективе. Поэтому большое значение имеют правильная организация сбора и представления информации, взаимосвязи внутри и вне коллектива, эффективность распоряжения ресурсами, принятие правильных и своевременных решений. Нехватка открытости и наличие конфронтации. Свободная критика, обсуждение слабых и сильных сторон проделанной работы, существующих разногласий не должны нарушать делового этикета и вызывать конфронтацию. Позитивное соперничество продуктивно, однако существует реальная опасность перерастания его в конфликт. При этом если позитивный конфликт может привести к ослаблению напряженности, открытости, улучшению отношений и росту доверия, то негативный конфликт создаст атмосферу недоверия и враждебности. Необходима особая подготовка как персонала, так и руководителя. Недостаточный профессионализм и культура сотрудников. Каждый руководитель желает иметь в коллективе сильных сотрудников с высоким уровнем индивидуальных способностей. Среди основных характеристик сотрудника выделяют его способность управлять своими эмоциями, быть готовым ясно излагать свое мнение, изменять свою точку зрения под воздействием аргументов и т.д. Низкие творческие способности персонала. Непременным условием развития организации являются наличие творческих способностей у работников и возможности реализовать их творческий потенциал, умение выделить и поддержать интересные предложения и идеи, наличие возможности использовать жизненные силы и энтузиазм людей. Неконструктивные отношения с другими коллективами. Умение продуктивно сотрудничать с другими подразделениями организации, находить приемлемые пути для сотрудничества является непременным условием повышения эффективности и продуктивности работы организации. Характеристики руководителей с высокой и низкой способностью формирования коллектива даются в табл.
Организационные способности руководителя играют решающую роль при формировании команды, когда нужно объединить большое число людей и научить их эффективно работать на общую цель в обстановке сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА Аганбегян А. Г. Управление социалистическими предприятиями: Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1979. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. 390 с. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М.: Экономика, 1989. Гвишиани Д.М. Организация и управление. 2-е изд. М.: Наука, 1992. Есманский П.М. Научные основы организаторского дела. Таганрог, 1920. Керженцев П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968. Кондильяк Э.Б. Трактат о системах. М., 1936. Кузнецова М. Дезорганизация и организация как свойства социальных систем // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 6. С. 93-98. Малинин Е.Д. Организационная культура и этика предпринимательства: Зарубежный опыт. Новосибирск: НГУ, 2000. Малиновский А.А. Основные понятия и определения теории систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. М.: Наука, 1980. Менеджмент: Учебное пособие в схемах, таблицах и рисунках / Авт.-сост. П.В. Шеметов. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ ст. Л.И. Евенко. М.: Дело, 1994. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. Олдак П.Г. Теогносеология. Миропостижение в рамках единения науки и веры. Новосибирск: ВИСТ, 1994. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: Учеб. пособ. 2-е изд., доп. Томск: Изд-во НТЛ, 1997. Пригожин А.И. Организации: Системы и люди. М.: Политиздат, 1983. Пуг Д.С., Хиксон Д. Дж. Writers on Organizations: Хрестоматия. Жуковский: МЦДО «ЛИНК», 1992. Рузавин Г.И. Синергетика и системный подход // Философские науки. 1985. № 5. С. 52. Рюттингер Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. М.: ЭКОМ, 1992. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации: Философский очерк. Л.: Наука. Ленинградское отд-ние, 1972. Системный анализ в экономике и организации производства / Под общ. ред. СА. Вацева, В.И. Войсовой. Л.: Политехника, 1991. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 2000. Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 2000. Спивак В.А. Корпоративная культура: Теория и практика. СПб. и др.: Питер, 2001. Управление организацией: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / Под ред. AT. Поршнева, З.П. Румянцевой, НА. Саломатина; Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 1998. Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления: В 5 т. М.: ВИПКэнерго, 1992. Т. 2: Организация как функция управления. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. М.: Экономика, 1991. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. Шеметов П.В. Методологические основы управления: Курс лекций. Новосибирск: СибУПК, 1998. Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учеб. пособ. Новосибирск: НИНХ, 1993. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: Пер. с англ. 3-е изд. М. -Л., 1931.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |