Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф.Тейлор и научные основы теории организации




I этап.

Тема 1. Эволюция теории организаций

В развитии теории организации выделяется 4 этапа. Каждый этап определяется единственной комбинацией установленных признаков (закрытая – открытая система[2], рациональное – социальное мышление[3]).

 

    Социально мышление Этап II Является эрой «закрытых систем и социального индивида». Группа теоретиков – Элтон Мэйо, Дуглас Макгрегор, Честер Барнард – разрабатывались вопросы управления закрытыми системами, опираясь на внутренние отношения и неэкономическую мотивацию работников.   Этап IV Начинается около 1975г., и можно определить как период «открытых систем и социального индивида». На данном этапе происходит возвращение к «социальному мышлению», но уже в рамках открытых систем. Лидером в современной теории организации является Джеймс Марч.  
  Рациональное мышление Этап I Этот период можно назвать как «эру» «закрытых систем и рационального индивида». Главными представителями ТО были Макс Вебер, Анри Файоль и Фредерик Тейлор. Разработанный ими подход ориентирован на организационные и технические усовершенствования системы путем повышения эффективности внутренних функций организации. Этап III Это период «открытых систем и рационального индивида». теория организации делает шаг вперед, рассматривая организацию как составную часть системы более высокого уровня, и одновременно – шаг назад, поскольку возвращается к механистическим представлениям о человеке. Основной вклад в развитие теории организации в этот период внести Альфред Чандлер, Поль Лоуренс, Джей Лорш.

 

Ф.Тейлор (1856-1915гг.)родился в известной и состоятельной филадельфийской семье в г.Джерментауне, штат Пенсильвания. Среднее образование получил в Европе. После окончания института в 1878г. поступил в механистический цех завода Мидвельской стальной компании, где прошел все ступени в административном аппарате: от мастера до гл.инженера

 

Из своих исследований и экспериментов вывел ряд общих принципов, которые составили основу классической теории организации. К их числу относятся:

  • разделение труда. Этот принцип не только проводится на уровне мастерской или цеха, но и распространяется на управленческие эшелоны. За менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником – функция исполнения. Помимо этого разделения труда в широком смысле Тейлор рекомендовал также распределять конкретные производственные задачи, чтобы каждый член персонала (как рабочий, так и менеджер) был ответствен лишь за какую-либо одну функцию;
  • функциональное руководство. Надзор за рабочими должен носить функциональный характер и осуществляться на каждой фазе производства. Тейлор предложил перейти от единоличного к функциональному руководству, заменив власть одного мастера функциональной администрацией (несколькими руководителями-специалистами, каждый из которых давал бы рабочему указания в пределах своей компетенции;
  • измерение труда. Тейлор настаивал на изучении процессов рабочего времени, видя в этом наиболее оптимальный путь реализации производственных задач. Этот принцип предполагает измерение рабочего времени с помощью так называемых «единиц времени», представляющих дискретные элементы трудовых процессов;
  • задачи – предписания. Согласно данному принципу производственные задачи должны не только быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предприятия четко запланированы, и каждому рабочему выдаются письменные инструкции относительно его конкретных задач. Путем реализации этих мер и рабочий, и менеджер получают определенные стандарты, содействующие измерению труда;
  • программы стимулирования. Для рабочего должно быть, ясно что любой элемент труда имеет свою цену и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции, в случае же достижения большей производительности рабочему выплачивается премия;
  • труд как индивидуальная деятельность. Влияние группы делает рабочего менее продуктивным;
  • мотивация. Суть этого принципа в том, что личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей;
  • роль индивидуальных способностей. Проводится различие между способностями рабочих и менеджеров: рабочие работают за вознаграждение в настоящем, а менеджеры – ради вознаграждения в будущем.

Тейлор больший акцент ставил на индивидуальные качества работника. Он считал, что применение принципов научного управления приведет к устранению почти всех причин споров и разногласий владельцев предприятий и наемных работников.

 

Принципы организации А. Файоля. После публикации Тейлором результаты своих исследований А. Файоль сформулировал общие принципы организации. Он стремился разработать такие принципы организации, которые могли бы быть применимы во всех уровнях управления, и чтобы работать эффективно, организация должна иметь:

  • четкие цели;
  • один центр подчинения (единство управления);
  • один отдел управления (единство контроля);
  • четкие линии инстанций, по которым идут распоряжения (скалярная цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии до ее низших звеньев);
  • равенство прав и обязанностей;
  • рациональное разделение труда и логическую группировку задач по подразделениям, отделам и административным секторам высшего звена;
  • четкое определение ответственности за результаты деятельности и такие установленные официальные отношения, чтобы каждый в организации знал свою роль и положение в коллективе;
  • благоприятные возможности для проведения инициативы.

Особое значение А. Файоль придавал формальной структуре организации. По мнению А. Файоля, при использовании скалярной цепи, позволяет создать систему ответственности различных звеньев и обеспечивает единство распорядительства с последовательной передачей указаний и информации. Но при этом он указывает на чрезмерную формализацию организации и препятствия, которые возникают в организационной структуре на пути «коммуникационного потока» («мостик» Файоля).

 

Бюрократия М. Вебера. Разработал принципы построения идеального типа структуры организации, которая называется – бюрократической. принципы построения бюрократической организации состоят в следующем:

  • вся деятельность на основе разделения труда расчленяется на элементы, что позволяет определить задачи и обязанности каждого должностного лица;
  • организация строится на принципах иерархии, строгой системы подчиненности и ответственности, системы власти и авторитета;
  • деятельность организации регулируется на основе инструкций, стандартов, правил, определяющих ответственность каждого сотрудника и его обязанности;
  • управление организацией осуществляется на основе формальной безличности, т.е. исключает личные мотивы и эмоции;
  • отбор, назначение на должность и повышение по службе основываются на заслугах и достоинствах, а не на традициях и капризах.

М. Вебер полагал, что предложенная им система принципов обеспечит удовлетворительное исполнение многих однообразных организационных задач, а иерархия, власть и бюрократия лежат в основе всех социальных организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.